административное дела в отношении Сберегательного банка по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ



Дело №5-53/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тамбов 07 ноября 2011 года

Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Копырюлин А.Н.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.15.27 КоАП РФ в отношении: Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) расположенного: <адрес> в лице филиала ОАО – Моршанского отделения , расположенного: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области на основании информации, поступившей от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), проверена проверка соблюдения филиалом – Моршанским отделением Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) (АК СБ РФ (ОАО)) требований ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в результате которой 25.08.2011г. установлен факт несвоевременного предоставления в уполномоченный орган сведений, подлежащих обязательному контролю, по операции по банковскому счету, в нарушении ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ по банковскому счету ИП ФИО1 проведена первая операция (зачисление денежных средств по кредитному договору) на сумму <данные изъяты>., в связи с чем сведения об операции по счету подлежали направлению в Росфинмониторинг не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически направлены – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока, установленного подп.4 п.1 ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В судебном заседании представитель АК СБ РФ (ОАО) ФИО2 (доверенность № ДО-4-26/779 от ДД.ММ.ГГГГ) вину юридического лица в совершенном правонарушении признал. Пояснил, что нарушение выявлено контрольно-ревизионной службой СБ РФ самостоятельно. Данная операция – внутренняя операция банка; денежные средства в размере <данные изъяты><данные изъяты>. были предоставлены клиенту в рамках программы кредитования малого бизнеса. ИП ФИО3 имеет хорошую кредитную историю.

Начальник отдела финансового мониторинга и валютного контроля Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области Павлов С.В. как лицо, составившее протокол об административном правонарушении, полагал, что имеет место формальное нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время в банке установлена специальная программа, автоматически направляющая сведения, подлежащие обязательному контролю. Также пояснил, что со стороны Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области сделка между АК СБ РФ (ОАО) и ИП Бакиным С.Б. сомнений не вызывает. Полагал, что содеянное возможно квалифицировать как малозначительное деяние.

Представитель Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области – начальник юридического отдела Мануилова Н.В. (доверенность реестр №1906 от 27.05.2011г.) пояснила, что нарушение сроков предоставления информации по сделке выявлены банком самостоятельно, в ходе самоконтроля. Кредитная история ИП ФИО3 благонадежная, проверялась АК СБ РФ (ОАО). Полагала возможным в отношении банка применить ст. 2.9 КоАП РФ.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с подп.4 п.1 ст.7 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В силу подп. 3 п.1. ст.6 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает <данные изъяты> рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной <данные изъяты> рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

операции по банковским счетам (вкладам):

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, состоит в том, что виновный: не исполняет предусмотренные ст. 7 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязанности, а именно – не представляет (представление с нарушением срока) в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами.

Вина АК СБ РФ (ОАО) состоит в том, что данная кредитная организация при осуществлении внутреннего контроля нарушила требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не представив в установленные сроки в уполномоченный орган сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, и подтверждается материалами дела:

протоколом об административном правонарушении -Ю/0002/1020 от ДД.ММ.ГГГГ;

определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

письмом ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ;

письмом ГУ ЦБ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ;

платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ;

пояснительной запиской управляющего Моршанского ОСБ от ДД.ММ.ГГГГ;

информационными таблицами банка по направлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;

отчетам об отправлении сообщений в Росфинмониторинг;

другими исследованными в судебном заседании материалами дела и представителем юридического лица в судебном заседании не оспаривается.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушение организациями, осуществляющими и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что влечет для юридических лиц – наложение административного штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Рассматривая вопрос о наличии в действиях юридического лица признаков малозначительности деяния прихожу к следующему.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005г.№5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Статья 2.9. КоАП РФ не содержит оговорок о ее применении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. При этом, не может быть оказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (формальный состав правонарушения).

Как установлено в судебном заседании, нарушение требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, АК СБ РФ (ОАО) было выявлено самостоятельно 22.04.2011г. (пояснительная записка управляющего Моршанским ОСБ №<данные изъяты> от 22.04.2011г.) и в этот же день устранено (информационные таблицы банка по направлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; отчеты об отправлении сообщений в Росфинмониторинг). Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии намерений у кредитной организации скрыть информацию по данной операции, подлежащей обязательному контролю, от уполномоченного органа (Росфинмониторинга), а также об отсутствии пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в той степени, при которой необходимо воздействие на правонарушителя путем применения меры административной ответственности и назначения ему наказания.

Оценивая вышеуказанную банковскую операцию, исходя из материалов дела, пояснений представителя АК СБ РФ (ОАО), представителя Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Тамбовской области и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что несмотря на обязательный контроль данной операции, она по своему характеру и целям не направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем или финансирование терроризма. Данная операция является внутренней операцией банка, и денежные средства в сумме <данные изъяты>., принадлежащие АК СБ РФ (ОАО), были предоставлены ИП ФИО3 в рамках осуществляемой программы кредитования малого бизнеса (продукт «Кредит «Доверие»). В дальнейшем предпринимателем предполагается целевое использование заемных денежных средств, с предоставлением соответствующего отчета в банк.

Таким образом, осуществление данной операции не повлекло наступления вредных последствий в рамках правоприменения ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», несмотря на длительный (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) период не предоставления в уполномоченный орган сведений, подлежащих обязательному контролю.

Согласно материалам дела, АК СБ РФ (ОАО) к административной ответственности за однородные правонарушения за период, установленный ст. 4.6. КоАП РФ, не привлекался.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела и характера совершенного административного правонарушения, а именно: отсутствия существенного нарушения (угрозы нарушения) интересов граждан, общества и государства, отсутствия пренебрежительного отношения юридического лица – кредитной организации – к исполнению своих публично-правовых обязанностей при формальном наличии признаков состава вмененного правонарушения, расцениваю правонарушение как малозначительное.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) в лице филиала ОАО – Моршанского отделения прекратить в связи с наличием в действиях юридического лица малозначительности деяния (ст. 2.9 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение десяти суток со дня вручения (или получения) копии постановления в вышестоящий суд.

Судья А.Н. Копырюлин