Решение по адм.делу №12106/2012 по жалобе ИФНС на постановление мирового судьи



Дело № 12-106/2012 Р Е Ш Е Н И Е

«02» июля 2012 г. Судья Ленинского районного суда г. Тамбова Амельчева И.Н., рассмотрев жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Тамбова от 26 марта 2012 г.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Тамбова от 26 марта 2012 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Сбербанк России» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову обратилась в Ленинский районный суд г.Тамбова с жалобой, в которой указала, что прекращая производство по делу, мировой судья полагает, что обязанность Банка предоставить в налоговый орган документы и информацию согласно запросу должна быть исполнена при наличии в запросе информации о датах совершения валютных операций, суммах валютных операций, вида валюты, в которой совершались валютные операции. Данное постановление не соответствует нормам материального права (судья неправильно истолковал положения ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) и подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с материалами проверки, Инспекцией ФНС России по г.Тамбову (далее - Инспекция) установлены факты, свидетельствующие о совершении Банком административного правонарушения, выразившегося в непредставлении в налоговый орган сведений (информации), предоставление которых предусмотрено Законом № 173-ФЗ и необходимо для осуществления налоговым органом его законной деятельности по запросу № 15/1772 от 05.12.2011 г. В отношении открытого акционерного общества «Сбербанк России» составлен протокол от 28.02.2012 г. № 13928 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ агенты валютного контроля в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы, которые связаны с проведением валютных операций. Обязательный срок для представления документов по запросам агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Частью 3 ст. 22 Закона № 173-ФЗ установлено, что агентами валютного контроля являются, в частности, налоговые органы. Следовательно, налоговый орган вправе запрашивать у уполномоченного банка и получать от него документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ. Вместе с тем, объем и порядок передачи такой информации Банком России
не установлен. Отсутствие установленного Банком России порядка передачи уполномоченными банками информации налоговым органам не является основанием для отказа в представлении запрашиваемых документов и информации, поскольку в этом случае налоговый орган вправе запросить любой документ, относящийся к контролируемым валютным операциям, если он входит в перечень, определенный пунктом 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ. Кроме того, ИФНС России по г.Тамбову были запрошены копии документов, относящихся к уже имеющейся у Инспекции банковской информации, полученной в ходе проведения налоговой проверки при предоставлении открытым акционерным обществом «Пигмент» пакета документов, включая паспорта сделок и ведомостей банковского контроля, что свидетельствует о том, что запрашиваемая информация не относится к банковской тайне, а получение надлежащим образом заверенных копий указанных документов необходимо Инспекции для процессуального подтверждения совершенного правонарушения. Согласно Закону № 173-ФЗ паспорт сделки является обязательным документом, оформляемым резидентом при осуществлении валютной операции с нерезидентом, который используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля. В запросе ИФНС России по. г.Тамбову № 15/1772 от 05.12.2011 г. указаны номера и даты паспортов сделок, номера и даты совершения экспортных контрактов, т.е. сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции, что соответствует требованиям п. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ. Также в указанном запросе содержится информация о содержании предполагаемого правонарушения, а именно: нарушение контрактных сроков поставки и осуществление не в полном объеме получения экспортной выручки за экспортируемый товар и указано на то, что в действиях ОАО «***» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 5, 6 ст. 15.25. КоАП РФ, что также соответствует требованиям п. 14 ст. 23 Закона N 173-ФЗ. Таким образом, Инспекцией объективно установлено административно правонарушение, выраженное в непредставлении уполномоченным банком налоговому органу документов, требуемых на основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ. Кроме того, следует отметить, что ОАО «Сбербанк России» является единственны агентом валютного контроля, который может передать ИФНС Росси по г.Тамбову, в целях осуществления валютного контроля за проводимым ОАО «***» валютными операциями, запрашиваемые документы. Просила постановление по делу об административном правонарушении от 26.03.2012 г., вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского района г. Тамбова, отменить, признать ОАО «Сбербанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание.

В суд представитель ИФНС России по г.Тамбову не явился по не известной причине.

