Дело № 2-685/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «08» февраля 2012 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе: Судьи Амельчевой И.Н. С участием прокурор Круцких В.Н. При секретаре Горбачевой Е.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пешкова Ю.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 от 30 января 2012 г. № 7/24 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва Пешкова Ю.А.», обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва У С Т А Н О В И Л : Пешков Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 от 30 января 2012 г. № 7/24 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва Пешкова Ю.А.», обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва, указав, что 30 января 2012 г. окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 13 приняла вышеуказанное постановление, согласно которому ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва на дополнительных выборах, которые назначены на 4 марта 2012 года, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей, представленных для регистрации кандидата. Данное постановление противоречит нормам действующего избирательного законодательства и нарушает его избирательные права. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определена основная задача избирательных комиссий, которые «обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации». Однако окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 13 данное требование закона не выполняет и нарушает избирательные права граждан, в том числе его. Недостаточное количество подписей избирателей связано с тем, что окружная избирательная комиссия, действуя не в целях обеспечения избирательных прав граждан, а предвзято, абсолютно произвольно, по надуманным бюрократическим мотивам признала из 138 подписей, 14 подписей, собранных лично им, недействительными. В связи с этим, с участием эксперта-почерковеда были признаны недействительными 9 подписей и 3 подписи сотрудниками УФМС по Советскому району г.Тамбова, за исключением которых его следовало бы зарегистрировать кандидатом в депутаты. Однако комиссию, прежде всего в лице председателя Мальчуковой Л.С., Русакова С.Н., секретаря Плуталовой М.М., члена комиссии Комсомоленко А.А., это не устраивало. Преследуя цель любым способом не допустить его регистрации в качестве кандидата в депутаты, они без всяких заключений эксперта по одному из надуманных оснований признали недействительными еще 2 подписи избирателей его округа, спустя двое суток после окончания проверки подписных листов. Так, в протоколе об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 13 ссылается на п.3 части 9 ст.43 Закона Тамбовской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области», о признании недействительными 5 подписей избирателей, одна из которых является действительной и избирательной комиссией всячески игнорируется. Однако все это не стало препятствием избирательной комиссии для нарушения закона, сославшейся в своей ведомости на заключение эксперта-специалиста УФМС Логуновой М.И. Эксперт признал недействительными всего 9 подписей, что не давало избирательной комиссии оснований для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты. В то же время он считает необоснованным признание и этих 9 подписей недостоверными, которые не соответствовали подписям в картотеках (форма № 1). Известно, что у многих людей ( в том числе и у него) подписи не стабильные. Однако, специалист, сравнив подпись в листе только с одной подписью в картотеке, сделал заключение, что они недостоверны, что считает необоснованным. В связи с изложенным просил признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 от 30 января 2012 г. № 7/24 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва Пешкова Ю.А.» и его отменить и обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 13 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва. В суде Пешков Ю.А. заявление поддержал, пояснив, кроме того, что он не может представить суду доказательства, подтверждающие то, подпись какого избирателя в представленных им подписных листах, является достоверной. Представитель окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 Малютин А.В. с заявлением Пешкова Ю.А. не согласился, пояснив, что постановлением избирательной комиссии города Тамбова от 14 декабря 2011 года № 56/338 на 4 марта 2012 года назначены дополнительные выборы депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.10 января 2012 года Ю.А. Пешков представил в окружную избирательную комиссию документы о его самовыдвижении кандидатом, после чего им в окружную избирательную комиссию были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения. Согласно требованиям частей 4 и 16 статьи 39 Закона Тамбовской области от 31 января 2007 года № 146-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области» Ю.А. Пешковым в окружную избирательную комиссию было представлено 138 подписей избирателей (при количестве подписей, необходимых для регистрации, - 125).Поскольку для регистрации кандидата было необходимо представить менее 200 подписей избирателей, на основании части 4 статьи 43 Закона проверке подлежали все 138 подписей избирателей, представленных Ю.А. Пешковым в поддержку своего выдвижения. Для осуществления проверки подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 в поддержку своего выдвижения, в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона окружной избирательной комиссией была образована соответствующая Рабочая группа, к работе которой были привлечены специалисты Управления Федеральной миграционной службы по Тамбовской области Е.В. Запольских, М.А. Гусева и М.И. Логунова, а также эксперт-почерковед Экспертно-криминалистического центра Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области О.В. Бетина. По результатам проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных Ю.А. Пешковым в поддержку своего выдвижения, Рабочей группой 27 января 2012 года был составлен протокол об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Ю.А. Пешкова. Согласно указанному протоколу из 138 проверенных подписей избирателей: - 9 подписей являются недостоверными, то есть выполненными от имени одного лица другим лицом (часть 8 статьи 43 Закона); - 5подписей избирателей являются недействительными на основании пункта 3 части 9 статьи 43 Закона, то есть это подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. При этом необходимо отметить, что в силу требований частей 3, 8 и пункта 3 части 9 статьи 43 Закона подписи избирателей признавались недостоверными и недействительными на основании изложенных в ведомостях проверки подписных листов заключений экспертов, привлеченных к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона. Таким образом, из 138 подписей избирателей, представленных Ю.А. Пешковым в поддержку своего выдвижения, 14 подписей были признаны недостоверными и (или) недействительными, что составляет 10,15 процента от общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки. Кроме того, после проведения проверки подписей избирателей, представленных Пешковым Ю.