Об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Гусякова.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2012 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Фокиной Т.К.

При секретаре Горбачевой Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2012 по иску Гусяковой Валентины Ивановны к Администрации г. Тамбова, Администрации Тамбовской области, Управлению труда и социального развития Тамбовской области о признании права получения жилого помещения вне очереди по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Гусякова В.И. обратилась с иском к администрации г. Тамбова о признании за ней права на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма, возложении на администрацию города обязанности по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 36 кв. метров, определив срок исполнения решения. Гусякова указала, что является ветераном Великой Отече­ственной войны, вдовой погибшего участника Великой Отечественной воины, ветераном труда, проживает на условиях договора найма жилого помещения в доме, который постановлением Администрации города Тамбова *** от *** признан аварийным и подле­жащим сносу. В собственности не имеет никакого жилого помещения. Постановлением Администрации города Тамбова *** от *** она принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. В Указе Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обес­печении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов указано, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю: считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучше­нии жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному за­кону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Она обратилась в Администрацию Тамбовской области с просьбой обеспе­чить за счёт средств федерального бюджета жильём участника Великой Отече­ственной войны - Гусякову В.И. На ее обращение был получен ответ о предоставлении сертификата на получение социальной выплаты в сумме 844,2 тыс. рублей для приобретения или строительства жило­го помещения. Данный сертификат будет выдан при поступлении средств фе­дерального бюджета. Ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны, предостав­ляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в со­ответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер со­циальной поддержки по обеспечению жильём один раз.

В ст. 23.2 п. 3 пп. 2 закона «О ветеранах» установлено, что объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов

Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа

лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны.

В п. 3.1 этой статьи установлено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из об­шей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, (устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В письмах управления труда и социального развития Тамбовской области

от *** *** и от *** *** ответчиком признаётся обязанность по обеспечению истца жилым помещением. Данную обязанность предлагается исполнить путём предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Истица *** года рождения, ей 86 лет, является инвалидом второй группы, ветераном Великой Отечественной войны, ни разу не обеспечивалась жильём за счёт средств федерального бюджета. Состояние здоровья не позволяет заниматься покупкой жилого помещения, а тем более каким-либо строительством. Никакого заявления о предоставлении сертификата не писала, и поэтому решение о предоставлении сертификата на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения противоречит закону «О ветеранах».

Приказом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2011 го­да № 299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Тамбовской области на третий квартал 2011 года составляет 23.450 рублей. Таким образом, сумма социальной выплаты в размере 844,2 тыс. рублей предполагает приобретение жилого помещения общей площадью 36 квадратных метров. В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам соци­ального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых при­знаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 сен­тября 2008 года № 85-В08-3 установлено: «в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны кате­гории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очеред­ников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на полу­чение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеоче­редников).

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависи­мости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучше­нию жилищных условий, и времени принятия их на учёт.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включе­ния гражданина в какую-либо очередь». Ст. 58 ЖК РФ определено, что жилое помещение по договору социально­го найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека. Как указано в ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратить­ся в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязы­вающее организацию или коллегиальный орган совершить определённые дей­ствия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или де­нежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Законодателем в ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём са­мозащиты права. Ст. 11 ГК РФ предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Право на доступ к правосу­дию включает в себя не только право возбудить иск в порядке гражданского судопроизводства, но и право на получение разрешения спора в суде, возмож­ность достижения в суде правового результата. Неисполнение ответчиком обя­занности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору соци­ального найма послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования, предъявив их к администрации Тамбовской области и Управлению труда и социального развития Тамбовской области, в котором просила обязать Управление труда и социального развития Тамбовской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 36 кв.метров.

Истица Гусякова В.И. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истицы Панфилов С.С. поддержал исковые требования полностью по основаниям, приведенным в исковом заявлении, пояснив, что статья 57 ЖК РФ не требует признания гражданина малоимущим. Вручение истице сертификата на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий *** от *** не соответствует закону.

