на постановление УФАС по Тамбовской области



Дело № 12-29/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» апреля 2011 г. Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Амельчева И.Н.,

рассмотрев жалобу Черноцова А.Б. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 03 августа 2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 03.08.2010г. заместитель главы администрации г.Тамбова Чернецов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Чернецов А.Б. обратился с жалобой, в которой указал, что в его действиях, как должностного лица органа местного самоуправления - заместителя главы администрации г.Тамбова, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.<адрес>, отсутствует нарушение ст. 17 Федерального Закона РФ «О защите конкуренции». Индивидуальным предпринимателем Быковским А.А. в пакете документов на участие в конкурсе представлена справка налоговой инспекции о том, что он имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, в связи с чем, он не допущен к участию в открытом конкурсе. Кроме того, перечень документов, установленный пунктом 5.1. конкурсной документации, соответствует перечню, указанному в ст.18 Положения «Об аренде муниципального имущества городского округа – город Тамбов», утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008г. №. Данным положением администрация г.Тамбова руководствуется при подготовке конкурсной документации, так как Положение носит нормативно-правовой характер и обязателен для исполнения как администрацией г.Тамбова, так и заявителем, претендующим на право заключения договора. Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в своем постановлении не указало ни одного основания нарушения им Федерального Закона РФ «О защите конкуренции». Просил постановление УФАС по Тамбовской области от 03.08.2010 г. отменить. Просил восстановить срок для подачи жалобы на постановление, поскольку он в установленный законом срок обратился в суд с жалобой на данное постановление в порядке ст. ГПК РФ. Определением судьи от 27.09.2010г. в принятии заявления было отказано на основании ч.1 ст. ГПК РФ с разъяснением права обжалования постановления в порядке ст.30.9 КоАП РФ. Параллельно данное постановление было обжаловано им в Арбитражный суд Тамбовской области, определением которого в рассмотрении жалобы было отказано со ссылкой на то, что постановление обжалуется в суд общей юрисдикции. В октябре 2010г. он был уволен с должности и постановление обжаловалось администрацией г.Тамбова, в адрес которой и поступали все судебные акты. Лишь 22.02.2011г. ему стало известно, что все судебные инстанции отказали в принятии жалобы на постановление.

В судебном заседании Чернецов А. и его представитель Алтунин И.А. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям, пояснив, что в действиях администрации города Тамбова при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: Тамбовская, область, г. Тамбов, ул. <адрес>, д. ., отсутствует нарушение статьи 17 Федерального Закона «О защите конкуренции». ИП Быковским АЛ. В пакете документов на участие в конкурсе представлена справка налоговой инспекции от 15.10.2009 № о том, что он имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкции, подлежащих уплате в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, он не допущен к участию в открытом конкурсе. Перечень документов установленный пунктом 5.1 конкурсной документации, соответствует перечню, указанному в статье 18 Положения «Об аренде муниципального имущества городского округа - город Тамбов», утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 № . Данным Положением администрация города, Тамбова, руководствуется при подготовке конкурсной документации, так как Положение носит нормативно-правовой характер и обязателен для исполнения как администрацией города Тамбова, так и заявителем, претендующими на право заключения договора.

Представитель УФАС по Тамбовской области Колодина Н.Н. с жалобой Чернецова А.Б. не согласился, пояснив, что Чернецов А.Б. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. КоАП РФ. Требование администрации г.Тамбова о предоставлении справки налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа не предусмотрено действующим федеральным законодательством, что привело или могло привести к ограничению доступа к участию в торгах, что запрещено ч.2 ст.17 Федерального Закона РФ «О защите конкуренции». Кроме того, указанный в ст.18 Положения «Об аренде муниципального имущества городского округа – город Тамбов», утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008г. №, перечень документов не является тем перечнем, который требуется при проведении торгов. Заявитель пропустил срок для обжалования постановления УФАС по Тамбовской области и уважительных причин этого не представил. Просила в удовлетворении жалобы Чернецова А.Б. отказать.

Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № Комиссия Тамбовского УФАС России признала администрацию города Тамбова нарушившей требования частей 1,2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № -ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выражается в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 6. Действия администрации города Тамбова при проведении открытого конкурса приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции (Решение № от 29 июня 2010 года исх. № от 29.06.2010).

