Решение по делу № 2-776/2012 по иску Аленина В.Н. к ООО `Соцстрой` и Крохину А.А. о признании незаконным и недействительным проекта реконструкции недвижимого имущества.



РЕШЕНИЕ

По делу № 2- 776/12

Именем Российской Федерации

24 апреля 2012г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

при секретаре Эсауловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аленина Владимира Николаевича к ООО «Соцстрой» и Крохину Александру Анатольевичу о признании незаконным и недействительным проекта реконструкции недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Аленин В.Н. обратился с иском к ООО «Соцстрой» и Крохину А.А. о признании незаконным и недействительным проекта реконструкции недвижимого имущества – части здания по ***.

В судебном заседании Аленин В.Н. и его представитель Поляков А.Б. поддержали исковые требования.

В обоснование иска представитель истца пояснил, что 26.12.2011г. им стало известно о существовании проекта перепланировки части указанного недвижимого имущества, долевым собственником которого является Аленин В.Н. Проект создан ООО «Соцстрой» якобы по заказу Крохина А.А. и Аленина В.Н. Из текста подраздела «Общие указания», размещенного на листе 1 следует, что проект выполнен на основании архитектурно-планировочного задания и этим проектом предусматривается перепланировка части здания по ***.

Аленин В.Н. никогда не заказывал подобного проекта. Только на основании выраженной истцом воли были допустимы действия, осуществлённые ответчиками.

Согласно ст.З ч.1 Закона РФ №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» заказчик (застройщик), имеющий намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (далее АПЗ). Согласно письма ООО «Соцстрой» б/н от 15.03.2012г. АПЗ выдавалось проектировщику заказчиком Крохиным А.А. в устной форме, а заявлений Аленина В.Н. к ним не поступало.

Постановлением от 01.04.1998г. №18-28 Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике «Об утверждении рекомендаций по составу архитектурно- планировочного задания на проектирование и строительство зданий, сооружений и их комплексов» утвержден состав АПЗ, разработанный в соответствии с законом №169-ФЗ и СНиП 11-01-95. При этом, названным постановлением установлено, что АПЗ входит в состав документов, являющихся основанием для выдачи разрешения на строительство. Этим же постановлением установлено, что АПЗ от имени исполнительной власти выдается органом архитектуры и градостроительства по заявке заказчика (застройщика) на объекты, требующие разрешение на строительство. Основанием для выдачи АПЗ являются: заявка заказчика (застройщика), решение органа местного самоуправления о проектировании объекта, необходимый комплект исходно-разрешительной документации, включая документы, удостоверяющие право собственности заказчика на земельный участок. Кроме того, к АПЗ предъявляется ещё целый ряд требований вытекающих из прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности, подлежащих неукоснительному соблюдению, а сама форма АПЗ имеет конкретно определенную форму и состав, несоблюдение которых, равно как и вышеприведенных положений, автоматически лишает любой субъект отношений возможности архитектурного проектирования.

Несоблюдение установленного положениями действующего законодательства РФ порядка и правил осуществления архитектурно-строительного проектирования является основанием признания выполненной проектной документации незаконной и недействительной.

Материалы оспариваемой проектной документации не содержат данных о проведенных изысканиях и их результатах, в связи с чем выполненное проектирование не является законным.

К числу обязательных требований для выполнения проектирования отнесена обязанность застройщика (заказчика проекта) предоставить лицу, осуществляющему на основании договора проектирование следующие документы: градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий; технические условия.

Ни одного из названных документов в оспариваемом проекте нет. Состав проектной документации определен ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса и факт отсутствия в оспариваемой проектной документации всех до единого разделов кроме раздела 4 говорит о неисполнении условий заключенного договора и недействительности проекта ввиду отсутствия его обязательных частей.

Частью 15 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что проектная документация утверждается застройщиком. Сведений о том, что Крохин А. А. и Аленин В.Н. утверждали оспариваемый проект не имеется.

В проектных документах приведена ссылка на договор без номера, на основании которого было осуществлено проектирование. По запросу суда предоставлена копия договора от *** ***, стороной которого истец не является.

По мнению представителя истца, договор между ответчиками является ничтожным.

Таким образом, в результате осуществленных действий ответчиков без соблюдения правовых норм и норм технического регулирования, в нарушение прав собственника, на основании ничтожной сделки создан документ (оспариваемый проект), не отвечающий требованиям действующего законодательства, но порождающий правовые последствия.

