решение по гражданскому делу № 2-1452/12 по иску прокурора Ленинского района г. тамбова в интересах Уманец к администрации г. тамбова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 11 » июля 2012 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

с участием прокурора Круцких В.Н.,

при секретаре Жилиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1452/12 по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова, в интересах ФИО11, ФИО12, ФИО13, к администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением администрации г.Тамбова от 04.04.2012г. № 2539 жилой дом

*** по *** признан аварийным.

Прокурор Ленинского района г.Тамбова обратился с иском, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 21.06.2012г., в интересах Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И., к администрации г.Тамбова о признании бездействия по непринятию мер по выселению граждан из аварийного жилого *** незаконным, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения, указав в обоснование иска, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав граждан, проживающих по указанному адресу, установлено, что занимаемая истцами *** является муниципальной собственностью. Нанимателем данного жилья является Уманец В.С. Согласно постановлению мэра г.Тамбова от 24.12.2001г. № 6850 жилой *** признан непригодным для постоянного проживания. 14.03.2012г. межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным *** признан аварийным и подлежащим реконструкции. Проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей. Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И. из аварийного жилья не переселены. Бездействие администрации г.Тамбова по вопросу переселения из аварийного жилья является незаконным. В соответствии со ст.85 ЖК РФ Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И. должны быть переселены в благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям ст.89 ЖК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Круцких В.Н. исковые требования поддержал по тем же основаниям, дополнив, что проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей в связи с ухудшением эксплуатационных характеристик здания в результате физического износа его конструктивных элементов за длительное время эксплуатации. Другого жилья у Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И. не имеется; на учете нуждающихся ранее состояла мать истца, Уманец Л.С., которая с 1992г. проживает в другой квартире, принадлежащей ей на праве собственности. Помощник прокурора Круцких В.Н. просил признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер по переселению ФИО1, ФИО2, ФИО3 из муниципальной *** аварийного *** незаконным, обязать администрацию г.Тамбова предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, проживающим по адресу ***, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения.

Истец Уманец В.С. исковые требования поддержал по тем же основаниям, дополнив, что квартира фактически непригодна для проживания. Он с семьей, жена Уманец С.И. и дочь Уманец Н.В., ***., зарегистрированы и проживают в *** общей площадью 50,8 кв.м., состоящей из двух жилых комнат; он является основным квартиросъемщиком; договор социального найма он не заключал. Ранее нанимателем являлась его мать - Уманец Л.С., которая с 13.04.1992г. зарегистрирована и проживает в ***, принадлежащей ей на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от *** Возможно ранее его мать состояла в администрации г.Тамбова на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи два человека - она, Уманец Л.С., и он, Уманец В.С. В настоящее время мать не является членом его семьи, а он с семьей не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец Уманец В.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Уманец Н.В., просил признать бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в непринятии мер по их переселению из муниципальной ***, незаконным, обязать администрацию г.Тамбова предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения.

Истцы Уманец С.И., Уманец Н.В. в судебном заседании не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в заявлении суду Уманец С.И. просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика, администрации г.Тамбова, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в заявлении суду просят дело рассмотреть в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что дом *** является аварийным, подлежащим реконструкции ввиду того, что дом - вновь выявленный объект культурного наследия и не подлежит сносу, проживающие в нем граждане подлежат переселению. Поскольку администрацией в постановлении от 04.04.2012 г. определен срок переселения - до ноября 2017 года, нельзя признать это бездействием, что является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации по переселению граждан из аварийного жилья. Семья Уманец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, малоимущими не признаны, оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Представитель третьего лица, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, по доверенности Мачуловская Т.Ю., исковые требования поддержала, пояснив, что жилой дом, расположенный по адресу ***, является объектом культурного наследия регионального значения, в связи с чем, находится на государственной охране и сносу не подлежит; здание находится в аварийном состоянии, существует угроза обрушения, проживать в доме опасно для жизни людей. Должны быть проведены ремонтно-реставрационные работы при отселении жильцов. Указание в постановлении № 2539 от 04.04.2012г. на реконструкцию дома, являющегося объектом культурного наследия, скорее всего, относится к его реконструкции в качестве памятника архитектуры, а не в качестве жилого домовладения. Вместе с тем, сведений о намерениях в проведении данной реконструкции нет.

