Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Фокиной Т.К. при секретаре Горбачевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2282/2011 по иску Усковой Елены Сергеевны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области о выплате части средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Ускова Е.С. обратилась с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе с учетом уточнения об обязании выдать половину средств материнского капитала на улучшение жилищных условий (реконструкцию) в размере <данные изъяты> руб.18 коп., указав, что она получила сертификат при рождении второй дочери. Они с мужем решили применить материнский капитал на улучшение жилищных условий в виде реконструкции части частного дома, собственником которой и земельного участка является муж. 03.02.2011 года обратились в Пенсионный фонд, на что дан письменный ответ о согласии на выдачу материнского капитала, но через некоторое время получили письменный отказ со ссылкой на пункт ч.2 ст.8 ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года. Основанием для отказа указано, что в собственности часть жилого дома, а не индивидуальный жилой дом. Кроме того, имеются разночтения в кадастровых адресах дома и земли. С соседями, которым принадлежит вторая часть дома, имеется мировое соглашение на раздел данного дома. У них разные входы и никак с ними не соприкасаются. Имеется разрешение на пристройку. Сертификат – дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей. Пристраивать хотели спальни для детей, чтобы улучшить их условия проживания. В судебном заседании истица Ускова Е.С. поддержала исковые требования, пояснив, что отказ Пенсионного фонда считает необоснованным, так как после дарения свекром ее мужу доли дома и земельного участка, с совладельцем заключено соглашение о прекращении права общей долевой собственности. Мужу принадлежит право на часть дома, которая является самостоятельной частью, изолированной от бывшего совладельца. Отказ Пенсионного фонда нарушает право на улучшение жилищных условий, дети спят в проходном зале, где спит и бабушка. Вместе с ними проживают родители мужа. Представитель ответчика Дугина Н.Е. исковые требования не признала, пояснив, что истице отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, так как согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ мужу истицы ФИО3 принадлежит на праве общей долевой собственности 58/100 доли жилого <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на строительство, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Объектом индивидуального жилищного строительства с учетом ч.3 ст.48, п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи, как правило, создаваемый на средства одного собственника или лиц, связанных родственными отношениями, находящийся в частной собственности. Из представленных Усковой Е.С. документов, занимаемое ее семьей помещение, не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, поскольку жилой дом занят двумя семьями, принадлежит на праве общей долевой собственности разным лицам, - не членам одной семьи. Вторая часть дома принадлежит в праве долевой собственности 42/100 доли. Занимаемое истцом и членами семьи жилое помещение не обладает признаками объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, п.3 ст.10.2 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» предусматривает, что в случае, если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляется на реконструкцию, то должна быть представлена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства, а не доли жилого дома, как в случае с истицей. В связи с этим средства материнского капитала не могут быть направлены на реконструкцию занимаемого истицей жилого помещения на основании пп.2 ч.1 ст.10 Федерального закона № 256-ФЗ. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Ширшова Л.М. исковые требования не признала, поддержав доводы представителя ответчика Дугиной Н.Е. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно государственному сертификату на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ серии МК-1 № Ускова Елена Сергеевна имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 250000 руб. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Усковой Е.С. отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ и направлении средств на улучшение жилищных условий: реконструкцию объекта индивидуального жилищного средства в сумме <данные изъяты> руб.18 коп. по основанию не соответствия документам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» п.10.2. В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями на 01.07.2011г) лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Согласно п.2 ст. 8 указанного закона в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3,4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка). В соответствии с п.2 ч.1 ст.10 названного закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. В силу ч.1.1 ст.10 названного закона часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке: 1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследующего владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге); 3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции; 4) письменного обязательства лица (лиц) на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей). В соответствии с п.2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее – сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на приобретение или строительство жилого помещения; на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно п.10.2 Правил для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «а» пункта 10.1 настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящим Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке: копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, или право пожизненного наследующего владения земельным участком, или право аренды земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства; копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, супруга, лица получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства - в случае если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на его реконструкцию; письменное обязательство лица (лиц) на которое оформлено разрешение на строительство, в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей с определением размера долей по соглашению. В суде установлено, что все выше перечисленные документы, необходимые для получения части средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, истицей представлены. Ответчиком отказано в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского капитала на основании п.10.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007г., поскольку считает, что должно быть представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства, а не доли жилого дома. В суде установлено супругу истицы ФИО3 принадлежит на праве собственности на основании договора дарения 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ часть № жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок по этому же адресу принадлежит на праве собственности на основании договора дарения ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок находится в индивидуальной собственности на основании свидетельства о праве собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно кадастровому паспорту части здания от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества часть № жилого дома находится по адресу <адрес>, ранее объект был зарегистрирован в составе жилого дома на праве долевой собственности за ФИО2 – 42/100; ФИО3 – 58/100. В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО3 и ФИО2, стороны прекращают право общей долевой собственности на недвижимое имущество, которое состоит из одноэтажного жилого дома (литер А) общей площадью 105,9 кв. м, инвентарный номер 759/24, расположенное по адресу: <адрес>; выделяют в натуре 58/100 доли указанного жилого дома в виде части № общей площадью 64,5 кв.м и считают принадлежащей на праве собственности ФИО3, 42/100 доли в виде части № указанного жилого дома выделяют и считают принадлежащей на праве собственности ФИО2 Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области. Согласно ст.219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Администрацией Тамбовского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № выдать разрешение ФИО3 на реконструкцию индивидуального жилого дома в <адрес> на земельном участке площадью 2243, находящимся в собственности. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры, строительства и ЖКХ администрации Тамбовского района ФИО3 (супругу истицы) выдано разрешение на строительство, согласно которому разрешается реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Суд считает отказ ответчика в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского капитала незаконным и доводы представителей ответчиков не состоятельными. Согласно ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Статья 19 Жилищного кодекса РФ содержит определение «индивидуального жилищного фонда», которое определяет его как совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами-собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами-собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. «Частный жилищный фонд» - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц. В силу ч.4 ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ч.5 ст.19 указанного закона государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Согласно техническому паспорту, выданному Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес> является объектом индивидуального жилищного строительства. Не может суд признать обоснованными возражения ответчика со ссылкой на ч.3 ст.48 и п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, а также письмо Министерство регионального развития РФ от 29.12.2007 года № 24332-СК/08. Положения ч.3 ст. 48 и п.1 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ регламентируют необходимость подготовки проектной документации и проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Письмо Министерства регионального развития РФ от 29.12.2007 года № 24332-СК/08 также разъясняет отсутствие обязанности подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» разъяснения по порядку применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Анализируемое письмо не содержит упоминания о согласовании этих разъяснений с выше указанными Министерствами, поэтому суд считает ссылку ответчика на данные разъяснения не состоятельной. Оценивая в общей совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что занимаемая семьей Усковой Е.С. часть <адрес> в <адрес> является объектом индивидуального строительства. Других оснований для отказа в удовлетворении заявления о направлении части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий у ответчика не имелось. В связи с этим суд считает необходимым обязать ответчика произвести выплату истице часть средств материнского капитала в размере <данные изъяты> руб.18 коп. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Усковой Елены Сергеевны удовлетворить. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области выплатить Усковой Елене Сергеевне на улучшение жилищных условий (реконструкцию) часть средств материнского капитала в размере <данные изъяты> руб.18 коп. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Фокина Т.К. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Фокина Т.К.