Представитель ОАО «Сбербанк России» Муравьева Н.И. с жалобой не согласилась, пояснив, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) уполномоченные банки являются агентами валютного контроля наряду с таможенными и налоговыми органами. Порядок обмена информацией между агентами валютного контроля регулируется Законом. ИФНС заявляет о том, что налоговый орган как агент валютного контроля может запросить у банка любой документ, относящийся к валютным операциям, если он входит в перечень, определенный п. 4 ст. 23 Закона. В обоснование такого заявления ИФНС ссылается на ч. 6 ст. 22 Закона, согласно которой порядок предоставления и объем информации, предоставляемой банками таможенным и налоговым органам, устанавливается Центральным банком РФ. А поскольку, по мнению заявителя, Банком России такой порядок не установлен, то заявитель утверждает, что любое требования налогового органа о предоставлении любых сведений должны исполняться банками.

Однако, цитируя ст. 22 Закона заявитель искажает содержание указанной нормы.

Так, согласно ч. 6 ст. 22 Закона уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций

агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных ч. 13 ст. 23 Закона.

Часть 13 ст. 23 Закона устанавливает перечень документов, копии которых предоставляются уполномоченными банками по запросам таможенных и налоговых органов в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами операциями. Таким образом, Закон устанавливает объем сведений, представляемых банками как агентами валютного контроля в таможенные и налоговые органы (перечень документов), а также порядок их предоставления (по запросам указанных органов). Довод заявителя о том, что сведений, указанных в запросе, достаточно для идентификации конкретной валютной операции, несостоятелен виду следующего. Часть 14 ст. 23 Закона (введена Федеральным законом от 15.11.2010 № 294-ФЗ) устанавливает обязательные для исполнения требования к запросам таможенных или налоговых органов:

«Запрос таможенного или налогового органа о предоставлении указанных в части 13 настоящей статьи документы должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для квалификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения),.. .».

Кроме того, пунктом 5 статьи 23 Закона установлено, что агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. То есть, закон повторяет необходимость указания в запросе на конкретную валютную операцию. В нарушение требований названной нормы Закона в запросе налогового органа от 05.12.2011 № 15/1772 отсутствует указание на соответствующий нормативный правовой акт валютного
законодательства или акт органов валютного регулирования, требования которого
нарушены. В соответствии со ст. 4 Закона валютное законодательство состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее -акты валютного законодательства РФ). КоАП РФ не является актом валютного законодательства, вследствие чего ссылка на статью КоАП РФ недостаточна для обоснования запроса, поскольку из нее невозможно определить норму закона, нарушенную резидентом. Отсутствуют сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции, по которой совершено правонарушение, а именно: указаны лишь номера контрактов и паспорта сделок, однако отсутствует информация о датах совершения валютных операций; суммах валютных операций; вид валюты, в которой совершались валютные операции. Довод заявителя о том, что, указав в запросе номера и даты паспортов сделок и экспортных контрактов, налоговый орган тем самым сообщил сведения о конкретных валютных операциях, несостоятелен и основан на неверном отождествлении самой сделки (экспортного контракта) и валютных операций, совершаемых во исполнение обязательств по ней. Так, по одному экспортному контракту оформляется один паспорт сделки. Однако количество валютных операций в месяц, совершаемых резидентом по одному контракту, составляет несколько десятков операций (оплата поставленного товара, получение экспортной выручки), различных по суммам, датам совершения, назначению платежа, виду валюты. Для определения конкретной операции необходимо владеть информацией о сумме операции, виде валюты, дате ее совершения. Документы, запрашиваемые налоговым органом у банка, уже представлены резидентом, о чем налоговый орган заявляет в жалобе. Однако, располагая запрашиваемыми документами, налоговый орган не выявил из числа валютных операций, совершаемых резидентом, те операции, которые совершены с нарушением валютного законодательства, и не указал такие операции в запросе. Согласно пункту 25 Приказа Минфина РФ от 04.10.2011 № 123н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами» в целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 23 Закона N 173- ФЗ запрос налогового органа о представлении копий указанных в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушении валютного законодательства с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Таким образом, поступивший в Банк запрос налогового органа не соответствует требованиям законодательства, и не является запросом в понимании норм Закона. Налоговый орган, являясь, как и банк, агентом валютного контроля осуществляет полномочия в пределах своей компетенции. Требования налогового органа о предоставлении документов без указания на нарушенный нормативный акт и конкретную валютную операцию по контракту, выходят за пределы полномочий ИФНС, установленных как валютным законодательством, так и нормативным актом, регулирующим деятельность налогового органа. Требования Закона к содержанию запроса закреплены в Письме Федеральной Таможенной службы от 19.04.2011 № 01-11/18036. Более того, письмом Центрального Банка Российской Федерации от 25.01.2012 № 12-1-10/113 «О направлении копии письма ФТС России» до сведения ОАО «Сбербанк России» доведено письмо Федеральной Таможенной службы России от 23.12.2011 № 01-11/63536 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства при направлении запросов в кредитные организации в целях валютного контроля» (далее - письмо ФТС). В письме ФТС разъяснено о недопустимости нарушения Закона при составлении запросов в кредитные организации. В указанном письме содержится разъяснение о том, что отсутствие в запросе достаточных данных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), либо указания данной информации не в полном объеме противоречит пункту 14 статьи 23 Закона. Данное письмо направлено Центральным Банком РФ в качестве разъяснений для руководства в работе, и отражает позицию Банка России по данному вопросу. Согласно ст.ст. 7 и 57 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указания Центрального банка Российской Федерации являются обязательным для кредитных организаций, юридических

