Дело № 2-259/2012 по иску Зябликовой М.В. к ГУ УПФ РФ в г. Тамбове о назначении досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

По делу № 2-259/12

Именем Российской Федерации

25 января 2012г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

при секретаре Эсауловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зябликовой Марины Владимировны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью и о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Зябликова М.В. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области о включении периодов ее работы в трудовой стаж для назначения льготной пенсии и о назначении таковой.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования и пояснила, что *** она обратилась к ответчику по вопросу назначения льготной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Однако ей было отказано в этом, поскольку Пенсионный фонд не включил периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в специальный стаж истицы.

Считая, что специальный медицинский стаж составляет у нее более 30 лет, Зябликова М.В. просила в судебном порядке включить в стаж указанные периоды работы и обязать ответчика назначить ей льготную пенсию.

Представитель ответчика Котельникова З.С. иск не признала и пояснила, что спорные периоды трудового стажа истицы не включены в специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, поскольку они не охватываются нормами пенсионного законодательства.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.

Судом установлено, что согласно записи в трудовой книжке истица с *** по *** работала в должности врача-педиатра 1й детской больницы ***. В этот период с *** по *** истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, *** рождения. Этот период рассматривается Пенсионным фондом как отпуск без сохранения заработной платы.

С *** по настоящее время истица работает врачом в 1й городской детской больнице (ныне Детская городская больница). В 1990, 2005 и 2009г.г. истица находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности.

Пенсионный фонд не засчитал в медицинский стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период отпуска по уходу за ребенком.

В соответствие со ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Указанное право на досрочную пенсию предоставляется при условии работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. № 781.

В названном Списке указаны врачи больниц.

Таким образом, в спорные периоды, истица работала в должности и в учреждении, соответствующим Списку.

Согласно справок Детской городской больницы, выданных на основании соответствующих приказов, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** истица находилась на курсах повышения квалификации. В это время за ней сохранялось место работы и заработная плата.

Период с *** по *** назван в отказе Пенсионного фонда как командировка. Действительно, истица была командирована в *** на курсы тематического усовершенствования в Государственный институт дополнительного усовершенствования врачей.

Согласно ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимость же профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. При этом условия и порядок профессиональной подготовки могут быть определены в коллективном договоре, соглашении и трудовом договоре.

В соответствие со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями) порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется органом исполнительной власти в области здравоохранения, органом исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями.

В соответствие с Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий» квалификационные категории медицинским работникам следует подтверждать каждые 5 лет с обязательным повышением квалификации.

В силу областной целевой программы «Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2002-2006г.г.» специалисты здравоохранения должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет.

Таким образом, на основании означенных правовых норм истица обязана была повышать квалификацию. При этом повышение квалификации было одним из условий профессионального соответствия истицы занимаемой должности.

В соответствие с п.9 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.05г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» каждый пенсионный спор должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, в том числе характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессии, нагрузки, а также направлений деятельности организаций, в которых он работал.

Учитывая означенное положение Постановления Пленума ВС РФ и исходя из смысла ст.15 Трудового кодекса РФ, суд полагает, что обучаясь на курсах повышения квалификации, ФИО4 продолжала выполнять свою трудовую функцию, получая за это заработную плату. Обучение на специальных курсах суд рассматривает как лечебную деятельность, поскольку повышение медицинской квалификации обязательно при осуществлении таковой деятельности.

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в том числе командировку в 1990г., следует зачесть в ее специальный трудовой стаж.

Период с *** по *** суд расценивает как отпуск по уходу за ребенком, *** рождения. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Истица пояснила, что в отделе кадров 1 больницы потеряли ее заявление на отпуск по уходу за ребенком, поэтому названный период в документах больницы не обозначен как отпуск. В дальнейшем, уже будучи работником 2й городской больницы, истица продолжала находиться в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, что подтверждено документально.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Подобная правовая позиция высказана также в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14.05.09г. № 19-В09-3.

На основании изложенного, следует включить в медицинский стаж истицы время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком.

Следует обязать ответчика назначить Зябликовой М.В. досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на таковую – с *** При этом у истицы достаточно специального стажа на указанную дату.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Зябликовой Марины Владимировны удовлетворить.

Включить Зябликовой Марине Владимировне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:

- с *** по *** - отпуск по уходу за ребенком;

- с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** - курсы повышения квалификации.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в *** назначить Зябликовой Марине Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности с ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ***

Судья:Изгарёва И.В.

ВЕРНО: судья