2-1948/2011 О включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной работой



Дело № 2-1948/2011 РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

г. Тамбов 10 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Гребенниковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пчелинцевой И.А. к ГУ-УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной работой, и о назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Пчелинцева И.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области о включении в льготном исчислении периодов работы для назначения трудовой пенсии досрочно, в связи с работой в Тамбовской областной офтальмологической больнице в должности медицинской сестры палатной 1-го детского отделения с 07.08.1986 г. по 04.04.1988 г., с 01.12.1989 г. по 31.10.1990 г., с 04.11.1993 г. по 28.02.2003 г. ; с 05.04.1988 г. по 29.07.1988 г., с 01.11.1990 г. по 16.02.1991 г.- отпуск по беременности и родам, с 30.07.1988 г. по 30.11.1989 г., с 17.02.1991 г. по 29.06.1992 г.-отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с 30.06.1992 по 05.10.1992 г.-отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; с 06.10.1992 г. по 03.11.1993 г., с 01.03.2003 г. по 23.06.2011 г.- в должности медсестры палатной 1-го детского офтальмологического отделения ГУЗ Тамбовская офтальмологическая больница. Просила назначить досрочную трудовую пенсию с 23.06.2010 года.

В обоснование иска истица сослалась на применение действующего в спорные периоды законодательства: Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, в соответствии с которым право на указанный вид пенсии имеет средний медицинский персонал независимо от наименования учреждения и должности. Кроме того, среднему медперсоналу отделений хирургического профиля стационаров один год работы в указанных должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.

В судебном заседании истица требования поддержала, уточнила, просила включить указанные периоды, за исключением периода работы с 01.03.2003 г. по 23.06.2011 г., в специальный стаж работы в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию с 23 июня 2011 года. Пояснила, что 1-е детское отделение Тамбовской областной офтальмологической больницы относится к отделениям хирургического профиля.

Представитель ответчика Тулупова С.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с Правилами исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке. Периоды работы в качестве медицинской сестры палатной 1-го детского отделения Тамбовской областной офтальмологической больницы в льготном исчислении засчитать нельзя, так как данное отделение не относится к отделениям хирургического профиля и Перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев не предусмотрена должность палатной медсестры.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно решения ГУ_УПФ РФ в г. Тамбове №198 от 11.07.2011 г. истице в стаж для начисления пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть за выполнение лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста засчитано 23 года 09 месяцев 19 дней. Действительно в Приложении к Правилам исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в льготный стаж как один год и шесть месяцев, ни структурное подразделение, ни должность истицы, занимаемая в спорные периоды, не значатся.

Между тем в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения…» указано, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными пунктом 1 данного Постановления.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 установлено, что лечебная работа по охране здоровья населения в должностях, согласно прилагаемого Списка профессий и должностей работников здравоохранения … даёт право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно п. 2 названного Постановления исчисление выслуги врачам и хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу (палат) хирургического профиля стационаров засчитывается одни год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.

То есть, в Списке названы должности врачей и медицинского персонала лечебно- профилактических учреждений независимо от наименования должности, но осуществляющих медицинскую деятельность в отделениях хирургического профиля.

Ответчик считает, что 1-е детское отделение Тамбовской офтальмологической больницы не относится к отделениям хирургического профиля. Однако данное обстоятельство опровергается установленными в судебном заседании обстоятельствами и материалами дела.

Так, в судебном заседании обозревались операционные журналы 1-го отделения за период с 1986 г. по декабрь 1999 г., из которых следует, что 1-е детское отделение относится к отделениям хирургического профиля. То же подтверждается справкой ОГУЗ «Тамбовская офтальмологическя больница от 07.10.2011 г., а также положением о работе первого детского офтальмологического отделения ОГУЗ «Тамбовская офтальмологическая больница».

Кроме того, как видно из приказа №21 от 25.02 2003 года «Тамбовской офтальмологической больницы» 1-е детское отделение переименовано в офтальмологическое отделение без изменения профиля работы.

Таким образом, суд приходит к выводу о тождественности наименования «1-е детское отделение Тамбовской офтальмологической больницы» и «офтальмологическое отделение».

Наряду с этим, приказом Минздрава РФ от 29 января 1999 г. N 28"О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений" офтальмологическое отделение включено в Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений.Вместе с тем, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, действующим на момент оценки права истицы на назначение досрочной трудовой пенсии, к отделениям хирургического профиля отнесено офтальмологическое отделение.

При таких обстоятельствах, периоды работы истицы с 07.08.1986 г. по 04.04.1988 г., с 01.12.1989 г. по 31.10.1990 г., с 04.11.1993 г. по 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры палатной детского отделения Тамбовской офтальмологической больницы подлежат зачёту в специальный стаж в льготном исчислении как год и шесть месяцев за один год работы.

Период работы с 01.11.1999 г. по 28.02.2003 г. в этой же должности в льготном исчислении зачёту не подлежит по вышеизложенным основаниям.

Помимо изложенного, истица просит включить в льготном исчислении периоды отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком до трех лет с 05.04.1988 г. по 30.11.1989 г. и с 17.02.1991 г. по 05.10.1992 г.

Отказывая Пчелинцевой И.А. в части включения периода нахождения ее в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный стаж в льготном исчислении, ответчик исходил из того, что порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ применяется только к периодам работы.

С таким утверждением согласиться нельзя.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Таким образом, период отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет с 05.04.1988 г. по 30.11.1989 г., с 01.11.1990 г. по 29.06.1992 г. и с 30.06.1992 г. по 05.10.1992 г. должны быть включены в специальный стаж истицы в льготном исчислении: за один год - 1 год и шесть месяцев.

Кроме изложенного, в специальный стаж истицы не включён период нахождения в отпусках по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992 г. по 03.11.1993 г., которые истица просит включить в специальный стаж в льготном исчислении.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25сентября 1992года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19ноября 1982года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22января 1981года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25сентября 1992года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6октября 1992года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22августа 1989года N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1декабря 1989года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22мая 1990года N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970года; статья71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19ноября 1982года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте15 Постановления N25 от 20декабря 2005года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6октября 1992года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы о включении периодов отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора и трех лет в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной т рудовой пенсии по старости.

И по вышеизложенным основаниям указанный период должен быть исчислен в льготном исчислении: как 1 год 6 месяцев за один год.

В соответствии со ст. 19 указанного закона, трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией с соблюдением условия возникновения права на эту пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено в судебном заседании Пчелинцева И.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии 23 июня 2011 г. Решением пенсионного фонда принят к зачёту специальный стаж, равный 23 годам 09 месяцам 19 дням.

Ответчик не оспаривает наличие требуемого стажа с учётом спорных периодов для назначения досрочной трудовой пенсии.

В силу вышеприведённой нормы досрочная пенсия Пчелинцевой И.А. должна быть назначена со дня наступления права на пенсию, с 23.06. 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Пчелинцевой И.А..

Включить Пчелинцевой И.А. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в исчислении один год и шесть месяцев за один год работы периоды работы:

с 07.08.1986 г. по 04.04.1988 г., с 01.12.1989 г. по 31.10.1990 г., с 04.11.1993 г. по 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры палатной детского отделения Тамбовской офтальмологической больницы;

с 05.04.1988 г. по 30.11.1989 г., с 01.11.1990 г. по 29.06.1992 г. и с 30.06.1992 г. по 05.10.1992 г., с 06.10.1992 г. по 03.11.1993 г.- отпуск по беременности и родам и уходу за ребенком до трех лет.

Назначить Пчелинцевой И.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 23 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Шелуханова С.П.