Дело №12-57/2011 Р Е Ш Е Н И Е г. Тамбов 30 мая 2011 года Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Копырюлин А.Н., рассмотрев жалобу Рублева Евгения Викторовича на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области от 05.04.2011г. по делу об административном правонарушении №64-10-03/30-2011, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.04.2011г., вынесенным руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области должностное лицо – <данные изъяты> Рублев Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, а именно – нарушение установленных единых правил оформления (переоформления) паспортов сделок – и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000руб. Не согласившись с данным постановлением Рублев Е.В. подал жалобу, указывая, что в <данные изъяты> он не является должностным лицом, ответственным за соблюдение валютного законодательства. К полномочиям генерального директора относится общее руководство предприятием, исполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров Общества; генеральный директор без доверенности в интересах Общества совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Автор жалобы также указывает, что контракт №216 от 26.05.2010г., заключенный между <данные изъяты> им как генеральным директором был действительно подписан, но никаких приказов, указаний и распоряжений по оформлению документов в рамках данного контракта он не выдавал; документов по внешнеэкономическим сделкам не отслеживает и не контролирует. Полагает, что доказательства, которые указаны в обжалуемом постановлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подтверждают только наличие внешнеэкономической сделки, но не доказывают его вину как должностного лица. Просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Ленинского районного суда г.Тамбова. В судебное заседание Рублев Е.В. не явился, извещен надлежащим образом. Защитник Рублева Е.В. Сухарева Н.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным, указав также, что какие-либо нарушения должностных обязанностей со стороны генерального директора отсутствуют, каких-либо указаний по оформлению документов по сделке своим специалистам Рублев не давал. Действительно, контракт подписан генеральным директором, однако дальнейшее сопровождение внешнеэкономических сделок осуществляется менеджерами управления продажами <данные изъяты> Также указала, что денежные средства по платежному поручению №259 от 26.11.2010г. поступили по поставке продукции, которая была осуществлена ранее, а не по дополнительному соглашению №3 от 11.11.2010г. Просила признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его, производство по делу прекратить. Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области Козырев А.Н. (доверенность №2 от 03.06.2010г.) возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что Рублев Е.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, считал обжалуемое постановление законным. Заслушав защитника Рублева Е.В., представителя Федеральной службы финансово-бюждетного надзора в Тамбовской области, изучив материалы административного дела, материалы жалобы, прихожу к следующим выводам. Согласно ч.4 ст. 5 ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. В силу ст.20 рассматриваемого ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок представления резидентами уполномоченными банка подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций установлен Положением ЦБР от 1 июня 2004г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Центральным банком Российской Федерации на основании статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» издана Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», зарегистрированная в Минюсте РФ 17 июня 2004 г., регистрационный номер 5859, опубликованная для всеобщего сведения в Вестнике Банка России за 2004 г., №36. В соответствии с п.3.15 данной Инструкции в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы: 3.15.1. Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; 3.15.2. Документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор); 3.15.3. Иные документы, указанные в части4 статьи23 Федерального закона «Овалютном регулировании и валютном контроле», необходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией; 3.15.4. Разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения. Согласно п. 3.15(1) Инструкции резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, взависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше. Таким образом, в пункте3.15 Инструкции перечислены документы, которые резидент представляет в банк паспорта сделки в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений и дополнений в сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделке, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки. Пунктом 3.15 (1) Инструкции сроки представления этих документов определены указанием на события: начало течения сроков - после внесения соответствующих изменений; окончание срока - не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки необходимых документов и информации в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше. 26.05.2010г. между резидентом <данные изъяты> заключен контракт №216 на поставку товара производственно-технического назначения в номенклатуре, количеством и по ценам, указанным в Приложении к контракту, на сумму 500 000 000,00 российских рублей, сроком действия до 31.12.2011г. Условия оплаты по контракту согласовываются сторонами и устанавливаются в Приложениях. В период с 26.05.2010г. по 14.10.2010г. сторонами заключены приложения №№1-5. Дополнительным соглашением №3, заключенным 11.11.2010г., сумма поставляемой партии товара по Приложению №3 от 16.09.2010г. увеличена и составила 16 739 100,00руб., в связи с чем паспорт сделки №10050003/1000/0036/1/0 переоформлен 10.12.2010г. №05 (л.д. 83). Согласно ведомости банковского контроля (л.д. 84-85) 29.11.2010г. осуществлена валютная операция – зачисление валютной выручки в сумме 2 533 300,00руб. (платежное поручение №259 от 26.11.2010г., л.д. 87). Следовательно, <данные изъяты> после принятия дополнительного соглашения №3 от 11.11.2010г. (л.д. 76) следовало в срок не позднее 29.11.2010г. (следующей валютной операции по контракту) представить в уполномоченный банк документы для переоформления паспорта сделки. Обязанность, установленная актом органа валютного регулирования, исполнена резидентом 10.12.2010г., то есть с нарушением срока в 11 календарных дней. Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, которые влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечаниям к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций … несут административную ответственность как должностные лица. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих в разрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» суду надлежит тщательно исследовать, какие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (постоянно или временно) выполняло лицо… Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. В соответствии с п. 12.1 Устава <данные изъяты> руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительным органом общества (генеральным директором). В силу п. 12.2 Устава к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров общества. Согласно приказа №405 от 30.06.2010г. (л.д. 62) Рублев Е.В. вступил в должность и приступил к обязанностям генерального директора <данные изъяты>» на 1 год с 01.07.2010г. по 30.06.2011г. Доказательств возложения должностных обязанностей по надлежащему исполнению валютного законодательства на иных должностных лиц <данные изъяты> при рассмотрении дела Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области не представлено, равно как и не представлено при рассмотрении дела в суде. Более того, Рублев Е.В. в жалобе указывает, что контракт №216 от 26.05.2010г., им как генеральным директором был действительно подписывался, но никаких приказов, указаний и распоряжений по оформлению документов в рамках данного контракта он не выдавал, равно как и не отслеживал и не контролировал прохождение документов по данной внешнеэкономической сделке. Указанное подтвердил и защитник Рублева в судебном заседании. Таким образом, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области в обжалуемом постановлении установлено нарушение должностным лицом, генеральным директором <данные изъяты> Рублевым Е.В. пункта 3.15 Инструкции ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И, и, правильно, на основании оценки собранных по делу доказательства, сделан правильный вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Вина Рублева Е.В. как должностного лица состоит в том, что он нарушил требования законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению. Наказание Рублеву Е.В. назначено минимально предусмотренное санкцией ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности виновного, ранее к административной ответственности, согласно материалов дела, не привлекавшегося. Оснований для применения к действиям Рублева Е.В. положений ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным, что не предполагает оценки судом размера вредных последствий, наступивших в результате деяния. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не нахожу. Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области от 05.04.2011г. по делу об административном правонарушении №64-10-03/30-2011, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении Рублева Евгения Викторовича оставить без изменения, а жалобу Рублева Евгения Викторовича – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья А.Н. Копырюлин