Дело № 2-123/2012 по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Тамбова, МБУ `Спецдорсервис` о признании бездействия в части содержания дорог незаконным,обязании установить светофорные объекты



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 14 » февраля 2012 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

с участием прокурора Хорошун К.Ю.,

при секретаре Жилиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 123/12 по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Тамбова, МБУ «Спецдорсервис» о признании бездействия в части содержания дорог незаконным, об обязании установить светофорные объекты,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Тамбова, МБУ «Спецдорсервис» о признании бездействия администрации г.Тамбова в части содержания дорог на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская, Чичерина и Ореховая в г.Тамбове незаконным, обязании МБУ «Спецдорсервис» установить на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской, Чичерина и Ореховой в г.Тамбове светофорные объекты с выделенной пешеходной фазой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование исковых требований, что перекрестки улиц Чичерина и Ореховая, К.Маркса и Рязанская в г.Тамбове являются наиболее опасными для пересечения проезжих частей пешеходами, на указанных перекрестках произошло четыре дорожно-транспортных происшествия, в которых пять человек получили ранения различной степени тяжести, трое пострадавших - дети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами

муниципальных образований. На пересечении улиц К.Марса и Рязанская, Чичерина и Ореховая в г.Тамбове светофорные объекты с выделенной пешеходной фазой отсутствуют. Организация и выполнение работ по содержанию и ремонту городских дорог, включая технические средства организации дорожного движения, относятся к компетенции МБУ «Спецдорсервис» в соответствии с Уставом данного учреждения. Бездействие администрации г.Тамбова в части содержания дорог и ненадлежащее исполнение обязанностей МБУ «Спецдорсервис» создает угрозу возникновения детского дорожно-транспортного травматизма.

07.12.2011г. от прокурора Октябрьского района г.Тамбова поступило заявление о частичном отказе от исковых требований: в части установки светофорного объекта на пересечении улиц Чичерина и Ореховая в г.Тамбове, поскольку требования исполнены в добровольном порядке.

20.12.2011г. прокурор уточнил исковые требования и просил признать бездействие администрации г.Тамбова в части содержания дорог на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской г.Тамбова незаконным и обязать администрацию г.Тамбова и МБУ «Спецдорсервис» организовать работы по установке на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской г.Тамбова светофорного объекта с выделенной пешеходной фазой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Хорошун К.Ю. поддержал заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу в части требований об установке светофорного объекта на пересечении улиц Чичерина и Ореховая в г.Тамбове с выделенной пешеходной фазой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку спор разрешен в добровольном порядке, на указанном перекрестке установлены светофорные объекты; производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части уточненные исковые требования поддержал и пояснил, что в администрацию г.Тамбова поступали обращения граждан города об установке светофорного объекта на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской г.Тамбова, кроме того, УГИБДД УВД по Тамбовской области неоднократно направляло Главе администрации г.Тамбова информацию о необходимости оборудования перекрестка улиц К.Маркса и Рязанской светофорными объектами, однако до настоящего времени на указанном перекрестке светофорные объекты не установлены. Органы местного самоуправления обязаны содержать дороги, в связи с чем, администрация г.Тамбова сама либо через подрядные организации должна разработать проект установки светофорного объекта и выполнить соответствующие работы. Организация и выполнение работ по содержанию и ремонту городских дорог, включая технические средства организации дорожного движения, относятся к компетенции МБУ «Спецдорсервис» в соответствии с Уставом данного учреждения. Бездействие администрации г.Тамбова в части содержания дорог на пересечении улиц К.Маркса и рязанская создает угрозу возникновения дорожно-транспортного травматизма. Прокурор Хорошун К.Ю. просил признать бездействие администрации г.Тамбова в части содержания дорог на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской г.Тамбова незаконным и обязать администрацию г.Тамбова и МБУ «Спецдорсервис» организовать работы по установке на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской г.Тамбова светофорного объекта с выделенной пешеходной фазой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации г.Тамбова, по доверенности Пономарева Т.В., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнив, что для выполнения работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог, а также ряда иных функций некоммерческого характера органами местного самоуправления городского округа - город Тамбов было создано МБУ «Спецдорсервис». Согласно п.2.2 Устава данного учреждения, одним из основных видов деятельности Учреждения является выполнение работ по содержанию и ремонту городских территорий, дорог, тротуаров, а также установка технических средств организации дорожного движения. Существует городская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010 - 2014 годы», на реализацию которой администрация г.Тамбова выделяет денежные средства и куда входят мероприятия по установке светофорных объектов. Несмотря на неоднократные обращения УГИБДД в администрацию г.Тамбова по вопросу установки светофорного объекта на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской, городской целевой Программой на 2010 - 2011 годы не были предусмотрены денежные средства на установку светофорного объекта на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской; в эти годы устанавливались светофоры на других перекрестках улиц города, поэтому нет бездействия администрации г.Тамбова в части содержания улиц города. Постановлением администрации г.Тамбова от 26.12.2011г. перечень мероприятий городской целевой Программы изложен в новой редакции, на 2011 - 2014 годы запланированы мероприятия по установке трех светофорных объектов, в том числе на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской, однако в приложении к программе не указаны, где именно и когда будут устанавливаться светофорные объекты. Автомобильные дороги улиц К.Маркса и Рязанская являются собственностью городского округа.

