2-1928/11 о включении периода работы в льготный стаж



Дело 1928/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тамбов 01 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Гребенниковой И.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комбаровой Н.Н. к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и о назначении досрочной пенсии,

установил:

Комбарова Н.Н., имея стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, 16.05.2011 года обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением комиссии ГУ-УПФ в г. Тамбове № 199 от 11.07.2011 г. в назначении досрочной трудовой пенсии истице было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы в календарном исчислении: с 06.04.1982 г. по 30.11.1986 г. в качестве старшей медсестры в яслях-саду №33, так как данное учреждение не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, что предусмотрено п.1 Списка профессий и должностей, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464; с 01.11.1999 г. по 12.09.2000 г. в должности медсестры родильного отделения стационара ТМО №2 больница им. Архиепископа Луки, так как данное учреждение не предусмотрено списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066. Кроме того, за период с 01.11.1999 г. по 30.06.2000 г. сведениями индивидуального (персонифиципрованного) учёта не подтверждается стаж на соответствующих видах работ; в льготном исчислении: с 21.03.1980 г. по 11.07.1980 г., с 15.08.1996 г. по 31.12.1996 г.-дородовый и послеродовый отпуск, с 12.07.1980 г. по 15.05.1981 г.-отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет, так как льготный порядок исчисления стажа на соответствующих видах работы в соответствии с п. 2 Постановления СМ РСФСР от 16.09.1991 г. №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» применяется к периодам работы.

Не согласившись с отказом, Комбарова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ -УПФ РФ в г. Тамбове, просила включить указанные периоды в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначить пенсию с момента обращения, с 16 мая 2011 года.

В судебном заседании Комбарова Н.Н. требования поддержала, уточнив в части включения в специальный стаж периодов работы. Просила включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 06.04.1982 г. по 30.11.1986 г. – в календарном исчислении, с 01.11.1999 г. по 12.09.2000 г. –в календарном исчислении; с 21.03.1980 г. по 15.05.1981 г. в льготном исчислении: как 1 год 6 месяцев за один год работы.

Представитель ответчика Кошелева Т.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с Правилами исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке. Право на досрочную трудовую пенсию предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу, осуществляющим лечебную деятельность не менее 25 лет в сельской местности и 30 лет в городах, при условии занятости на предусмотренных списком должностях и в учреждениях. Считает, что, с учётом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам может производиться по условиям и нормам, установленным Законом РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет», а также Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066, утвердившим аналогичный Список.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.

В соответствии с Приложением к Правилам исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в льготный стаж как один год и шесть месяцев, включается работа в качестве медсестёр отделений хирургического профиля стационаров, предусмотренных, в том числе, п. 20 Перечня - родильный дом.

В периоды с 21.03.1980 г. по 11.07.1980 г., с 12.07.1980 г. по 15.05.1981 г. истица работала в качестве медицинской сестры родильного отделения.

Вышеуказанные периоды засчитаны в специальный стаж истицы в календарном исчислении в связи с её нахождением этот период в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

Однако вывод пенсионного фонда об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев является неправильным, поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г. -времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, включаются в специальный стаж и на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Таким образом, период отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 21.03.1980 г. по 15.05.1981 г. должен быть включён в специальный стаж истицы в льготном исчислении: как 1 год 6 месяцев за один год работы.

Помимо изложенного, истица просит включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с 06.04.1982 г. по 30.11.1986 г. в качестве старшей медсестры яслей-сада.

Для зачета в стаж, дающий право на досрочную пенсию, необходимо, чтобы работа протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и учреждениях поименованных разделом «Наименование учреждений» Списка.

Действительно, Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, а также Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений…», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на досрочную пенсию», утверждённым Постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, на которые в обоснование своих возражений ссылается ответчик, не предусмотрено такое наименование учреждения как «ясли- сад», работа в котором в качестве медицинской сестры даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Однако, в спорный период работы истицы до 1 января 2002года- до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам-, действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Вместе с тем, должна приниматься во внимание правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, о том, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Кроме того, как указано в постановлении Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004г., на которое в обоснование своих возражений ссылается ответчик, нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.

