РЕШЕНИЕ По делу № 2-279/12 Именем Российской Федерации 19 января 2012г. Ленинский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Изгарёвой И.В., при секретаре Эсауловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Тамбова к Администрации г. Тамбова и ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия Администрации г.Тамбова, обязывании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Тамбова обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с указанным иском. Решением Ленинского районного суда *** от *** прокурору отказано в удовлетворении исковых требований. Кассационным определением Тамбовского областного суда от *** вышеназванное решение отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд ***. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. В ходе встречи руководства прокуратуры области с работниками ОАО «Тамбовский завод «Октябрь» последними были выссказаны жалобы на невозможность движения по ул. Волжской г. Тамбова. В ходе прокурорской проверки установлено, что сквозное движение по ул. Волжской невозможно вследствие неудовлетворительного состояния железнодорожного переезда (значительное завышение железнодорожного полотна над проезжей частью дороги), что затрудняет движение автомобильного транспорта. Между тем, согласно п.3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, не допускается отклонение верха головки рельса железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см, на железнодорожном переезде не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4, см. На основании ст. 21 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…» обязанность оборудования железнодорожного переезда устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения, содержания участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов возложена на владельцев железнодорожных путей. Согласно Порядку открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 26.03.2009 г. № 46, открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования. Такими инициаторами также могут являться и органы местного самоуправления. К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды. До настоящего времени никаких мер по открытию железнодорожного переезда не принято, переезд по ул. Волжской отсутствует, что способствует осложнению дорожного движения в соответствующем районе города. В судебном заседании представитель истца Лазыкина Е.Б. исковые требования поддержала по изложенным основаниям. Представитель Администрации г.Тамбова Пальгов Д.О. исковые требования не признал и пояснил, что Администрация г. Тамбова, как собственник автомобильных дорог в границах городского округа, обращалась к руководству филиала ОАО «РЖД» с просьбой организовать работы по открытию железнодорожного переезда по ул. Волжской, на что было предложено провести данные работы за счёт средств субъекта. Кроме того, необходимо технико-экономическое обоснование для открытия переезда, которое в настоящее время отсутствует. Представитель ОАО «РЖД», извещённый должным образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования. Судом установлено, что улицу Волжскую г.Тамбова пересекают железнодорожные пути. Железнодорожный переезд на указанной улице не оборудован. Деятельность всех переездов и проездов через железнодорожные пути регламентируется Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России № ЦП-566, утвержденной МПС 29.06.1998 г. Согласно данной Инструкции железнодорожные переезды подразделяются на переезды общего пользования (при пересечении ж.д. путей общего пользования с автомобильными дорогами, муниципальными дорогами и улицами) и не общего пользования (при пересечении ж.д. путей необщего пользования с автодорогами отдельных предприятий). На каждый железнодорожный переезд в соответствующей дистанции пути имеется технический паспорт, содержащий все технические характеристики данного переезда. Спорный участок железнодорожных путей является подъездными путями УПТК «Тамбовагропромдорстрой» и принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД». На пересечении с ул. Волжской железнодорожный переезд не предусмотрен. В данном месте длительное время действует стихийный проезд через железную дорогу. Его организация вызвана житейской необходимостью для граждан, что подтверждается обращением в прокуратуру и на сайт губернатора области. Порядок открытия и закрытия пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами предусмотрен приказом Минтранса РФ № 46 от 23.03.2009г., зарегистрированным Минюстом РФ от 20.04.2009 г. №13802. Данный нормативный акт устанавливает перечень органов и организаций, которые могут являться инициаторами открытия железнодорожных переездов. В их числе перечислены как органы местного самоуправления, так и заинтересованные в этом организации. Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. На основании означенных нормативных актов Администрация г.Тамбова с целью улучшения дорожно-транспортной ситуации в городе и уменьшения транспортной нагрузки на других улицах (Киквидзе, Авиационной и др.) должна инициировать официальное оформление уже существующего переезда, что ею не было сделано. Письмом от 01.03.2011 г. Администрация г.Тамбова информировала прокурора Советского района о том, что в настоящее время направлен запрос в ГУ СМЭУ Тамбовской области о разработке схемы организации дорожного движения в районе ж.д. переезда. После этого необходимо провести технико-экономическое обоснование для открытия переезда. Таким образом, в течение почти 11 месяцев орган муниципальной власти бездействовал, не принимая меры к восстановлению движения по ул.Волжской г.Тамбова, что не соответствует смыслу и нормам Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. На основании изложенного следует обязать Администрацию г.Тамбова направить обращение об открытии железнодорожного переезда по ул.Волжской г.Тамбова владельцу железнодорожных путей, а также материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия названного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды. Кассационным определением Тамбовского областного суда от 05.12.2011г по настоящему делу указано, что исковые требования прокурора направлены на узаконивание железнодорожного переезда и приведение его в соответствие с ГОСТом, чем в соответствии с действующим законодательством должны заниматься органы местного самоуправления и собственник железнодорожных путей. В соответствие со ст.21 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта. На основании указанных нормативных актов следует обязать ОАО «РЖД» после соответствующего обращения Администрации г.Тамбова открыть железнодорожный переезд по ул.Волжской г.Тамбова и оборудовать его устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожного переезда в соответствие с требованиями закона. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Советского района г.Тамбова удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер к восстановлению движения по ул.Волжской г.Тамбова. Обязать Администрацию г.Тамбова направить обращение об открытии железнодорожного переезда по ул.Волжской г.Тамбова владельцу железнодорожных путей, а также материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия названного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды. Обязать ОАО «РЖД» после вышеназванного обращения Администрации г.Тамбова открыть железнодорожный переезд по ул.Волжской г.Тамбова и оборудовать его устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения, а также содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожного переезда в соответствие с требованиями закона. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его составления в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 24.01.2012г. Судья: Изгарёва И.В. ВЕРНО: судья
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.