Решение по делу №2-2370/12 по иску и.о.прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г.Тамбова об организации работ по приведению дорожного полотна в соответствие с требованиями ГОСТ Р



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2012 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Фокиной Т.К.

при секретаре Клемешовой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2370/2012 по иску и.о. прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова об обязании организовать работы по проведению капитального ремонта дорожного полотна автодороги улицы Пролетарская от улицы К.Маркса до ул. Октябрьская и приведению дорожного полотна автодороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова об обязании организовать работы по проведению капитального ремонта дорожного полотна автодороги ул. Пролетарская г. Тамбова от ул. Карла Маркса до ул. Октябрьской в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221; ст.ст.1,3,12 ФЗ «О безопасности дорожного движения». И.о. прокурора указано, что прокуратурой района была проведена проверка законодательства в сфере безопасного дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что на ул. Пролетарской от ул. К.Маркса до ул. Октябрьской проезжая часть улицы не соответствует требованиям указанного ГОСТа. Имеются многочисленные разрушения проезжей части, выбоины, просадки, деформация дорожного полотна. Дорога требует проведения капитального ремонта. Допущенные нарушения затрудняют движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью, ущемляют права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества. Кроме того, неудовлетворительное состояние дорог является одной из сопутствующих причин дорожно-транспортных происшествий.

Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 указанного закона к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правилами благоустройства и содержания территории городского округа – город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949, предусмотрено, что контроль за состоянием дорожного полотна осуществляется администрацией города через муниципальные специализированные дорожно-эксплуатационные организации или посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством. На территории города Тамбова в соответствии с п.2.1 Устава МБУ «Спецдорсервис», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 27.05.2011 № 360, контроль за техническим состоянием городских дорог, тротуаров, искусственных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог, непосредственно связанных с дорогой, осуществляет МБУ «Спецдорсервис». Согласно п.1.4 Устава координацию и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет комитет городского хозяйства администрации города Тамбова.

В соответствии с п. 2.3 Устава МКУ «Дирекция городских дорог» в новой редакции», утвержденный Постановлением Администрации города Тамбова от 14.07.2011 N 5082 основными видами деятельности МКУ «Дирекция городских дорог» являются организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений; осуществление контроля качества выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений; организация работ по обеспечению безопасности дорожного движения, относящихся к компетенции учреждения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению определены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см.

В судебном заседании истец- прокурор Клюкин Ю.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что 13.07.2012 года проведена совместная проверка прокуратурой района совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Тамбову, МБУ «Спецдорсервис и МКУ «Дирекция городских дорог». При организации проверки прокуратурой в адрес руководителей организаций были направлены уведомления с просьбой выделить специалистов с целью определения состояния дорожных полотен и вида ремонтных работ. В ходе проверки было установлено, что участок дороги по ул. Пролетарской от ул. К.Маркса до ул. Октябрьской требует капитального ремонта. Администрация города обязана следить за состоянием городских дорог, поэтому просит обязать администрацию города организовать работы по проведению капитального ремонта автодороги.

Представитель администрации г. Тамбова, по доверенности Пальгов Д.О. исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии со ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» одной из функций органов местного самоуправления является осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Для выполнения работ ремонту и реконструкции автомобильных дорог органом местного самоуправления городского округа - город Тамбов было создано МКУ «Дирекция городских дорог», которое должно заниматься организацией ремонтных работ, оно выступает заказчиком выполнения работ. Для проведения оценки технического состояния дорог создана межведомственная комиссия по планированию проведения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог. Эта комиссия собирается дважды в год. До 30.09.2012 года была проведена оценка состояния автомобильных дорог, составлен план ремонта, последний согласован с администрацией города и передан в городскую Думу на утверждение. В этот план не была включена улица Пролетарская с участком дороги К.Маркса и Октябрьская. При составлении плана ремонта дорог исходят из объема денежных средств, направляемых на финансирование ремонта автомобильных дорог, в первую очередь включаются в план ремонта центральные магистрали и улицы, по которым движется общественный транспорт. Администрацией города ведутся работы по организации ремонта участка дороги ул. Пролетарской. Постановлением администрации города Тамбова № 10356 от 31.12.2009 года МУ «Дирекция городских дорог» разрешена реконструкция и модернизация автомобильной дороги по ул. Пролетарской, а также постановлением администрации г. Тамбова от 14.03.2011г. утверждена схема расположения земельного участка под реконструкцию моста через р. Студенец по ул. Пролетарской. 27 июня 2012 года заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на реконструкцию дороги по ул. Пролетарской от ул. Интернациональной до Комсомольской площади.

Представитель МКУ «Дирекция городских дорог» Бупегалиева Ж.А. исковые требования не признала, поддержав доводы представителя ответчика, пояснив, что акт проверки состояния дорог, представленный прокурором, ими не оспаривается, дорога действительно требует капитального ремонта.