Представитель ответчика Администрации города Тамбова Шепеленко Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что постановлением администрации *** от *** *** Гусякова В.И. (член семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".

Гусякова В.И. зарегистрирована и проживает на условиях договора найма жилого помещения в комнате общей площадью 17,3 кв.м. в коммунальной ***. На данной площади зарегистрированы 10 человек. Указанная комната принадлежит на праве общей долевой собственности дочери ФИО7 - 4/25 доли, внучке ФИО8 - 2/25 доли, внучке ФИО9 - 2\25 доли на основании договора дарения от ***. Дарителем являлась Гусякова В.И. Постановлением администрации города Тамбова от *** *** *** признан аварийным и подлежащим сносу. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку Гусякова В.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ "О ветеранах", т.е. независимо от ее имущественного положения (без признания ее малоимущей), то она была поставлена в отдельную очередь для получения жилья за счет средств федерального бюджета и ее учетное дело было направлено в Управление труда и социального развития администрации Тамбовской области для предоставления единовременной выплаты на приобретение жилья. В своем исковом заявлении истица просит предоставить ей жилое помещение по договору социального найма администрацию города Тамбова в связи с признанием дома аварийным в соответствии с Жилищным кодексом РФ.В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Но эти граждане также должны быть в установленном Жилищным кодексом порядке признаны малоимущими и нуждающимися.

Об этом говорится в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П и от 26.05.2011 № 643-О-О. Гусякова В.И. же при признании ее нуждающейся в жилых помещениях малоимущей не признавалась. Гусякова В.И. просит предоставить ей жилое помещение по договору социального найма общей площадью 36 кв.м.

В соответствии с Решением Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 N 675 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове" норма предоставления жилого помещения по договору социального найма по городу Тамбову составляет не менее 15 кв.м. и не более 18 кв.м.

Гусякова В.И. же просит предоставить ей жилое помещение общей площадью 36 кв.м. исходя из ФЗ "О ветеранах", но жилые помещения по данному закону предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Представитель ответчика администрации *** в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, направив письменные возражения, в которых просила в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.

Гусякова В. И. принята на учет нуждающихся в жилом помещении соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Истиц обратилась в администрацию Тамбовской области с просьбой об обеспечении ее жильем за счет средств федерального бюджета. Обращение истицы было направлено в управление труда и социального развития Тамбовской области исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, уполномоченный на предоставление указанной меры социальной поддержки, для рассмотрения по компетенции. Управлением труда и социального развития Тамбовской области было принято положительное решение о предоставлении истице сертификата на получение социальной выплаты в сумме 844,2 тысячи рублей для приобретения или строительства жилого помещения, который будет выдан В.И.Гусяковой при поступлении средств из федерального бюджета.

Истица указывает, что в силу преклонного возраста не имеет возможности самостоятельно приобрести либо построить жилое помещение, заявление о предоставлении ей сертификата на строительство или приобретение жилого помещения не подавала, в связи с чем полагает, что решение о предоставлении ей такого сертификата противоречит Закону о ветеранах. Кроме того, дом, в котором она проживает, постановлением администрации города Тамбова от 26 декабря 2008 г. № 10266 признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в силу требований статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" истица подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди. Вышеуказанное послужило основанием подачи искового заявления о признании права получения жилого помещения вне очереди по договору социального найма и возложении на управление труда и социального развития Тамбовской области обязанности предоставить В.И.Гусяковой жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 36 квадратных метров с определением в решении срока его исполнения.

По существу истица заявляет требование об обеспечении жилым помещением ее как участника Великой Отечественной войны вне очереди, обосновывая его статьей 57 ЖК РФ, регулирующей внеочередное предоставление жилых помещении гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Между тем законодательством Российской Федерации установлено различное правовое регулирование для правоотношений отношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями участников (ветеранов) Великой Отечественной войны, и правоотношений, возникающих при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания жилого помещения, котором они проживают, в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Закона о ветеранах истица имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В соответствии со статьей 23.2 Закона о ветеранах полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. При этом согласно пункту 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона области от 31 марта 2009 г. №511-3 «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» постановлением администрации Тамбовской области от 26 января 2010г. №54 утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно пункту 2.1 которого предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе участников Великой Отечественной войны, осуществляется в соответствии с единой очередью ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированной в хронологической последовательности, исходя из даты принятия в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Соответственно, требование истицы о предоставлении жилого помещения как участнику Великой Отечественной войны вне очереди не основано на законе; реализация права истицы на получение указанной меры социальной поддержки зависит от обеспечения жильем этих лиц этой же категории, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до истицы.

