Дело №2-889/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 мая 2011 года Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе: председательствующего судьи Поповой Е.В. при секретаре Комовой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобковой Риммы Ивановны к ООО «УЖК» о перерасчете платы за коммунальные услуги и компенсацию морального вреда, УСТАНОВИЛ: Бобкова Р.И. обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая жилищная компания» далее ООО «УЖК», просила снять оплату за услуги ненадлежащего качества за 2008-2010 г. в сумме 2094 руб. 55 коп., привести в надлежащее состояние систему отопления в принадлежащей ей квартире, и взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. В обоснование требований привела, что в доме, по адресу: <адрес>, несколько лет не промывалась отопительная система, в результате чего на 9-ом этаже засорилась батарея и нарушена циркуляция горячей воды. На неоднократные обращения к ответчику по вопросу перерасчета платы за предоставление ненадлежащего качества услуги по отоплению и необходимости промыть систему отопления, ответов не получала. Во время отопительного сезона температура в комнате составляет +16 градусов, на кухне - +9 градусов, в ванной - +15 градусов. При температуре наружного воздуха за -25-35 градусов, на кухне температура составляет +4,5 градусов. Для поддержания тепла в комнате приходится включать масляный радиатор и газовую плиту из-за чего увеличился счет на оплату коммунальных услуг. В результате трехлетнего неотапливания кухни со стены под обоями осыпалась штукатурка и отошли от стен обои. От холода у истца обострились хронические заболевания -полиартрит, дисбактериоз. В ходе рассмотрения дела Бобкова Р.И. отказалась от части исковых требований о возложении обязанности на ООО «УЖК» привести систему отопления в надлежащее состояние. В связи с чем, 15.03.2011 г. судом вынесено определение о прекращении производства в части исковых требований. В судебном заседании Бобкова Р.И. исковые требования поддержала в том же объеме по тем же основаниям. Представитель ответчика по доверенности Гриднева О.М. иск не признала, пояснила, что обслуживание многоквартирного <адрес> в 2008 -2009 гг. осуществлялось подрядной организацией ООО «ЗУРАБ ПЛЮС» на основании заключенных с ООО «УЖК» договоров на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Согласно требованиям Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель должен сообщить об этом по телефону аварийно-диспетчерской службы, указанной исполнителем услуг. В выставляемых за 2008-2009 гг. единых платежных документах указан телефон аварийно-диспетчерской службы ООО «ЗУРАБ ПЛЮС», которое при поступлении сведений о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, предоставляет их ООО «УЖК» для осуществления перерасчета. Однако телефон аварийно-диспетчерской службы, указанный исполнителем для обращений потребителей, Бобковой Р.И. был проигнорирован, в связи с чем, общество надлежаще не уведомлялось о возможном предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. С 2010 г. управление и содержание общего имущества указанного выше многоквартирного дома производится непосредственно ООО «УЖК». Начало отопительного сезона по постановлению администрации г. Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ № «О начале отопительного сезона 2010/2011 года в городе Тамбове» установлено с 05 октября 2010 г. Согласно отчету аварийно-диспетчерской службы по типам заявок с 05.10.2010 г. по 10.02.2011 г. по адресу: <адрес> зафиксирована только одна заявка о протекании ливневой трубы. Заявок о несоответствии отопления температурным нормам также не поступало. В данной ситуации ООО «Управляющая жилищная компания» производился перерасчет размера платы за предоставление некачественных коммунальных услуг (отопления), только в том случае, когда это было зафиксировано общедомовым прибором учета тепла. Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Суд, выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (ред. от 11.05.2007) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», правоотношения, возникшие из договоров по выполнению работ, оказанию услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю или собственнику жилого помещения необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, регулируются законодательством о защите прав потребителей. Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (с последующими изменениями)). Согласно п.4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). Данными Правилами предусмотрено понятие коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (п.9 Правил) В соответствии с п.49 этих же Правил предусматривает, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением (п.60 Правил). Согласно п.15 Раздела 4 Приложение 1 к Правилам №307 отклонение температуры воздуха в жилых помещениях не допускается. При температуре наружного воздуха -30 градусов в помещении температура воздуха должна составлять +20,+22 градуса. Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 градусов, в угловых комнатах - +20 градусов. Из материалов дела видно, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УЖК» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В соответствии с условиями договора управляющая компания приняла на себя обязательство обеспечивать выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе консервация и расконсервация, ремонт, регулировка, испытание системы центрального отопления П.3.1.2 договора, 2.3.2,2.3.5 Приложения № к договору). Судом установлено, что на протяжении 2008 по 2010 гг. температура в <адрес> жилого <адрес> в период отопительного сезона была ниже установленной нормы (в жилой комнате – +14-+16 градусов, на кухне – +10 градусов). Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, обращениями истца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Как пояснил в суде свидетель ФИО7 - работник ООО «УЖК», после окончания весеннего отопительного сезона 2011 г. организацией будут проводиться осмотр системы отопления жилого дома, выясняться причины снижения температуры воздуха в квартире жильцов и в случае выявления засора батарей принимать меры к прочистки. Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставляемая ответчиком услуга по отоплению квартиры истца не соответствует надлежащему качеству, предъявляемым нормативными документами, в связи с чем, Бобкова Р.И. вправе требовать перерасчета сумм оплаты за коммунальные услуги. Представленные суду акты обследования квартиры истца от 26.02.2010 г. и от 10.03.2010 г., согласно которым температура воздуха в квартире истца соответствовала норме, не свидетельствует о том, что необходимый температурный режим был постоянно в жилом помещении. Как показали суду вышеперечисленные свидетели, температура воздуха в квартирах колебалась в зависимости от температуры воздуха на улице. Как усматривается из актов, температура воздуха на улице во время проводимых замеров составляла +4, -6 градусов. Поэтому данные акты не опровергают вышеизложенные выводы суда. Вместе с тем, данные акты являются основанием не производить перерасчет за отопление жилых помещений за 26.02.2010 г. и 10.03.2010 г. Доводы ответчика о том, что отсутствуют основания для перерасчета истцу платы за предоставленные коммунальные услуги, поскольку последняя соответствующем образом не уведомляла общество о ненадлежащем качестве услуги, а именно через диспетчерскую службу, по мнению суда не является основанием к отказу в иске по следующим причинам. В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «УЖК» на основании договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ передало ООО «Зураб плюс» и ООО «ТамбовСтройЦентр» содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>. В связи с ликвидацией ООО «ТамбовСтройЦентр» ООО «УЖК» начиная с 2010 г. приняло на себя непосредственно управление многоквартирным домом. Из заявлений Бобковой Р.И., имеющихся в материалах дела, следует, что истец на протяжении длительного времени осуществляла переписку с управляющей организацией по вопросу ненадлежащего качества предоставляемой услуги по отоплению жилых помещений, в том числе с ООО «ТамбовСтройЦентр» в 2009-2010 гг., с ООО «УЖК» в 2010 г. При этом согласно пояснениям истца она смогла предоставить только сохранившиеся у нее экземпляры заявлений. Из пояснений представителя ответчика следует, что ООО «Зураб плюс» и ООО «ТамбовСтройЦентр» не передали ООО «УЖК» журналы регистрации заявок, по этой причине они не были представлены суду. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих доводов или возражений. Таким образом, ответчиком суду не представлены доказательства опровергающие выводы суда об обоснованности исковых требований. Ссылка ответчика на недобросовестность выполнения ООО «Зураб плюс» и ООО «ТамбовСтройЦентр» принятых на себя по договорам обязательств не может быть принята судом во внимание. Согласно п. 76 вышеприведенных Правил, неисполнение обязательств со стороны контрагентов исполнителя не является обстоятельством, освобождающим исполнителя от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг. Удовлетворяя исковые требования Бобковой Р.И., суд находит представленный расчет истца правильным. Иного расчета суду ответчиком не представлено. С учетом соответствия температурного режима в квартире истца 26.02.2010 г. и 10.03.2010 г. к взысканию с ответчика подлежит сумма 2092 руб. 43 коп. (597,2+1048,38+446,82 (33,1+30,52-1,09+31,8-1,06+353,55). Согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда….. Учитывая характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий, связанных с невозможностью комфортного проживания в жилом помещении, учитывая степень вины причинителя вреда, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным установить размер компенсации морального вреда 500 руб. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Бобковой Риммы Ивановны к ООО «УЖК» о перерасчете платы за коммунальные услуги и компенсацию морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с ООО УЖК» в пользу Бобковой Риммы Ивановны 2092 руб. 43 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 500 руб. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Тамбовский областной суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 06.06.2011 г. Судья: Е.В. Попова -
Судья Е.В. Попова