Представитель МБУ «Спецдорсервис», по доверенности Рысев В.И., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявлении, и пояснил, что к основным видам деятельности Учреждения относится организация и выполнение работ по содержанию и ремонту городских территорий, дорог, тротуаров и искусственных сооружений, непосредственно связанных с дорогой, а также элементов обустройства автомобильных дорог: остановочных павильонов, перильных ограждений, урн, искусственных неровностей, технических средств организации дорожного движения. В рамках городской целевой Программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010 - 2012 годы» не была предусмотрена установка светофора на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская. Учреждение действует по поручению администрации и с учетом лимитов денежных средств, доведенных на соответствующие цели. Работы по установке светофорных объектов включают разработку проектно-сметной документации, непосредственную установку светофорного объекта и его ввод в эксплуатацию, чем занимается Учреждение через подрядные организации, проводя торги, котировки, аукционы, поскольку в учреждении отсутствуют соответствующие специалисты. Никаких поручений от администрации г.Тамбова на установку светофора на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской в 2011г. не поступало. В 2011г. Учреждением с привлечением подрядных организаций были выполнены работы по установке светофора на пересечении улиц К.Маркса и Пушкарская.

Представитель УМВД России по Тамбовской области, по доверенности Симочкин С.В., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным прокурором, дополнив, что факты обращения УГИБДД УВД по Тамбовской области в администрацию г.Тамбова по вопросу установки светофорного объекта на пересечении улиц К.Маркса и Рязанской имели место; светофорное регулирование на данном перекрестке необходимо с учетом интенсивности движения и аварийности, требования ГОСТа позволяют установить светофор, УГИББД согласовывает схемы организации дорожного движения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.6, ч.1 и ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ч.1 - 3 ст.17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее - Классификация), утвержденная приказом Минтранса РФ от 12.11.2007г. N160 (с изменениями от 06.08.2008г.), распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги).

Согласно п.п.1 п.16 раздела 4 Классификации в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят работы по установке следующих элементов обустройства: установка недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об этом же указано и в ст.6, 7, 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4.05.2005 г. № 704, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 г. № 1161.

Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа - город Тамбов относится выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В целях осуществления данного предмета деятельности администрацией г.Тамбова было создано МБУ «Спецдорсервис».

