Дело № 2-1965/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «15» сентября 2011 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе: Судьи Амельчевой И.Н. С участием прокурора Хорошуна К.Ю. При секретаре Сесиной И.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязанности организовать работы по приведению дорожного полотна автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ и ФЗ «О безопасности дорожного движения» У С Т А Н О В И Л : Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязанности организовать работы по приведению дорожного полотна автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ и ФЗ «О безопасности дорожного движения», указав, что прокуратурой района была проведена проверка соответствия требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожного полотна автомобильной дороги на пересечении улиц Заводской и Пролетарской, на участке улицы 2-я Линия в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова. В ходе проверки было установлено, что дорожное полотно указанных дорог не соответствует требованиям указанного ГОСТа и требует ремонта. Согласно ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Просил признать бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по приведению дорожного полотна автомобильных дорог на пересечении улиц Заводской и Пролетарской, на участке улицы 2-я Линия в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 незаконным и обязать администрацию г.Тамбова привести дорожное полотно указанных автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ст.ст.1,3,12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. 15.09.2011 г. прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил признать бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по приведению дорожного полотна автомобильных дорог на пересечении улиц Заводской и Пролетарской, на участке улицы 2-я Линия в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 незаконным и обязать администрацию г.Тамбова организовать работы по приведению дорожное полотно указанных автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ст.ст.1,3,12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В суде прокурор Хорошун К.Ю. заявленные уточненные исковые требования поддержал. Представитель администрации г.Тамбова Галанова С.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии со ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» одной их функций органов местного самоуправления является осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Для выполнения работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог, а также ряда иных функций некоммерческого характера органами местного самоуправления городского округа – город Тамбов было создано МБУ «Спецдорсервис». Автодорога по ул.Михайлова в г.Тамбове была включена в график планирования ямочного ремонта в 2011 году, но на ее ремонт не хватило денежных средств. Ремонт автомобильных дорог на пересечении улиц Заводской и Пролетарской, а также на участке улицы 2-я Линия в районе дома № 7 вообще не планировался из-за нехватки денежных средств. Бездействий в этом вопросе администрация г.Тамбова не допускала. Просила в удовлетворении исковых требований прокурору отказать. Представитель МУ «Дирекция городских дорог» Семенов А.Е. с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснив, что в настоящее время их учреждение не отвечает за содержание автомобильных дорог и их текущим ремонтом не занимается. Представитель МБУ «Спецдорсервис» Хримина М.В. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что одновременно все автомобильные дороги в г.Тамбове отремонтировать невозможно из-за нехватки денежных средств, выделяемых из городского бюджета. В план-график на текущий ремонт на 2011 г. включена автодорога на ул.Михайлова, но на ее ремонт денежных средств не хватило ввиду затрат денежных средств на непредвиденные работы. По остальным указанным в иске прокурора автодорогам ремонт не планировался. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.12 ч.1 и ч.2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ст.17 ч.1 и ч.2 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В силу ст.16 ч.1 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Об этом же указано и в ст.6, 7, 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4.05.2005 г. № 704, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 г. № 1161. Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа – город Тамбов относится выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. В целях осуществления данного предмета деятельности администрацией г.Тамбова было создано МУ «Дирекция городских дорог и пассажирского транспорта» (п. 1.4 и 2.1 Устава данного муниципального учреждения). Постановлением администрации г.Тамбова № 2536 от 19.04.2011г. реорганизовано МУ «Дирекция городских дорог» с сохранением основного вида деятельности, путем выделения с возникновением муниципального бюджетного учреждения «Тамбовдорремонт», муниципального бюджетного учреждения «Спецдорсервис». Постановлением администрации г.Тамбова № 3606 от 27.05.2011г. утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Спецдорсервис», согласно п.2.1, п.2.2 которого Учреждение создано в целях эффективного использования средств местного бюджета, направляемых на финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог в пределах территории г.Тамбова; Учреждение осуществляет, в том числе, организацию и выполнение работ по содержанию и ремонту городских территорий, дорог, тротуаров. Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - город Тамбов, утвержденному решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2008 г. № 830 (с изменениями от 29.04.2009 г. и от 01.10.2009 г.) автомобильные дороги на ул.Заводской и Пролетарской, ул. 2-ая Линия и ул.Михайлова являются автомобильными дорогами местного значения, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика. В график планирования ямочного ремонта городских улиц в 2011г., утвержденный генеральным директором МУ «ДГД» и согласованный председателем комитета городского хозяйства администрации г.Тамбова, включена автодорога на ул.Михайлова, планируемый объем работ 550 кв.м., планируемый срок выполнения работ- август. Планом мероприятий перспективного развития улично-дорожной сети городского округа - город Тамбов на 2010-2012 годы, утвержденным постановлением администрации г.Тамбова от 10.09.2010 г. № 7928 (с изменениями от 5.10.2010 г.) предусмотрен ремонт данной дороги и его финансирование, однако Муниципальному учреждению «Дирекция городских дорог» денежные средства на 2011 год на ремонт данной дороги не были выделены ввиду их затрат на непредвиденные работы, о чем пояснили в суде представитель ответчика и представители 3-х лиц. Между тем, проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова проверкой с участием представителей МУ «Дирекция городских дорог» и представителя ОГИБДД УВД по г.Тамбову было установлено, что на проезжей части указанных автодорог имеются отдельные разрушения проезжей части, которые превышают предельно-допустимые размеры, определенные ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятому постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, о чем свидетельствует акт совместной проверки от 30.06.2011г., который не оспаривал представитель ответчика. Из пояснений представителей ответчика и МУ «Дирекция городских дорог», МБУ «Спецдорсервис» в суде следует, что данные дороги не соответствует требованиям п.3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 ГОСТа Р 50597-93, то есть имеют недопустимые повреждения покрытия. Об этом же указывает и акт совместной проверки от 14.09.2011 г., проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова совместно с представителем МКУ «Дирекция городских дорог», представителем МБУ «Спецдорсервис» и представителем Комитета городского хозяйства администрации г.Тамбова. Администрация г.Тамбова разрабатывает и утверждает план мероприятий по ремонту автомобильных дорог, является главным распорядителем бюджетных средств, обязана осуществлять контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения. На 2011 год ремонт дороги на ул.Михайлова запланирован, но денежные средства на эти цели МУ «Дирекция городских дорог» не выделены. Ремонт дорог на ул.Заводской и Пролетарской, ул. 2-ая Линия вообще не планировался. Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по приведению дорожного полотна автодороги на пересечении улиц Заводской и Пролетарской г.Тамбова, на участке улицы 2-я Линия г.Тамбова в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ст.ст.1,3 и 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и обязать администрацию г.Тамбова организовать работы по приведению дорожного полотна автодороги на пересечении улиц Заводской и Пролетарской г.Тамбова, на участке улицы 2-я Линия г.Тамбова в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221 и ст.ст.1,3 и 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по приведению дорожного полотна автодороги на пересечении улиц Заводской и Пролетарской г.Тамбова, на участке улицы 2-я Линия г.Тамбова в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ст.ст.1,3 и 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Обязать администрацию г.Тамбова организовать работы по приведению дорожного полотна автодороги на пересечении улиц Заводской и Пролетарской г.Тамбова, на участке улицы 2-я Линия г.Тамбова в районе дома № 7 и на ул.Михайлова г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221 и ст.ст.1,3 и 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.Н.Амельчева Мотивированное решение изготовлено 16.09.2011 г. судья И.Н.Амельчева Копия верна: судья И.Н.Амельчева