РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Тамбова Тамбовской области в составе председательствующего судьи Мороз Л.Э. при секретаре Купцовой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1968/11 по иску Швецовой Валентины Николаевны к ГУ Управление пенсионного фонда в Тамбовском районе Тамбовской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, УСТАНОВИЛ: Швецова В.Н. предъявила иск к ГУ Управление пенсионного фонда в Тамбовском районе Тамбовской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. 31 марта 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Её медицинский стаж работы в различных учреждениях составлял более 30 лет. Решением комиссии по назначению пенсий ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области от 20.06.2011г. № 44 ей в назначении пенсии было отказано. По мнению ответчика, не могут быть включены в ее трудовой стаж периоды работы: с 06.04.1979 г. по 01.10.1982 г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек»; с 25.04.1983 г. по 23.06.1997 г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек», так как данное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Считая отказ пенсионного фонда в назначении пенсии незаконным, истица предъявила иск в суд. В судебном заседании истица Швецова В.Н. исковые требования поддержала. Пояснила, что в периоды с 06.04.1979 г. по 01.10.1982 г., с 25.04.1983 г. по 23.06.1997 г. она работала в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек», осуществляла медицинскую деятельность. В ее обязанности входило: подготовить детей к осмотру, проводить санобработку, делать детям прививки, наблюдать за состоянием их здоровья. В соответствии с п.1 Раздела II Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, право на получение соответствующей пенсии имеют медицинские сестры, осуществляющие трудовую деятельность в детских садах и объединенных яслях-садах. Истица просила суд включить периоды работы с 06.04.1979 г. по 01.10.1982 г., с 25.04.1983 г. по 23.06.1997 г. в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности, и назначить ей пенсию с момента обращения за ней, то есть с 31.03.2011г. Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Дугина Н.Е. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении комиссии в отказе в назначении пенсии. Дополнила, что спорные периоды работы истицы не могут быть включены в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, так как она не работала в медицинском учреждении. Просила суд отказать Швецовой В.Н. в удовлетворении иска. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело истицы, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В силу ст.27 п.1 пп.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями от 30 декабря 2008г.N319-ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. В силу п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела. В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом установлено, что в периоды работы с 06.04.1979 г. по 01.10.1982 г., с 25.04.1983 г. по 23.06.1997 г. Швецова В.Н. работала в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек», осуществляла медицинскую деятельность. Данный факт подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела: копией трудовой книжки. В соответствии с Приложением № 2 к Приказу Министра просвещения СССР от 31.12.1971г. № 103 Типовые штаты яслей-садов не предусматривала наличие такой должности как медсестра-воспитатель в перечне должностных лиц, работающих с ясельными группами, в штате значились только медицинские сестры. Согласно разделу II Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, действовавшего в данный спорный период, детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады относились к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям. В соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно части 2 ст. 55 Конституции РФ В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключение детских учреждений из номенклатуры учреждений здравоохранения не изменила функциональным обязанностям истицы. При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты10-12пункта1статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть2), 19 (части1 и 2), 35 (часть1), 37 (части1 и 3), 39 (части1 и 2) и 55 (часть3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. При разрешении данного дела суд исходит из того, что функциональные обязанности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детских яслей, детского сада, дошкольных учреждений не отличаются от функциональных обязанностей медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения детской поликлиники по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школах и дошкольных учреждениях. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "детский сад". Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959года N1397 утратило силу с 1 октября 1993года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993года N953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N464 от 6 сентября 1991года, действовавший с 6 сентября 1991года до 1 ноября 1999года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ N1066 от 22 сентября 1999года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были. Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы Швецовой В.Н. в должности медицинской сестры в детском саду после 1 октября 1993года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат. При таких обстоятельствах в стаж для назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения подлежат включению периоды работы с 06.04.1979 г. по 01.10.1982 г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек»; с 25.04.1983 г. по 30.09.1993 г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» на основании действовавшего в указанные периоды постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959года N1397. Период работы с 01.10.1993г. по 23.06.1997г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек» не подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, так как с 1 октября 1993года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993года N953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959года N1397 утратило силу. С 01.10.1993 года детские сады не были включены в перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Не подлежат удовлетворению и требования Швецовой В.Н. и о досрочном назначении трудовой пенсии с 31.03.2011г., так как на момент обращения с заявлением в ГУ УПФ в Тамбовском районе о досрочном назначении трудовой пенсии у нее отсутствовал необходимый 30 летний стаж лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Швецовой Валентины Николаевны удовлетворить частично. Обязать ГУ Управление пенсионного фонда в Тамбовском районе Тамбовской области включить Швецовой Валентине Николаевне в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы: с 06.04.1979 г. по 01.10.1982 г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек»; с 25.04.1983 г. по 30.09.1993 г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек». В удовлетворении иска к ГУ Управление пенсионного фонда в Тамбовском районе Тамбовской области в части включения в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 01.10.1993г. по 23.06.1997г. в должности старшей медсестры МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеек», назначении пенсии с 31.03.2011 года Швецовой Валентине Николаевне отказать. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.Э. Мороз Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2011 года. Судья Л.Э. Мороз
"О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт1статьи27 и подпункты7-13пункта1статьи28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).