об обязании провести рекультивацию земельных участков



РЕШЕНИЕ

По делу № 2-1591/11

Именем Российской Федерации

4 июля 2011г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

при участии прокурора Дубовицкого В.А.,

при секретаре Эсауловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Тамбова в интересах неограниченного круга лиц к Администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по рекультивации земель,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Тамбова обратился с иском в интересах неограниченного круга лиц к Администрации г.Тамбова о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по рекультивации земельных участков площадью 22га и 1,4 га, расположенных в районе улицы <адрес> г.Тамбова (в районе участков с кадастровыми номерами ), занятых несанкционированной свалкой. Просил обязать Администрацию г.Тамбова в срок до 01.06.2012г. провести рекультивацию указанных земельных участков.

В судебном заседании представитель истца Дубовицкий В.А. поддержал исковые требования. Он пояснил, что прокуратурой Советского района г. Тамбова в ходе проведения проверки исполнения законодательства об использовании государственной и муниципальной собственности выявлены нарушения, допущенные Администрацией г.Тамбова.

Органом местного самоуправления не выполняются возложенные на него федеральным законодательством обязанности в сфере обращения отходов производства и потребления, а также охраны земель. Так, на территории <адрес> расположен земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 22 гектара, на котором осуществляется несанкционированное складирование твердых бытовых отходов.

Прокуратурой района 29.09.2010г. ответчику было внесено представление, где указывалось на необходимость проведения рекультивации названного земельного участка. Однако, каких-либо реальных мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки и приведению земельного участка и почвы в надлежащее состояние, органом местного самоуправления до настоящего времени предпринято не было.

26.05.2011г. прокуратурой района с участием начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов Комитета земельных ресурсов и землепользования Администрации города Тамбова ФИО6 и главного специалиста отдела градостроительной политики Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова ФИО4 вновь проведено обследование территории по <адрес> в районе песчаного карьера.

Обследованием установлено, что на земельных участках ориентировочной площадью 22 га и 1,4 га, расположенных в районе земельных участков с кадастровыми номерами , имеет место несанкционированное складирование твёрдых бытовых отходов. Данные земельные участки располагаются на территории городского округа-город Тамбов и под организацию складирования твердых бытовых отходов Администрацией г. Тамбова не предоставлялись.

По мнению представителя истца, такое положение ведет к ущемлению гарантированных Конституцией РФ и законодательством об охране окружающей среды прав граждан, постоянно или временно находящихся на территории городского округа - г.Тамбов на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Представитель ответчика Галанова С.Ю. иск не признала и пояснила, что Администрация г.Тамбова предпринимает меры к ликвидации свалки в районе улицы <адрес> силами муниципального учреждения «Дирекция городских дорог». Денежные средства на рекультивацию земли под свалкой предусмотрены целевой программой «Природоохранные мероприятия в городе Тамбове на 2010 - 2011 годы». К разрешению данной проблемы подключилось Управление природоохраны Тамбовской области.

Представитель ответчика полагала, что Администрация не бездействует в данной ситуации, просила в иске отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель (ст.13 ЗК РФ).

В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными а иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на основании указанных положений закона ответчик обязан проводить мероприятия по очистке захламленных и загрязненных земельных участков на территории г.Тамбова в целях улучшения экологической обстановки в городе.

Судом установлено, что земельные участки площадью 22га и 1,4 га, расположенные в районе <адрес> (в районе участков с кадастровыми номерами ), заняты несанкционированной свалкой. Данные земельные участки располагаются на территории муниципального образования – <адрес> и под организацию складирования твердых бытовых отходов Администрацией <адрес> кому-либо не предоставлялись.

Прокуратурой Советского района г.Тамбова 29.09.2010г. ответчику было внесено представление, где указывалось на необходимость проведения рекультивации названных участков. 26.05.2011г. прокуратурой проведено повторное обследование территории по <адрес> в районе песчаного карьера. На момент подачи настоящего иска рекультивация земель под свалкой не проведена.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон и материалами дела.

Пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995г. № 525/67 предусмотрено, что для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей проводится рекультивация земельных участков. Согласно п.5 названного правового акта, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Судом установлено, что каких-либо реальных мер по исполнению представления прокурора Советского района от 29.09.2010г. Администрацией г.Тамбова предпринято не было. Вышеназванных действий по рекультивации земли, занятой свалкой, ответчиком фактически не осуществлялось.

Суду представлена многочисленная переписка Администрации г.Тамбова с прокуратурой и другими ведомствами, но не реальные доказательства очистки земельного участка в районе ул.Авиационной. Установка шлагбаума на свалке, устройство освещения и пропускного режима в данном районе не относится к мероприятиям по рекультивации земли, как это указано выше. Проект рекультивации суду не представлен.

Таким образом, суд считает, что следует признать незаконным бездействие Администрации г.Тамбова, связанное с непринятием мер по рекультивации земельных участков площадью 22га и 1,4 га, расположенных в районе <адрес> (в районе участков с кадастровыми номерами и ), занятых несанкционированной свалкой.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ и того, что действия по рекультивации земель требуют значительного времени, следует обязать ответчика в срок до 01.06.2012г. провести рекультивацию указанных земельных участков.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г.Тамбова удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Тамбова, связанное с непринятием мер по рекультивации земельных участков площадью 22га и 1,4 га, расположенных в районе <адрес> (в районе участков с кадастровыми номерами ), занятых несанкционированной свалкой.

Обязать Администрацию г.Тамбова в срок до 01.06.2012г. провести рекультивацию указанных земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:Изгарёва И.В.

ВЕРНО: судья

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200