Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 29 » марта 2011 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Жилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 797/11 по иску Татаринцева Анатолия Владимировича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
09.12.2010г. Татаринцев А.В. обратился в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области от 02.02.2011года № 30 Татаринцеву А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как в него не включены, в том числе, период прохождения срочной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 28.04.1975г. по 20.01.1976г., поскольку служба в Вооруженных Силах Союза ССР не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.
09.03.2011г. Татаринцев А.В. обратился в суд с иском о включении в льготный трудовой стаж периода прохождения срочной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 28.04.1975г. по 20.01.1976г., а также периода работы в должности санитарного врача по гигиене труда в Тамбовской районной санитарно-эпидемиологической станции с 12.08.1987г. по 14.10.1987г. в льготном исчислении, указав в обоснование своих требований, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г.Тамбове с заявлением о назначении льготной пенсии как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, его специальный стаж составлял более 30 лет. В период с 28.04.1975г. по 20.01.1976г. он проходил службу по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР. Включение службы в стаж лечебной деятельности предусматривалось Положением о порядке исчисления стажа, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397; за ним сохраняется право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. В период с 12.08.1987г. по 14.10.1987г. он работал в должности санитарного врача по гигиене труда в Тамбовской районной санитарно-эпидемиологической станции, работа осуществлялась на территории Тамбовского района, то есть в сельской местности, следовательно, данный период должен быть исчислен не календарно, а в льготном порядке как один год работы за 1 год 3 месяца.
В судебном заседании истец Татаринцев А.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям и, уточняя и дополняя исковые требования, просил включить в льготный трудовой стаж период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 28.04.1975г. по 20.01.1976г., а также назначить досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, с 11.12.2010г., пояснив, что с 07.01.1975г. по настоящее время он осуществляет лечебную деятельность. 07.01.1975г. он был принят на должность медсестры терапевтического отделения стационара Городской больницы № 2, откуда был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. В период с 28.04.1975г. по 20.01.1976г. он проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, а после демобилизации, 20.01.1976г., продолжил работу в должности фельдшера в Тамбовской районной поликлинике. Положение о порядке исчисления стажа, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, предусматривало включение службы в Вооруженных Силах в стаж лечебной деятельности. В связи с чем вышеуказанный спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С 01.11.2010г. по настоящее время он работает в должности врача физиотерапевта МЛПУ «Городская больница № 4», при этом ответчиком включен период работы в указанных учреждении и должности по 09.12.2010г.; с учетом спорного периода его специальный стаж более 30 лет, что дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 11.12.2010г., а отказ ответчика в назначении пенсии является незаконным.
Представитель ответчика, по доверенности Кошелева Т.Ю., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении, дополнив, что спорный период службы в армии не охватывается нормами пенсионного законодательства, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. Также не оспаривает, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, 29 лет 3 месяца 7 дней, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию; с учетом спорного периода стаж истца на 11.12.2010г. более 30 лет.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Указанное право на досрочную пенсию предоставляется при условии работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г.
№ 781.
В судебном заседании установлено, что 07.01.1975г. Татаринцев А.В. был принят на работу в Городскую больницу № 2 медсестрой терапевтического отделения стационара, откуда 07.05.1975г. был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии. В период с 28.04.1975г. по 20.01.1976г. истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР, а после демобилизации, 20.01.1976г., был принят на работу 24.02.1976г. фельдшером в Тамбовскую районную поликлинику; в последующие годы истец осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения, в том числе, с 01.11.2010г. по настоящее время работает в должности врача физиотерапевта МЛПУ «Городская больница № 4».
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Татаринцева А.В., военным билетом №, выданным 11.12.1987г. Октябрьским РВК Тамбовской области, справкой МЛПУ «Городская больница № 4» г.Тамбова № 99 от 28.03.2011г.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Указанным нормативным документом не предусмотрено включение в стаж службы в Вооруженных Силах РФ.
Не предусматривалось включение периода службы в армии и действовавшими до 01.01.2002г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Однако согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397(утратившим силу с 01.10.1993г.), в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Указанный период подлежал включению в стаж при определенном условии.
В силу п.4 указанного выше Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Суд при разрешении спора также учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.01.2004г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", согласно которой «сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан».
Согласно вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период прохождения Татаринцевым А.В. службы в Вооруженных Силах СССР с 28.04.1975г. по 20.01.1976г. действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с которым в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Список должностей и учреждений, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. действовали до 01.10.1993г., следовательно, спорный период службы истца в ВС СССР полностью попадает под действие названного Списка 1959г.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определено, что введение в действие иных правовых норм, регулирующих порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, следовательно, работнику сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права.
Такая же позиция отражена и в Постановлении Конституционного Суда от 03.06.2004г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», из которого усматривается, что придание Закону обратной силы влечет отмену для лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статьей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Не менее 2/3 стажа работы истца приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, как того требует п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397.
Учитывая изложенное и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанный период службы в Вооруженных Силах СССР должен быть засчитан в лечебный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суд считает, что период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР с 28.04.1975г. по 20.01.1976г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку исключение указанного периода, ухудшает положение истца, исключая возможность зачета заработанного в соответствие с действовавшим законодательством лечебного стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет.
На основании изложенного суд считает незаконным отказ ответчика о включении вышеуказанного периода службы в Вооруженных Силах СССР в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии.
В судебном заседании установлено, что ГУ УПФ РФ в г.Тамбове включило Татаринцеву А.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы истца в МЛПУ «Городская больница № 4» в должности врача физиотерапевта с 01.11.2010г. по 09.12.2010г. Поскольку истец с 10.12.2010г. по настоящее время продолжает работать в МЛПУ «Городская больница № 4» в должности врача физиотерапевта на полную ставку, в указанный период не находился в отпусках без оплаты, ученических и иных периодах, не включаемых в стаж, что подтверждается справкой МЛПУ «Городская больница № 4» г.Тамбова № 99 от 28.03.2011г., а ГУ УПФ РФ в г.Тамбове не оспаривает наличие у истца, на 09.12.2010г.- момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, льготного стажа 29 лет 3 месяца 7 дней, то с учетом рассмотренного периода службы в Вооруженных Силах СССР у истца с 11.12.2010г. имеется необходимый стаж для назначения пенсии, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика. Пенсия Татаринцеву А.В. должна быть назначена с 11.12.2010г., как того просил истец в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Татаринцева Анатолия Владимировича удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области включить Татаринцеву Анатолию Владимировичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения срочной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 28.04.1975г. по 20.01.1976г.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области назначить Татаринцеву Анатолию Владимировичу досрочную трудовую пенсию по старости с 11.12.2010года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья
Мотивированное решение составлено 30.03.2011года.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья