РЕШЕНИЕ по делу № 2-1587/11 Именем Российской Федерации 6 июля 2011г. Ленинский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Изгарёвой И.В., с участием прокурора Татаринова С.Г., при секретаре Эсауловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к ООО «Три пятерки» и Репиной Светлане Борисовне об устройстве пандуса, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г.Тамбова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями с иском к ООО «Три пятерки», просил обязать ответчика создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в магазин и обязать построить пандус при входе в помещение магазина по адресу:г.Тамбов, <адрес>. В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В результате проверки установлено, что вход в вышеназванное помещение магазина, принадлежащего ООО «Три пятерки», не оборудован пандусом для возможности беспрепятственного доступа внутрь людей с ограниченными возможностями. По мнению прокурора, отсутствие пандуса является нарушением законодательства о социальной защите инвалидов. При рассмотрении дела с согласия истца в качестве соответчика привлечена Репина Светлана Борисовна – собственник указанного помещения. В судебном заседании прокурор Татаринов С.Г. поддержал исковые требования, просил обязать ответчиков построить пандус. Ответчик Репина С.Б., которая одновременно является директором и учредителем ООО «Три пятерки», иск не признала. Она пояснила, что устройство пандуса, помимо финансовых затрат, повлечет за собой для нее и другие негативные последствия. В частности, изменение фасада магазина должно быть согласовано в Комитете архитектуры и градостроительства <адрес> и узаконено. Следовательно, ответчик вынужден будет переоформлять свои документы, для чего также потребуются финансовые затраты. По мнению ответчицы, муниципалитет должен реализовывать права инвалидов, согласовывая проекты реконструкции помещений уже с пандусами, и нести расходы по их устройству. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования. Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Тамбова проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В результате проверки установлено, что вход в помещение продуктового магазина, расположенного по адресу: <адрес>, занятого ООО «Три пятерки», не оборудован пандусом для возможности беспрепятственного доступа внутрь людей с ограниченными возможностями – инвалидов – «колясочников». Данное обстоятельство подтверждается показаниями сторон и материалами дела. Судом установлено, что помещение №, занятое вышеназванным магазином, принадлежит на праве собственности Репиной Светлане Борисовне, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданным УФРС по <адрес>. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае инвалидности. В силу ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Права инвалидов в РФ гарантированы законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ Указанный закон гарантирует беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст.15). Так, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст.16 означенного закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствие с вышеназванными нормами, а также с учетом правил ст.210 ГК РФ следует обязать собственника помещения магазина создать условия для свободного доступа инвалидов в помещение, в частности, построить пандус. В соответствие со ст. 206 ГПК РФ и с учетом того, что на возведение пандуса требуются определенное время и денежные затраты, следует определить срок исполнения обязанности по возведению пандуса до 01.10.2011г. Доводы Репиной С.Б. суд не принимает во внимание по следующим основаниям. В соответствие со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. В силу положений ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это же правило прописано и в ст.1 ГК РФ. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ограничивает права собственников помещений, входящих в социальную инфраструктуру, в той мере, в которой это необходимо для защиты прав инвалидов, что соответствует вышеназванным положениям Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. По мнению суда, недопустимо злоупотребление своими правами со стороны владельцев социально значимых объектов, поскольку гражданские правоотношения предполагают разумность, добросовестность и законность действий их участников (ст.10 ГК РФ). Что касается обязанности органов местного самоуправления соблюдать права инвалидов, то данный вопрос не является предметом настоящего судебного спора и не может обсуждаться судом. РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворить. Обязать Репину Светлану Борисовну в срок до 01.10.2011г. создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение продуктового магазина, расположенного по адресу <адрес>, <адрес>, в частности, построить пандус при входе в магазин. В иске к ООО «Три пятерки» отказать. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 7 июля 2011г. Судья:Изгарёва И.В. ВЕРНО: судья
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,