и физических лиц. ОАО «Сбербанк России» действовал в соответствии с Законом и разъяснениями Банка России. В связи с тем, что запрос противоречит требованиям законодательства, у Банка не имелось законных оснований для предоставления сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Следовательно, в действиях Банка отсутствует событие административного правонарушения. Мировым судом при рассмотрении дела определены все существенные для дела обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, изучены все представленные в дело доказательства и им дана надлежащая правовая оценка. Жалоба заявителя не основана на нормах закона и фактически сводится к несогласию с принятым судебным актом, поэтому просила оставить ее без удовлетворения, а постановление мирового судьи – без изменения.

Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 настоящего Кодекса.

Согласно протоколу об административном правонарушении ИФНС России по г.Тамбову № 13928 от 28 февраля 2012 г. ОАО «Сбербанк России» не представил в налоговой орган сведения (информацию), представление которых предусмотрено законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.11.2003 г. и необходимо для осуществления налоговым органом его законной деятельности по запросу № 15/1772 от 05 декабря 2011 года.

В соответствии с п.6 ст.22 Федерального закона от 10.11.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Пунктом 14 ст.23 этого же Федерального закона предусмотрено, что запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 настоящей статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

05 декабря 2011 г. ИФНС России по г.Тамбову был направлен запрос в адрес ОАО «Сбербанк России» № 15/1772 о предоставлении документов и информации согласно указанному в запросе перечню.

Между тем, в указанном запросе отсутствовала информация о датах совершения валютных операций, суммах валютных операций, вид валюты, в которой совершались валютные операции, как это предусмотрено пунктом 14 ст.23 Федерального закона от 10.11.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», что исключало возможность идентифицировать конкретную валютную операцию.

Кроме того, в указанном запросе отсутствовало указание на соответствующий нормативный правовой акт, свидетельствующий о нарушении ОАО «Пигмент» валютного законодательства.

При таких обстоятельствах у ОАО «Сбербанк России» имелись основания для оставления данного запроса без удовлетворения.

Учитывая изложенное, мировой судья обоснованно пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Сбербанк России» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ..

Оснований для отмены постановления мирового судьи не нахожу.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Тамбова от 26 марта 2012 г. оставить без изменения, жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья И.Н.Амельчева

Копия верна: судья И.Н.Амельчева