Дело №2-1896/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г.Тамбов 15 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Шелухановой С.П., при секретаре Гребенниковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дронова М.Т. к Администрации г. Тамбова о восстановлении в очереди нуждающегося в получении жилого помещения, установил: Дронов М.Т. является инвалидом Великой Отечественной войны. В период с 29.12.1994 г. он с составом семьи два человека состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди « Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших воинов». До 20.11.2009 г. он с женой и своим сыном проживал в двухкомнатной квартире № общей площадью 43,6 кв.м в доме № по ул. Новикова-Прибоя г. Тамбова, принадлежащей ему на праве собственности. 20.11.2009 г. данную квартиру Дронов М.Т. продал своему сыну. Впоследствии Дронов М. Т. был исключен из очереди нуждающихся в получении жилого помещения и Постановлением администрации г. Тамбова от 04.02.2010 г. №718 ему отказано в восстановлении в этой очереди. В обоснование отказа указано на то, что в настоящее время он с женой зарегистрирован в квартире № общей площадью 28,8 кв.м в специализированном доме № по ул. Чичканова, предоставленной с целью отселения от семьи сына, а также на основании ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не согласившись с отказом, Дронов М.Т. обратился в суд с иском о восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении с составом семьи два человека по списку очереди «Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших воинов». В обоснование иска Дронов М.Т. указал, что продажа им своей квартиры не послужила основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку оно возникло до этого момента, в 1994 году, в то время когда он уже являлся собственником проданной квартиры. Кроме того, ст. 56 ЖК РФ, предусматривающая основания снятия с учёта, содержит исчерпывающий перечень таких оснований, ни оного из которых у него не имелось. В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Ильинская А.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям и уточнила, просила восстановить Дронова М.Т. в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещение с составом семьи два человека по списку очереди «Инвалиды ВОв и семьи погибших воинов» с момента первоначального принятия на учет, с 29 декабря 1994 года. Представитель ответчика Сысоева З.А. судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в Постановлении Администрации г. Тамбова от 04.02.2010 г. №718. Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании Дронов М.Т., как инвалид Великой отечественной войны, с 29.12.1994 года с составом семьи 2 человека: он и супруга был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Инвалиды Великой Отечественной войны». Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика основанием для снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило предоставление истцу однокомнатной квартиры в специализированном доме № по ул. Чичканова г. Тамбова. Однако данное обстоятельство противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы обеспечения жильём инвалидов ВОв. Так, обязанностью государства является гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2.7.15 (части 1 и 2), 18,21 (часть1) и 39 (часть1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть1), 71 ( пункты «а», «б», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления связан с конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично- правовых обязательств. Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны объем предоставленных им социальных гарантий (Определение Конституционного Суда РФ от 6 октября 2008 года №679 О-О) Согласно части первой статьи 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199- ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов. С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципального образования», которым Федеральный закон «О ветеранах» был дополнен статьей 23.2 ( пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации - статьей 28.2 ( пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, объем средств, предусмотренный в Федеральном Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров ( в настоящее время для инвалидов войны – 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 таким органом является Министерство регионального развития РФ). Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация Тамбовской области постановлением от 21 января 2003 года №37 утвердила Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, предоставления субсидии. В соответствии с данным Положением социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв.м- для одиноких граждан, 42 кв.м – на семью из 2 человек и по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В соответствии с п.1.8 Положения гражданин информируется об условиях получения безвозмездной субсидии и дает письменное согласие на исключение из очереди на улучшение жилищных условий после решения жилищной проблемы. Все вышеперечисленное свидетельствует, во- первых о том, что государство взяло на себя публично- правовое обязательство обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны достойными их особого правового статуса жилыми помещениями (а не специализированными, а, следовательно, предоставляемыми во временное пользование некоторой категории граждан, в том числе, инвалидам войны) с учетом предусмотренных законодательством льгот. То есть, этой категории граждан должны быть предоставлены такие жилые помещения, либо такие меры социальной поддержки в области жилищных прав, после получения которых они перестали бы являться нуждающимися в улучшении жилищных условий. Во- вторых, улучшение жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны предполагает улучшение жилищных условий всех членов его семьи, вставших на учет до 1 января 2005 года вместе с ним. Дронов М.Т., будучи собственником квартиры, которую впоследствии продал сыну, с декабря 1994 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поэтому данная продажа квартиры не может расцениваться как умышленное совершение действий, приведших к ухудшению жилищных условий истца и к данной ситуации неприменимы нормы статьи 53 ЖК РФ. Таким образом, Дронов М.Т., являясь инвалидом Великой Отечественной войны, имея особый правовой статус, а также член его семьи - жена, переехав в жилое помещение специализированного жилого фонда, не перестали быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. Заявления о снятии его с очереди в связи с решением жилищной проблемы, он не писал. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения существовавшего до нарушения права. Как следует из обозреваемого в судебном заседании учётного дела, Дронов М.Т. постановлением администрации Советского района г. Тамбова от 29 декабря 1994 года №837 с составом семьи из 2 человек принят на учёт на улучшение жилищных условий по списку инвалидов войны и семей погибших воинов. Следовательно, на основании вышеизложенного, исковые требования Дронова М.Т. подлежат удовлетворению в полном объеме- он должен быть восстановлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид Великой Отечественной войны с момента его принятия на первичный жилищный учёт- с 29 декабря 1994 года. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Дронова М.Т. удовлетворить. Восстановить Дронова М.Т. с составом семьи два человека в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди «Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших воинов» с 29 декабря 1994 года. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней. Судья С.П.Шелуханова