Представитель отдела опеки и попечительства комитета образования администрации г.Тамбова, по доверенности Гаряева Л.В., исковые требования поддержала, пояснив, что дом находится в плохом состоянии, проживание ребенка в нем является небезопасным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материала дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации (ст.40) гарантирует право каждого на жилище.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Уманец В.С. является нанимателем ***, общей площадью 50,8 кв.м., состоящей из двух жилых комнат (договор социального найма не заключен); в квартире зарегистрированы и проживают Уманец В.С., Уманец С.И., Уманец Н.В., ***

Уманец Л.С., мать истца Уманец В.С., которая ранее являлась нанимателем вышеуказанной квартиры, с 13.04.1992г. зарегистрирована и проживает в ***, принадлежащей ей на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ***

*** внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (решение Тамбовского облисполкома № 293 от 03.11.1989г.).

Согласно постановлению администрации г.Тамбова № 2539 от 04.04.2012г. *** признан аварийным, подлежащим реконструкции. Данным постановлением предусмотрено переселение граждан в срок до 01.11.2017г.

Указание в постановлении № 2539 от 04.04.2012г. на реконструкцию дома, являющегося объектом культурного наследия, как пояснял представитель управления культуры и архивного дела Тамбовской области, относится к его реконструкции в качестве памятника архитектуры, а не в качестве жилого домовладения, так как снос дома, являющегося объектом культурного наследия, невозможен. Вместе с тем, сведения о намерениях проведении данной реконструкции суду не представлены, и администрацией г.Тамбова указанные выше обстоятельства не оспорены.

В соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления принимает решение о сроках отселения физических и юридических лиц.

Несмотря на то, что дом истцов указанным выше постановлением признан аварийным и принято решение о сроках отселения из него, суд не может данные обстоятельства расценить как отсутствие бездействия администрации г.Тамбова по переселению граждан из аварийного жилья, поскольку целью отселения жильцов из данного жилого помещения является сохранение и обеспечение безопасных условий проживания. А, как установлено в судебном заседании, какие-либо меры по поддержанию спорного домовладения в пригодном для жизни людей виде администрация не предпринимает. Наряду с этим, как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 1 от 14.03.2012г., по дому *** по *** дано заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Данные обстоятельства подтверждают небезопасность проживания жильцов в данном доме, и отсрочка в переселении до ноября 2017 года может привести к неблагоприятным и трагическим последствиям для проживающих.

В соответствии с ч.3 ст.13 Закона Тамбовской области от 20.07.2005г. № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Тамбовской области», гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Отсутствие в вышеназванных нормах указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди ввиду того, что жилое помещение в установленном порядке признан непригодным для проживания.

В соответствии со ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: жилое помещение признано непригодным для проживания.

Однако администрацией г.Тамбова каких-либо мер по переселению истцов из непригодного для проживания помещения не принимается.

Бездействие администрации по переселению Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И. из помещения *** нарушает их жилищные права и интересы, создает угрозу их жизни и здоровью, поэтому суд признает бездействие администрации по вопросу переселения граждан из аварийного жилья незаконным. Поскольку основание переселения подразумевает выселение жильцов из аварийных домов, то предъявление самостоятельных требований о выселении, по мнению суда, не требуется.

Из материалов дела, как-то справок МУП «Тамбов-недвижимость» от 14.02.2012г., 19.06.2012г., Управления Росреестра по Тамбовской области от 14.02.2012г., 19.06.2012г., следует, что истцы Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И. не имеют в собственности другого жилья.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

При этом выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма независимо от того, состоят ли граждане на учете на улучшение жилищных условий либо нет.

В силу ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Как следует из материалов дела, в частности, лицевого счета, площадь ***, состоящей из двух жилых комнат, составляет 50,8 кв.м.

Из приведенных выше положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Как разъяснил Верховный суд РФ в своем Определении СК по гражданским делам от 9 февраля 2010г. N83-В09-11, предоставление гражданам в порядке статьи89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимися.

В связи с чем, администрация г.Тамбова обязана предоставить истцам Уманец В.С., Уманец Н.В., Уманец С.И. другое жилое помещение по договору социального найма согласно требованиям ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова, в интересах ФИО14, ФИО15, ФИО16, удовлетворить.

Признать бездействие администрации г.Тамбова по переселению ФИО1, ФИО17, ФИО3 из муниципальной *** аварийного *** незаконным.

Обязать администрацию г.Тамбова предоставить ФИО18, ФИО19, ФИО20 проживающим по адресу ***, по договору социального найма другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Л.Сорокина

Верно: судья

Мотивированное решение составлено 11.07.2012 года.

Судья: С.Л.Сорокина

Верно: судья