Представитель МБУ «Спецдорсервис» Булгакова О.Ю. поддержала доводы ответчика.

Выслушав стороны, 3их лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.12 ч.1 и ч.2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ст.17 ч.1 и ч.2 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению определены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см.

В силу ст.16 ч.1 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об этом же указано и в ст.6, 7, 36 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4.05.2005 г. № 704, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 г. № 1161.

Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа - город Тамбов относится выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Правилами благоустройства и содержания территории городского округа – город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009г. № 949, предусмотрено, что контроль за состоянием дорожного полотна осуществляется администрацией города через муниципальные специализированные дорожно-эксплуатационные организации или посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством.

Постановлением администрации г. Тамбова № 3606 от 27.05.2011г. утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Спецдорсервис», согласно п.2.1, п.2.2 которого Учреждение создано в целях эффективного использования средств местного бюджета, направляемых на финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог в пределах территории г. Тамбова; учреждение осуществляет, в том числе, организацию и выполнение работ по содержанию и ремонту городских территорий, дорог, тротуаров.

При этом согласно п.1.4 Уставу координацию и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет комитет городского хозяйства администрации г. Тамбова.

В соответствии с п. 2.3 Устава МКУ «Дирекция городских дорог», утвержденного Постановлением Администрации города Тамбова от 14.07.2011 N 5082, основными видами деятельности МКУ «Дирекция городских дорог» являются организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений; осуществление контроля качества выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений; организация работ по обеспечению безопасности дорожного движения, относящихся к компетенции учреждения.

Согласно решению Тамбовской городской Думы от 29 июня 2011 года № 335 «О Положении «О порядке содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения городского округа – город Тамбов» администрация города обеспечивает проведение оценки технического состояния автомобильных дорог с асфальтовым покрытием местного значения, по результатам оценки обеспечивает формирование плана проведения работ по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог.

В суде установлено, что подтверждается актом совместной проверки от 13.07.2012 года, не оспаривалось представителями третьих лиц и не опровергнуто ответчиком, что проезжая часть ул. Пролетарская от ул. К.Маркса до ул. Октябрьская не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597 -93. Имеются многочисленные разрушения проезжей части, выбоины, просадки, деформация дорожного полотна. Дорога требует проведения капитального ремонта.

С момента проведения прокурорской проверки и до настоящего времени капитальный ремонт указанного участка автодороги не выполнен.

Как установлено в суде по результатам мероприятий по оценке технического состояния осенью 2012 года комиссией по планированию проведения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту в план проведения капитального ремонта автомобильных дорог участок автодороги ул. Пролетарской от ул. К. Маркса до ул. Октябрьская г. Тамбова не включен.

Доводы представителя ответчика о нецелесообразно выполнения капитального ремонта данного участка автодороги, поскольку будет производиться реконструкция автомобильной дороги по ул. Пролетарской от ул. Интернациональной до Комсомольской площади, суд считает не состоятельными и подлежащими отклонению.

К такому выводу суд приходит в связи с тем, что МУ «Дирекция городских дорог» разрешено проведение реконструкции автодороги по ул. Пролетарской 31.12.2009 года. В настоящее время лишь заключен муниципальный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ, срок исполнения которого 70 календарных дней с момента заключения контракта, то есть с 27.06.2012 года. В установленный срок работы не выполнены. Сроки проведения реконструкции автодороги не определены.

А автодорога по ул. Пролетарской от ул. К.Маркса до ул. Октябрьской г. Тамбова в настоящий момент не отвечает требованиям, касающимся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению определены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221. Данное состояние дорожного покрытия на этом участке автодороги в настоящее время затрудняет движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, нарушает права и интересы граждан на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.

Администрация г.Тамбова разрабатывает и утверждает план мероприятий по ремонту автомобильных дорог, является главным распорядителем бюджетных средств, обязана осуществлять контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, ремонта, содержания автомобильных дорог местного значения.

Администрацией г. Тамбова не выполнены обязанности по обеспечению соответствующего контроля за состоянием и ремонтом дорожного полотна на данном участке проезжей части автодороги.

В связи с чем суд считает необходимым обязать администрацию г. Тамбова организовать работы по приведению капитального ремонта автодороги по улице Пролетарской от ул. К. Маркса до ул. Октябрьской.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск и.о. прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию г. Тамбова организовать работы по проведению капитального ремонта дорожного полотна автодороги улицы Пролетарская от улицы К.Маркса до ул. Октябрьская и приведению дорожного полотна автодороги улицы Пролетарская от улицы К.Маркса до ул. Октябрьская в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, ст.ст.1,3,12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Фокина Т.К.

Решение в окончательной форме принято 22.10.2012 года.

Судья: Фокина Т.К.

Верно. Судья: