о назначении досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

По делу № 2-1194/11

Именем Российской Федерации

20 июня 2011г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

при секретаре Эсауловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сажневой Галины Петровны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сажнева Г.П. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии.

В обоснование иска Сажнева Г.П. указала, что работала в районе Крайнего Севера – в <адрес> и в районе, приравненном к Крайнему Северу – в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 52 лет она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии. Пенсионный фонд отказал ей в назначении досрочной пенсии, не включив в стаж периоды отпусков по уходу за детьми и период военной службы.

В судебном заседании истица поддержала свои требования и пояснила, что досрочную трудовую пенсию ей все же назначили, но в апреле текущего года. Ответчик в нарушение прав истицы не зачел период ее службы матросом в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отпуска по уходу за ребенком в ДД.ММ.ГГГГ.г. и в ДД.ММ.ГГГГ.

Сажнева Г.П. просила включить эти периоды в стаж для назначения пенсии по ранее действующему законодательству и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом вышеназванных периодов, т.е. фактически произвести доплату пенсии.

Представитель ответчика Платицына Е.Г. иск не признала, указав, что требования Сажневой Г.П. не основаны на нормах пенсионного законодательства.

Суд заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает возможным частично удовлетворить исковые требования.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствие со ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста женщинам в 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев трудовая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Каждый год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Истице на момент обращения за досрочной пенсией по вышеуказанному основанию – на ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 52 года 4 месяца, ей требовался специальный стаж 8 лет работы в районах Крайнего Севера.

Судом установлено, что ответчик не засчитал истице в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Служба осуществлялась в районах Крайнего Севера.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период действовал закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» (до 15.05.1990г.). Названный закон предусматривал одинаковые основания для назначения пенсий как гражданским лицам – рабочим и служащим, так и военнослужащим (ст.1). Кроме того, он напрямую предусматривал, что в стаж работы рабочих и служащих для назначения пенсии по старости засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (ст.ст.50-52).

Льготная пенсия для лиц, работавших в районе Крайнего Севера и приравненным к нему местностях, была установлена Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967г. № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (пункт 2).

Период службы истицы в Советской Армии относится к периодам действия означенных нормативных актов - до 01.01.2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Таким образом, вышеназванный период службы истицы подлежит включению в стаж работы при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Подобная правовая позиция неоднократно подтверждена Верховным Судом РФ (определение СК по гражданским делам от 25.07.2008г. № 2-В08-7, от 16.04.2010г. № 29-В10-1, от 09.07.2010г. № 81-В10-4 и др.).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в 1982-1983г.г. во время действия приведенных выше норм подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Законных оснований для включения в стаж работы периодов отпусков по уходу за ребенком в 1994-1996г. не имеется.

С учетом спорных периодов, подлежащих включению в трудовой стаж истицы, на ДД.ММ.ГГГГ она имела необходимые для назначения пенсии 8 лет работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, следует обязать ГУ УПФ РФ в г.Тамбове назначить Сажневой Г.П. трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом зачтенного периода.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сажневой Галины Петровны удовлетворить частично.

Включить Сажневой Галине Петровне в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе отпуск по уходу за ребенком.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове назначить Сажневой Галине Петровне трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом вышеназванного периода.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 июня 2011г.

Судья:Изгарёва И.В.

ВЕРНО: судья