А. в поддержку своего выдвижения, осталось лишь 124 достоверных подписей избирателей, тогда как для регистрации было необходимо представление 125 достоверных подписей избирателей. Пунктом 7 части 7 статьи 44 Закона предусмотрено, что одним из самостоятельных оснований для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество представленных для регистрации достоверных подписей избирателей или выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. На основании изложенного, в связи с недостаточным количеством представленных Ю.А. Пешковым для регистрации достоверных подписей избирателей и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, руководствуясь пунктом 7 части 7 статьи 44 Закона, окружная избирательная комиссия приняла постановление от 30 января 2012 года № 7/24, которым Ю.А. Пешкову отказано в регистрации кандидатом. Обжалуя указанное постановление, Ю.А. Пешков в своем заявлении не приводит ни одного основанного на законе довода, свидетельствующего о незаконности данного постановления. Выраженное в эмоциональной форме мнение Ю.А. Пешкова о невыполнении окружной избирательной комиссией требований закона, нарушении избирательных прав, а также о том, что представленные им подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными «предвзято», «абсолютно произвольно», «по надуманным бюрократическим мотивам», является лишь личным и ни на чем не основанном мнением Ю.А. Пешкова, которое не может повлиять на законность принятого окружной избирательной комиссией постановления. В этой связи следует повториться, что все 14 подписей избирателей, признанные окружной избирательной комиссией недостоверными и (или) недействительными, были признаны таковыми на основании изложенных в ведомостях проверки подписных листов заключений экспертов, что полностью соотносится с требованиями частей 3, 8 и пункта 3 части 9 статьи 43 Закона. Доказательств, подтверждающих обратное, Ю.А. Пешков в своем заявлении не привел. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации окружная избирательная комиссия по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 просил отказать Пешкову Ю. А. в удовлетворении его заявления о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 от 30 января 2012 года № 7/24. Выслушав участвующих в рассмотрении заявления лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления Пешкова Ю.А. отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.259 ч.1 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии г.Тамбова от 14 декабря 2011 г. № 56/338 на 4 марта 2012 г. назначены дополнительные выборы депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13. 10 января 2012 г. Пешков Ю.А. представил в окружную избирательную комиссию документы о его самовыдвижении кандидатом, после чего им были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения. Согласно требованиям частей 4 и 16 статьи 39 Закона Тамбовской области от 31 января 2007 года № 146-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области» заявителем в окружную избирательную комиссию было представлено 138 подписей избирателей (при количестве подписей, необходимых для регистрации, - 125). Поскольку для регистрации кандидата было необходимо представить менее 200 подписей избирателей, на основании части 4 статьи 43 Закона проверке подлежали все 138 подписей избирателей, представленных Пешковым Ю.А. в поддержку своего выдвижения. Для осуществления проверки подписей избирателей, представленных кандидатами в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 в поддержку своего выдвижения, в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона окружной избирательной комиссией была образована соответствующая Рабочая группа, к работе которой были привлечены специалисты Управления Федеральной миграционной службы по Тамбовской области Е.В. Запольских, М.А. Гусева и М.И. Логунова, а также эксперт-почерковед Экспертно-криминалистического центра Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области О.В. Бетина. По результатам проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных Пешковым Ю.А. в поддержку своего выдвижения, Рабочей группой 27 января 2012 года был составлен протокол об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Пешкова Ю.А.. Согласно указанному протоколу из 138 проверенных подписей избирателей: - 9 подписей являются недостоверными, то есть выполненными от имени одного лица другим лицом (часть 8 статьи 43 Закона); -5 подписей избирателей являются недействительными на основании пункта 3 части 9 статьи 43 Закона, то есть это подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В силу требований частей 3, 8 и пункта 3 части 9 статьи 43 Закона подписи избирателей признавались недостоверными и недействительными на основании изложенных в ведомостях проверки подписных листов заключений экспертов, привлеченных к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона. Таким образом, из 138 подписей избирателей, представленных Пешковым Ю.А. в поддержку своего выдвижения, 14 подписей были признаны недостоверными и (или) недействительными, что составляет 10,15 процента от общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки. Кроме того, после проведения проверки подписей избирателей, представленных Пешковым Ю.А. в поддержку своего выдвижения, осталось лишь 124 достоверных подписей избирателей, тогда как для регистрации было необходимо представление 125 достоверных подписей избирателей. Пунктом 7 части 7 статьи 44 Закона предусмотрено, что одним из самостоятельных оснований для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество представленных для регистрации достоверных подписей избирателей или выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. В связи с недостаточным количеством представленных Пешковым Ю.А. для регистрации достоверных подписей избирателей и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, руководствуясь пунктом 7 части 7 статьи 44 Закона, окружная избирательная комиссия приняла постановление от 30 января 2012 года № 7/24, которым Пешкову Ю.А. отказано в регистрации кандидатом. Суд находит данное постановление законным и обоснованным, поскольку для регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 Пешкову Ю.А. необходимо было представить 125 подписей избирателей, что им сделано не было. Из 138 собранных им подписей, 14 признаны недостоверными.. Процедура проверки достоверности представленных подписей избирателей избирательной комиссией была соблюдена и соответствует требованиям частей 3, 8 и пункта 3 части 9 ст.43 Закона Тамбовской области от 31.01.2007 г. № 146-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области». Доказательств, опровергающих выводы окружной избирательной комиссии, Пешков Ю.А. суду не представил, как не представил доказательств предвзятого, произвольного отношения к нему со стороны окружной избирательной комиссии. Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Пешкова Ю.А. Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Пешкова Ю.А. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Тамбовской городской Думы пятого созыва одномандатного избирательного округа № 13 от 30 января 2012 г. № 7/24 «Об отказе Пешкову Ю.А. в регистрации кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва » и обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы пятого созыва отказать. Решение суда может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения. Судья И.Н.Амельчева Мотивированное решение изготовлено 09.02.2012 г. судья И.Н.Амельчева Копия верна: судья И.Н.Амельчева