Истец и его представитель просили признать незаконным и недействительным с момента создания проект реконструкции (перепланировки) части здания *** по ***, выполненный ООО «Соцстрой».

Ответчик Крохин А.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В ранее поданных возражениях на иск просил отказать в его удовлетворении, полагая, что истцом заявлены формальные требования.

Представитель ответчика – ООО «Соцстрой» Нижегородцева В.Ю. иск не признала и пояснила, что доказательств ничтожности сделки – договора подряда между ООО «Соцстрой» и Крохиным А.А. истец не привел. Все существенные условия договора сторонами были согласованы. Архитектурно-планировочное задание было выдано заказчиком в устной форме. В оспариваемом проекте действительно имеются не все разделы, но это допустимо на основании постановления Правительства РФ № 87 от 2008г. Просила в иске отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить исковые требования.

Судом установлено, что ООО «Соцстрой» создало проект перепланировки части нежилого здания, расположенного в ***.

Заказчиками проекта на его титульном листе указаны Крохин А.А. и Аленин В.Н. на основании договора без номера.

Суду предоставлен договор *** от *** между Крохиным А.А. (заказчиком) и ООО «Соцстрой» (исполнителем), на основании которого ООО «Соцстрой» обязуется выполнить техническое заключение о возможности перепланировки части вышеуказанного здания и разработать проект таковой перепланировки и передать их заказчику за плату.

Означенный проект включает в себя раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения».

Названные обстоятельства подтверждаются показаниями участников процесса и материалами дела.

Понятие «реконструкция объектов капитального строительства» дана в Градостроительном кодексе РФ.

Так, согласно ст.1 названного кодекса реконструкция есть изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Понятие перепланировки жилого помещения дано в Жилищном кодексе РФ. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно техническому заключению о возможности перепланировки части здания *** по *** в ***, составленному ООО «Соцстрой», перепланировка и реконструкция части здания включают в себя, в том числе, демонтаж плит перекрытия между этажами, закладку старых дверных и оконных проемов и устройство новых, устройство новых перегородок, устройство лестницы и др.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый проект, названный как проект перепланировки, в действительности является проектом реконструкции указанной части здания, поскольку согласно проекту меняются площадь, объем здания, восстанавливаются несущие строительные конструкции, осуществляется перестройка

здания. Данное обстоятельство фактически подтверждено техническим заключением ООО «Соцстрой» от ***, где указано, что в результате реконструкции будет изменена планировка части здания.

Основы архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства прописаны в главе 6 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст.47 названного кодекса для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

В силу ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью12.2 настоящей статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87 утверждено Положение
о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
Проектная документация согласно названному Положению состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и(или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Разделы6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами23, 27.1-31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Вовсех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.

Судом установлено, что оспариваемый проект, созданный ООО «Соцстрой» по заказу Крохина А.А., не отвечает названным выше нормативным актам.

Так, в проекте отсутствуют сведения о выполненных инженерных изысканиях, не указано задание заказчика. Отсутствует градостроительный план занятого реконструированным зданием земельного участка, нет пояснительной записки к проекту.

В проекте не указан перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, по обеспечению доступа инвалидов в здание, по обеспечению безопасной эксплуатации здания.

Проект содержит только раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения». Однако, в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008г. № 87 указано, что

необходимость и объем разработки разделов 6,11,5 и 9 проекта определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. В оспариваемом проекте данный аспект не отражен.

Остальные разделы проекта, кроме названных, обязательны в любом случае, что не соблюдено в оспариваемом проекте.

Кроме того, в проекте неверно указан в качестве заказчика Аленин В.Н., и имеется ссылка на договор без номера, который не представлен суду.

В соответствие со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из оспариваемого проекта возникают гражданские права и обязанности по осуществлению реконструкции недвижимого имущества.

В силу ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

На основании указанной нормы закона суд полагает, что юридические последствия, возникающие из проекта, не соответствующего закону, будут нарушать права и законные интересы Аленина В.Н., как сособственника здания, подлежащего реконструкции, что недопустимо.

На основании изложенного следует признать не соответствующим закону и не влекущим правовых последствий с момента создания проект перепланировки части здания *** по *** в ***, разработанный ООО «Соцстрой» по заказу Крохина Александра Анатольевича.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Аленина Владимира Николаевича удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и не влекущим правовых последствий с момента создания проект перепланировки части здания *** по *** в ***, разработанный ООО «Соцстрой» по заказу Крохина Александра Анатольевича.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ***

Судья:Изгарёва И.В.

ВЕРНО: судья