Таким образом, период работы истицы в должности старшей медсестры с 06.04.1982 г. по 30.11.1986 г. в яслях-саду подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное толкование и применение пенсионного законодательства, по основаниям, указанным выше, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, истица просит включить в специальный стаж период работы с 01.11.1999 г. по 12.09.2000 г. в должности медсестры родильного отделения стационара ТМО №2 больница им. Арх. Луки.

Право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов такой работы, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

Списком от 29.10.2002 года ТМО не предусмотрены.

Согласно абз. 4 п.6 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях» засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в Списке от 29.10.2002 г., в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (ТМО).

ТМО в соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава России от 03.11.1999 года №395 (утратил силу в связи с изданием приказа Минздрава России от 03.06.2003 г. №229), представляло собой комплекс лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально-отраслевому принципу, и являлось лечебно-профилактическим учреждением, поименованным в п. 1.2.3. указанной номенклатуры.

Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 г. №73 ТМО из перечня учреждений здравоохранения исключено. При этом, согласно Примечанию к Номенклатуре от 03.11.1999 г. объединение на функциональной основе по территориальному признаку в территориальные медицинские организации (ТМО) с сохранением самостоятельности и статуса юридического лица было возможно в отношении лечебно-профилактических учреждений, предусмотренных названной Номенклатурой.

Головной организацией ТМО являлась поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагались функции органа управления ТМО.

В этой связи, врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, объединившихся в ТМО с сохранением статуса юридического лица, могут реализовать своё право на досрочное пенсионное обеспечение как работники обособленных лечебно-профилактических учреждений, если эти учреждения предусмотрены Списком от 29.10.2002 г.

Как следует из материалов дела, истица в спорный период работала в таком обособленном подразделении, как родильное отделение городской больницы, наименование которой отвечает требованиям названного Списка.

Кроме того, Конституционный суд РФ Постановлением от 29.01.2004 г. №2-П установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий и специальный трудовой стаж полностью или частично)».

С учётом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работы, имевших место до 01.01.2002 г., может производиться по нормам, действовавшего на 31 декабря 2001 года пенсионного законодательства.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» было установлено, что в указанную выслугу засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06.09.19991 г. №464, а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными вышеназванным Постановлением.

Как следует из материалов дела, все последующие изменения в наименовании 2-ой городской больницы производились в целях приведения в соответствие наименований муниципальных лечебно-профилактических учреждений номенклатуре учреждений здравоохранения.

Кроме того, как следует из Постановления Мэра г. Тамбова №2874 от 14.06.2000 года наименование «территориальное медицинское объединение №2 (ТМО №2) изменено на муниципальное лечебное учреждение «Больница имени Архиепископа Луки», то есть, на наименование учреждения, предусмотренное Списком. При этом функции учреждения и вид деятельности не менялся. Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом установлении тождества между ТМО и МЛПУ.

Следовательно, период работы: с 01.11.1999 г. по 12.09.2000 г. должен быть засчитан в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, с учётом изложенного, на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, на 16 мая 2011 года, её специальный стаж составлял более 30 лет. Данный подсчёт стороны не оспаривают.

С учётом требований ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Комбаровой Н.Н. должна быть назначена досрочная трудовая пенсия с 16 мая 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Комбаровой Н.Н..

Включить Комбаровой Н.Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды работы:

с 06.04.1982 г. по 30.11.1986 г. – в календарном исчислении, с 01.11.1999 г. по 12.09.2000 г. –в календарном исчислении;

с 21.03.1980 г. по 15.05.1981 г. в льготном исчислении: как 1 год 6 месяцев за один год работы.

Назначить Комбаровой Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с 16 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированное решения.

Судья Шелуханова С.П.

Мотивированное решение составлено 01 сентября 2011 года.

Судья Шелуханова С.П.