При этом согласно вышеуказанному постановлению администрации Тамбовской области главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставленных Тамбовской области в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является управление труда и социального развития Тамбовской области, в связи с чем администрация Тамбовской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Что касается ссылки истицы на статью 57 ЖК РФ в обоснование требования о внеочередном обеспечении жилым помещением, то следует обратить внимание на следующее.

В силу пункта 1 части 2 той статью 57 ЖК РФ в случае, если жилые помещения, в которых проживают граждане, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, то таким гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма Закона, действительно, не ставит право па внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

При этом в соответствии с пунктом 49 Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лип в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение о признании дома, в котором проживает истица, аварийным и подлежащим сносу принято администрацией города Тамбова (постановление администрации города Тамбова от 16 декабря 2008 г. № 10266 «О признании многоквартирных домов № 23, 25, по *** аварийными и подлежащими сносу, многоквартирного *** аварийным и подлежащим реконструкции»). Одновременно с принятием указанного решения администрацией города Тамбова жилищному комитету администрации города Тамбова поручено организовать работу по отселению граждан и сносу или реконструкции указанных домов до 2011 г.

Требование о внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома, в котором проживает истица, аварийным и подлежащим сносу, следует предъявлять к жилищному комитету администрации города Тамбова.

Представитель ответчика Управления труда и социального развития Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив отзыв на иск, в котором указал, что постановлением администрации области от 26.01.2010 № 54 «О реализации Закона области от 31.03.2009 № 511-3 «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в виде выдачи Сертификата на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий или предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая перечисляется на лицевой счет ветерана (по заявлению граждан).

Согласно решению межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, от *** (протокол № 8) и приказу управления труда и социального развития области от *** ***-ф «Об определении права ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления после 01 марта 2005 г., на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета» В.И. Гусяковой, проживающей по адресу: ***, выдан Сертификат на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий *** от ***, который она до настоящего времени не реализовала (срок действия сертификата 3 месяца).

Согласно предоставляемым мерам социальной поддержки (сертификат или единовременная денежная выплата) жилые помещения, приобретаемые ветеранами Великой Отечественной войны, оформляются ими в личную собственность.

Исковое требование В.И. Гусяковой о предоставлении управлением труда и социального развития области жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с признанием жилого помещения непригодным для постоянного проживания, не может быть исполнено, так как в силу действия Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 57) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, т.е. данный вопрос относится к компетенции администрации г. Тамбова.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела и учетного дела, суд считает исковые требования подлежащими отклонению.

Истица является инвалидом второй группы бессрочно на основании справки МСЭ от ***, ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах», а также вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен, погибших военнослужащих, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией удостоверения *** от ***

В суде установлено, истица проживает на условиях договора найма в жилом помещении комнате площадью 17,3 кв.м ***. Данное помещение принадлежит на праве общей долевой собственности по договору дарения от *** ФИО7 – 4/25 доли, ФИО8 –2/25 доли, ФИО9- 2/25 доли. Дарителем являлась Гусякова В.И.

Данные обстоятельства подтверждаются указанным договором дарения от ***, договором найма жилого помещения от ***, копией лицевого счета и копией выписки из домовой книги.

Постановлением администрации города Тамбова № 10266 от *** многоквартирные ***, 25 по *** признаны аварийными и подлежащими сносу, многоквартирный ***, аварийным и подлежащим реконструкции.

Жилищному комитету администрации города Тамбова поручено организовать работу по отселению граждан и носу или реконструкции многоквартирных домов, указанных в п.1 настоящего постановления, до 2011 года.