Постановлением администрации г.Тамбова № 3606 от 27.05.2011г. утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Спецдорсервис», согласно п.2.1, п.2.2 которого, с учетом изменений, внесенных в Устав постановлением администрации г.Тамбова № 6275 от 31.08.2011г., Учреждение создано в целях эффективного использования средств местного бюджета, направляемых на финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог в пределах территории г.Тамбова; Учреждение осуществляет, в том числе организацию и выполнение работ по содержанию и ремонту городских территорий, дорог, тротуаров и искусственных сооружений, непосредственно связанных с дорогой (мосты, путепроводы, ливневая канализация и пр.), а также элементов обустройства автомобильных дорог (остановочные павильоны, перильные ограждения, урны, искусственные неровности, технические средства организации дорожного движения и т.д.).

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - город Тамбов, утвержденному решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2008 г. № 830 (с изменениями от 29.04.2009 г. и от 01.10.2009 г.) п.295 и п.296, п.443, автомобильные дороги ул.К.Маркса, ул.Рязанской является автомобильными дорогами местного значения, что подтвердили в судебном заседании представители ответчиков.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, показаний свидетеля ФИО7 и установлено в судебном заседании, в 2008 - 2011 г.г. УГИБДД УВД по Тамбовской области, проводя ежегодно анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, направляло Главе администрации г.Тамбова письма с предложениями, касающимися проведения комплекса мероприятий по организации дорожного движения, в том числе оборудовать регулируемые пешеходные переходы на ул.К.Маркса-Рязанская, ведение светофорного регулирования на перекрестках улиц К.Маркса- Рязанская.

Между тем перечень мероприятий городской целевой Программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова № 425 от 25.01.2011г. (с изменениями, внесенными постановлениями от 05.08.2011г. № 5693, от 23.09.2011г. № 6741), в 2010 - 2011 г.г. не предусматривал введение светофорного регулирования в г.Тамбове (включая проектно-сметные работы, электроснабжение и установку) на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская.

Из пояснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что светофорные объекты на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская не установлены до настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения УГИБДД в администрацию г.Тамбова по данному вопросу, поскольку денежные средства на эти цели МБУ «Спецдорсервис» не выделялись.

Администрация г.Тамбова разрабатывает и утверждает план мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог, является главным распорядителем бюджетных средств, обязана осуществлять контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

В силу ст.46 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

Таким образом, суд считает необходимым признать бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по содержанию дорог (установка светофорного объекта) на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская г.Тамбова незаконным и обязать администрацию г.Тамбова и МБУ «Спецдорсервис» за счет средств бюджета городского округа организовать работы по установке на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская г.Тамбова светофорного объекта с выделенной пешеходной фазой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя администрации г.Тамбова об отсутствии бездействия, так как устанавливались светофоры на других перекрестках улиц города, суд считает необоснованными по изложенным выше основаниям, более того, прокурор Октябрьского района г.Тамбова просит признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по содержанию дорог (установка светофорного объекта) на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская г.Тамбова.

Тот факт, что в городскую целевую Программу «Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010 - 2014 годы» постановлением администрации г.Тамбова № 9742 от 26.12.2011г. внесены изменения и перечень мероприятий городской целевой Программы изложен в новой редакции, включает введение светофорного регулирования и установку дополнительного оборудования на светофорные объекты в городе Тамбове (включая проектно-сметные работы, электроснабжение и установку) (пункт 2.4 Перечня), доводы прокурора Октябрьского района г.Тамбова о бездействии администрации г.Тамбова в части содержания дорог (установка светофорного объекта) на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская г.Тамбова не опровергает, поскольку данные изменения внесены значительно позже обращения прокурора с иском в суд, в Перечне не указаны, где именно и когда будут устанавливаться светофорные объекты, тогда как сроки выполнения мероприятий, указанных в Программе, 2011 - 2014 годы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие администрации г.Тамбова в части непринятия мер по содержанию дорог (установка светофорного объекта) на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская г.Тамбова незаконным.

Обязать администрацию г.Тамбова и МБУ «Спецдорсервис» организовать работы по установке на пересечении улиц К.Маркса и Рязанская г.Тамбова светофорного объекта с выделенной пешеходной фазой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Л.Сорокина

Верно: судья

Мотивированное решение составлено 17.02.2012 года.

Судья: С.Л.Сорокина

Верно: судья