Администрацией г. Тамбова принято постановление: от 10.09.2009 № «О проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул.<адрес> дом ».

Указанное постановление подписано заместителем главы администрации города Тамбова Чернецовым А.Б. Постановлением утверждена документация к открытому конкурсу на право "заключения договора аренды муниципального нежилого помещения. Организатором
конкурса определено Управление муниципального заказа и продаж администрации г.Тамбова. Конкурсная комиссия утверждена постановлением главы администрации города Тамбова от 05.09.2008г. № «О создании конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества».

Извещение № о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального неживого помещения опубликовано в официальном печатном издании «Наш город Тамбов» 22.09.2009 №

Срок приема заявок установлен извещением с 23 сентября 2009 года по 03 ноября 2009 года.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества города Тамбова 05.11.2009 № па участие в данном открытом конкурсе было подано две заявки, а именно:

- индивидуальный предприниматель Голованова А.К., г. Тамбов, ул. <адрес>, д. , кв. (заявка № от 25.09 2009);

- индивидуальный предприниматель Быковский А.А., <адрес>, г. <адрес>, ул. <адрес> д. кв. (заявка № от 19.10.2009г).

В указанном протоколе по заявке ИП Быковского А.А. в графе «наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией» по документу «Справка об отсутствии задолженности в бюджет городского округа» указано «отсутствует» со сноской ниже «в предоставленной справке от 15.10.2009 № из налоговой инспекции существует задолженность по уплате налогов, сборов, взносов в бюджет городского округа».

Согласно протоколу по проведению предварительного отбора участников открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального нежилого помещенткрытого конкурса на !ия от 05.11.2009г. № конкурсная комиссия единогласно решила допустить к участию в открытом конкурсе ИП Голованову А.К. и не допустить ИП Быковского А.А., указав в протоколе причину - «представленные заявителем документы неполны, а именно: отсутствует справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа».

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов о признании конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества несостоявшимся от 30.11.2009 № конкурсная комиссия приняла следующие решения: признать конкурс на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, площадью кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. <адрес>, дом , сроком на 11 месяцев, несостоявшимся; признать предложение ИП Головановой А.К. соответствующим конкурсной документации и критериям конкурса, утвержденным постановлением администрации города Тамбова от 10.09.2009г. №; заключить с ИП Головановой А.К. договор аренды муниципального нежилого помещения, площадью кв.м., расположенного по адресу : <адрес> г.Тамбов, ул.<адрес>, сроком на 11 месяцев.

11 января 2010 года Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова и индивидуальный предприниматель Голованова А.К. на основании вышеуказанного протокола заключили договор № аренды муниципального нежилого фонда города Тамбов сроком с 18.01.2010 по 18.12.2010г.

Из этого следует, что администрация города Тамбова при утверждении конкурсной документации и проведений открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества города Тамбова допустила нарушения требований антимонопольного законодательства.

Пунктом 5.1 конкурсной документации, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 10.09.2009 № «О проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, г. <адрес>, ул. <адрес> дом », установлен перечень документов, предоставляемых заявителями в указанный в извещении о проведении конкурса срок, а именно в него входят: заявка с указанием реквизитов счета для возврата задатка; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение задатка; надлежаще заверенные копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями на день подачи заявления; свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на налоговый учет;

справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа.

Пунктом 16.3 конкурсной документации установлены: случаи принятия конкурсной комиссией решения об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе, в том числе, если представленные заявителем документы и материалы неполны.

Требование администрации города Тамбова о представлении справки налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа (последний абзац пункта 5.1 конкурсной документации) не предусмотрено действующим федеральным законодательством и привело или могло привести к ограничению доступа к участию в торгах, что запрещено частью 2 статьи 17 Федерального Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, указанное требование является неопределённым и неоднозначным, применение его также привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального Закона «О защите конкуренции».