Постановлением администрации города Тамбова *** от *** в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Гусякова В.И. с составом семьи один человек. Гусякова В.И. зарегистрирована и проживает на условиях договора найма жилого помещения в однокомнатной квартире № 41 общей площадью 17,3 кв.м в *** данной площади зарегистрированы десять человек.

Учетное дело истицы рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий *** и принято решение о предоставлении истице сертификата на получение социальной выплаты в сумме 844,2 тыс. рублей для приобретения или строительства жилого помещения, который будет выдан при поступлении средств федерального бюджета, о чем истица поставлена в известность сообщением *** от ***. и *** от *** Управления труда и социального развития Тамбовской области, а также письмом жилищного комитета администрации г. Тамбова *** от ***

Согласно п.4 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года « 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включаетв себя Жилищный кодекс российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).

В силу п.п. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а-ж» и «и» подпункта 1 пункта 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктами 1,2, 6, 11 ст.23.2 данного Федерального Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон Тамбовской области от 31 марта 2009 года № 5110З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года « 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу п.3 ст.2 указанного Закона граждане, указанные в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

По письменным заявлениям граждан, указанных в настоящей части, обеспечение жильем может осуществлять путем предоставления ими единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством российской Федерации.

После получения единовременной денежной выплаты указанные граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 26 января 2010г. № 54 во исполнение федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.ю1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона области от 31.03.2009 № 511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» администрация области определила управление труда и социального развития области главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставленных Тамбовской области в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.3.1 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного указанным постановлением, гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 Закона области, предоставление жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется по месте поступления учетных дел этих граждан в управление труда и социального развития области, на основании решения межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предоставление жилого помещения (по договору социального найма либо в собственность) осуществляется в соответствии с пунктами 2.3-2.11 Положения.

В соответствии с п.2.9 Положения на основании решения комиссии управление труда и социального развития области принимает приказ о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем и выдаче сертификата либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и в письменной форме уведомляет об этом гражданина.

В суде установлено, что в отношении истицы принято решение межведомственной комиссией о выдаче сертификата и на основании приказа Управления труда данный сертификат истице выдан на получение социальной выплаты сумму 844,2 тыс. руб., то есть стоимости 36 квадратных метров.

Согласно п.2.10 Положения сертификат действителен в течение трех месяцев. При необходимости срок его действия может быть продлен на один месяц.

Факт получения сертификата не оспаривается и истицей, и ее представителем.

Требования истицы о предоставлении ей управлением труда и социального развития жилого помещения по договору социального найма вне очереди не основаны на законе.

Права истицы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», реализованы, так как *** ей выдан сертификат на предоставление социальной выплаты в размере 844 200 руб., что соответствует стоимости 36 кв. метров.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Жилой *** признан аварийным и подлежащим сносу.

Истица проживает в *** указанного жилого дома на условиях найма жилого помещения у собственника 4/25 доли жилого помещения ФИО7

Законодатель, предусматривая в ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, указывает, что это возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 30 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

До *** истица на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Тамбова не состояла, признана была нуждающейся и поставлена на учет в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», то есть независимо от ее имущественного положения, по заявлению от ***, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

При этом относится ли истица к категории малоимущих граждан администрацией г. Тамбова не оценивалось, поскольку подтверждения этому обстоятельству истицей не представлялось, как не было представлено и суду.

В связи с этим признать за истицей право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма в соответствии с требованиями п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ оснований не имеется.

Согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Истице было известно о том, что дом, в котором она проживает на условиях найма, признан аварийным и подлежащим сносу.

Истица избрала свое право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», подав соответствующее заявление. Данное право ею реализовано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Гусяковой Валентине Ивановне в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Тамбова, Администрации Тамбовской области, Управлению труда и социального развития Тамбовской области о признании права получения жилого помещения вне очереди по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 36 квадратных метров отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Фокина Т.К.

Решение в окончательной форме принято ***.

Судья: Фокина Т.К.

Верно. Судья: