Дело № 12-108/2012 Р Е Ш Е Н И Е «05» июля 2012 г. Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Амельчева И.Н., рассмотрев жалобу Курсакова В.А. на постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области о назначении административного наказания от 11 мая 2012 г. № 64-09-03/34-2012, У С Т А Н О В И Л : Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области о назначении административного наказания от 11 мая 2012 г.. № 64-09-03/34-2012 Курсаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 500 руб. Не согласившись с данным постановлением, Курсаков В.А. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что административным органом при вынесении постановления не был решен вопрос о применении ст.2.9 КоАП РФ, хотя основания для этого имелись, поскольку совершенное правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, не повлияло на своевременность представления уполномоченным банком отчетности об операциях резидента по валютному контролю, не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Считает, что в случае нарушения установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям не более чем на 10 дней возможно применение ст.2.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Поскольку ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в настоящее время имеет новую редакцию, то с учетом того, что продолжительность нарушения составила не 32 календар6ных дня, а ( за минусом 10 официально нерабочих дней) – 22 дня, то возможно применение менее строго наказания. Просил признать вынесенное постановление недействительным, административное производство по делу прекратить. В суд Курсаков В.А. не явился по неизвестной причине, его представитель по доверенности Антонова Н.Н. доводы жалобы поддержала. Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области Козырев А.Н. с жалобой не согласился, пояснив, что Курсаков В.А. обоснованно был привлечен к административной ответственности, поскольку допустил нарушение установленных единых правил оформления паспорта сделки. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имелось. Наказание назначено в соответствии с действующим законодательством. Просил в удовлетворении жалобы Курсакова В.А. отказать. Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам. Судом установлено, что между резидентом – ООО «Глоубэл Концентрат Групп» покупатель, РФ и нерезидентом – ООО «Букофрут», продавец, Украина, 05.10.2011г. заключен контракт №Б-03/10 на поставку яблочного сока неосветленного, сроком действия – до 31.12.2011г. Общая сумма контракта – сумма стоимостей всех поставленных партий товара. В соответствии с Инструкцией Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» 07.10.2011г. в филиале ОАО «Сбербанк России» Центрально-Черноземный банк г.Воронежа ООО «Глоубэл Концентрат Групп» оформлен паспорт сделки № 11100007/1481/0314/2/0. Приложением №3 от 14.12.2011г. срок действия названного контракта продлен до 31.12.2012г. Однако паспорт сделки в связи с данными изменениями был переоформлен только 16.01.2012г. В силу преамбулы ст.2 Федерального закона от 10.02.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) целью валютного регулирования является законодательное определение прав и обязанностей, в частности резидентов, в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями как условия обеспечения стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по производимым им операциям (п.2 ч.2 ст. 24 Закона). Валютной операцией, в соответствии с п. «б» ст.1 Закона, в том числе, является отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей и валюты Российской Федерации, а также использование валютных ценностей, валюты Российской федерации в качестве средства платежа. Согласно требованиям ст.20 Закона Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Центральным банком Российской Федерации на основании ст.5 Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» издана Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», зарегистрированная в Минюсте РФ 17 июня 2004 г., регистрационный номер 5859, опубликованная для всеобщего сведения в Вестнике Банка России за 2004 г., №36. В соответствии с п.3.1 Инструкции действие установленного Разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту) (далее - контракт), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. Пунктом 3.14 Инструкции определено, что для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). В случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в ранее оформленном паспорте сделки, резидент переоформляет паспорт сделки, с учетом изменений, после внесения соответствующих изменений, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции, либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции (п.3.15 Инструкции). Таким образом, законодатель определил, что проведение валютных операций допускается при наличии оформленного в установленном порядке паспорта сделки, и совершение иного расценивается как нарушение требований валютного законодательства, за что КоАП РФ предусмотрены определенные санкции. Согласно ведомости банковского контроля 15.12.2011г. со счета ООО «Глоубэл Концентрат Групп» осуществлена следующая валютная операция по списанию денежных средств в сумме 50600 Евро. Следовательно, ООО «Глоубэл Концентрат Групп» надлежало не позднее 15.12.2011г. ( дня осуществления следующей валютной операции по контракту после принятия приложения №3 от 14.12.2011г.) представить в уполномоченный банк документы для переоформления паспорта сделки. Фактически паспорт сделки № 11100007/1481/0314/2/0 был переоформлен 16.01.2012г. №01, то есть на 32 календарных дня позже установленного срока. Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных единых правил оформления паспортов сделок в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб. Поскольку по вине генерального директора ООО «Глоубэл Концентрат Групп» Курсакова В.А. были не соблюдены установленные единые правила оформления сделки, он обоснованно был привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. Возможность признания правонарушения малозначительным была исследована административным органом при вынесении постановления. Исходя из конкретных обстоятельств дела, административный орган не усмотрел оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ. Считаю, что выводы административного органа в данной части являются правильными. Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Как разъяснено в п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае имело место пренебрежительное отношение Курсакова В.А. к обязанности, установленной законодательством, что наносит вред общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля. Кроме того, установленный срок для представления документов является длительным. Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения на основании ст.2.9 КоАП РФ не усматривается. Учитывая данные обстоятельства, оснований для отмены постановления о назначении административного наказания не нахожу. Руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ Р Е Ш И Л : Постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области о назначении административного наказания от 11 мая 2012 г. № 64-09-03/34-2012, оставить без изменения, жалобу Курсакова В.А. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течении 10 суток. Судья И.Н.Амельчева Копия верна: судья И.Н.Амельчева