Так, обязательный документ «справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа», который должен быть представлен в составе заявки согласно пункту 5.1 конкурсной документации, не определяет:

I) справку об отсутствии задолженности в бюджет какого городского округа следует представлять заявителям на участие в данном конкурсе;

2) каким образом задолженность заявителей на участие в данном конкурсе в бюджеты городских округов Российской Федераций помимо города Тамбова связана с проведением этого конкурса;

3) где брать справку об отсутствии указанной задолженности, если заявитель на участие в данном конкурсе зарегистрирован и является плательщиком не в городском округе, а в иных образованиях, например, в муниципальном районе или поселении.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.17 Федерального Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах. Наряду с установленными ч.1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, постановление администрации города Тамбова от 10.09.2009 № «О проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, г. <адрес>, ул. <адрес>, дом » в части пункта 5.1, конкурсной документации, утверждённого названным актом, противоречит части 1 и части 2 статьи 17 Федерального Закона «О защите конкуренции», поскольку данным пунктом введено не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах и применение его влечет нарушение условий конкуренции.

Данные действия должностного лица привели или могли привести к нарушению порядка определения победителя торгов, что подтверждается и материалами административного дела.

Комиссия по проведению конкурсов на право заключения договора аренды муниципального имущества города Тамбова не допустила к участию в конкурсе ИП Быковского, так как представленные заявителем документы неполны, а именно - отсутствует справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа (протокол 16/2), Указанная справка налоговой инспекции не является документом установленной формы, поэтому названная в конкурсной документации справка налоговой инспекции не может быть представлена заявителями на участие в конкурсе. Возможно предоставление справки налоговой инспекции о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на определённую дату.

ИП Быковский А.А. приложил к заявке, поданной 19 октября 2009 года справку № о состоянии расчётов по налогом, сборам, взносам в городе Энгельсе Саратовской области по состоянию на 15 октября 2009 года, в которой содержались сведения о небольших пени. Вместе со справкой ИП Быковский A. A. также приложил к заявке на участие в ]открытом конкурсе сведения об уплате по состоянию на 17.10.2009г. имеющейся задолженности. Подтверждением оплаты задолженности являются чеки-ордеры от 17.10.2009, которые были приложены к заявке.

Таким образом, на время подачи заявки 19 октября 2009 года заявитель Быковский А.А. на участие в конкурсе, представил документы, подтверждающие отсутствие задолженности в бюджет города Энгельса Саратовской области.

Однако конкурсная комиссия неправомерно приняла решение отказать в допуске ИП Быковскому А.А. к участию в открытом конкурсе.

Статьей 37 Федерального Закона «О защите конкуренции» установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, opганов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, государственных внебюджетных, фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российский Федерации и приводят или могут привести к недопущению ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно -распорядительные или административно-хозяйственные; функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Таким образом, должностное лицо органа местного самоуправления - заместитель главы администрации города Тамбова Чернецов А.Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное частою 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Вина должностного лица органа местного самоуправления - заместителя главы администрации города Тамбова Чернецова А.Б. состоит в принятии постановления от 10.09.2009г. № «О проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.<адрес>, дом » и совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении отрытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества города Тамбова.

Личность виновного при назначении административного наказания антимонопольным органом учтена, и наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, назначено минимально.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется.

Утверждение Чернецова А.Б. и его представителя в суде о том, что перечень документов, установленный пунктом 5.1 конкурсной документации, соответствует перечню, указанному в статье 18 Положения «Об аренде муниципального имущества городского округа – город Тамбов», утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 г. № , которое носит нормативно-правовой характер и обязательно для исполнения администрацией г.Тамбова, что является доказательством отсутствия нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции, нахожу необоснованным, поскольку требование администрации г.Тамбова о предоставлении справки налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет городского округа не предусмотрено действующим федеральным законодательство, а значит привело или могло привести к ограничению доступа к участию в торгах, что запрещено ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, указанный в статье 18 Положения… перечень документов, не является тем перечнем, который требуется при проведении торгов.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела № видно, что обжалуемое постановление Чернецову А.Б. было направлено 05.08.2010 г. и получено им 11.08.2010 г., однако в суд с жалобой он обратился только 28.02.2011 г., то есть пропустил срок для обращения с такой жалобой без уважительных причин.

Утверждение Чернецова А.Б., что он ранее обращался в суд с жалобой в порядке ст.254 ГПК РФ и она ему была возвращена, суд не может принять во внимание, поскольку с такой жалобой он обратился в сентябре 2010 г., о чем свидетельствует определение судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 27.09.2010 г.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Чернецова А.Б. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 03.08.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении Чернецова А.Б. оставить без изменения, жалобу Чернецова Андрея Борисовича - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья И.Н.Амельчева

Копия верна: судья И.Н.Амельчева