дело №2-3005/11



Дело № 2-3005/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тамбов. «30» ноября 2011 года.

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Бучневой С.В.,

при секретаре Маленковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Тамбовские коммунальные системы» (ОАО «ТКС») об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 16.03.2011 года № 7 – 2011 – ОБ/1/3,

УСТАНОВИЛ:

16.03.2011 года государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области в адрес директора филиала ОАО «ТКС» «Тамбовводоканал» ФИО5 было вынесено предписание № 7-2011-ОБ/1/3 об устранении нарушения требований ст. 48 ТК РФ.

В соответствии с указанным предписанием на директора филиала возложена обязанность в срок до 04.04.2011 года произвести за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г. перерасчет заработной платы восьми работникам филиала, оплата труда которых осуществляется на основе единых тарифных ставок (окладов), с учетом требований п. 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы.

ОАО «ТКС» обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного предписания, в обоснование заявления (с учетом неоднократных уточнений) указало, что ОАО «ТКС» не является организацией, давшей согласие на присоединение к участникам Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ. Отраслевое тарифное соглашение является документом прямого действия лишь в случае, если в организации отсутствует коллективный договор, в ОАО «ТКС» имеется коллективный трудовой договор, в соответствии с которым и осуществлялась выплата заработной платы всем работникам ОАО «ТКС». Доход общества и, как следствие, фонд оплаты труда напрямую зависит от тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых государством, в связи с чем приведение тарифных ставок и окладов работников предприятия в соответствие с Отраслевым тарифным соглашением (тем более за период, начиная с 2008г.) без увеличения тарифов на коммунальные услуги приведет к убыточности предприятия. Директор филиала не является лицом, имеющим полномочия на изменение фонда оплаты труда, утвержденного исполнительным органом юридического лица, в связи с чем выданное в его адрес предписание является заведомо неисполнимым. На директора филиала возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы за 2008-2010 годы, что не является законным и обоснованным, так как это не согласуется с требованиями трудового законодательства, определяющими трехмесячный срок для разрешения индивидуального трудового спора. Исполнение предписания в отношении указанных в нем работников неминуемо должно будет повлечь перерасчет заработной платы за 2008-2010 годы и всем иным, не указанным в этом предписании работникам, что повлечет непредвиденные расходы для общества в размере 318533000 руб., что не согласуется с финансовыми возможностями общества. Установленный Инспекцией срок для исполнения предписания является явно не разумным для его исполнения.

В судебном заседании представители ОАО «ТКС» заявление поддержали по вышеуказанным основаниям.

Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области ФИО6 просила заявление оставить без удовлетворения и пояснила, что в связи с обращением отдельных работников филиала ОАО «ТКС» 16.03.2011г. Инспекцией была проведена повторная проверка деятельности филиала ОАО «ТКС» на предмет выявления нарушений трудового законодательства, в результате которой было выявлено, что заработная плата работникам филиала ОАО «ТКС» с 1.01.2008 года по день проведения проверки начисляется и выплачивается в меньшем размере, без учета тарифных ставок, установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы. Доводы представителей ОАО «ТКС» о неприсоединении к соглашению являются необоснованными, так как Общество в течение 30 дней с момента официального опубликования Отраслевого тарифного соглашения не представило в Министерство здравоохранения и социального развития России мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению, как это предусмотрено ч. 8 ст. 48 ТК РФ. Директор филиала наделен правом: утверждать или вводить в действие штатное расписание Общества, в том числе его филиалов и представительств; заключать и изменять с работниками трудовые договоры от имени Общества, в том числе, с работниками филиалов и представительств; решать иные вопросы, отнесенные трудовым законодательством РФ к компетенции Общества как работодателя, в связи с чем доводы об отсутствии у директора полномочий по перерасчету заработной платы работникам филиала Общества не являются обоснованными. Отсутствие у Общества финансовых возможностей не является основанием для признания предписания незаконным. Действующее трудовое законодательство не устанавливает сроки, в течение которых работник имеет право обратиться в государственную инспекцию труда за устранением нарушений трудового права, в связи с чем государственная инспекция труда вправе вынести предписание об устранении нарушений трудового законодательства и за пределами срока, установленного трудовым законодательством для разрешения индивидуального трудового спора.

Управление по регулированию тарифов Тамбовской области и администрация г. Тамбова просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявление ОАО «ТКС» об оспаривании предписания подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что в 2007г. на федеральном уровне между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010г.г.

В соответствии с вышеуказанным Отраслевым тарифным соглашением базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена с 01.01.2008г. в размере 2550 руб., а с января 2009г. – в размере не ниже 3500 руб. Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливаются в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации. Коэффициенты особенностей работ приведены в Приложении № 2 к данному Соглашению и для организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ этот коэффициент установлен в размере 1,4.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Соглашением минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда должна была составлять: в 2008г. – 3570 руб.; в 2009г. и в 2010г. – 4900 руб.

Система оплаты труда работников филиала ОАО «ТКС» «Тамбовводоканал» регулировалась Положением об оплате труда, которое являлось неотъемлемой частью коллективного договора, заключенного в ОАО «ТКС».

Оплата труда в ОАО «ТКС» осуществлялась в соответствии с Положением и коллективным договором, при этом минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда была установлена: с 01.01.2008г. – 2990 руб., с 01.10.2008г. – в размере 3380 руб.

Доводы ОАО «ТКС» о том, что к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ они не были присоединены, не основаны на нормах действующего трудового законодательства.

В соответствии с Соглашением его действие распространяется на работодателей Организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном этим Соглашением. Организации отрасли, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему. (п. п. 1.6; 10.4 ОТС).

Статьей 48 Трудового Кодекса РФ установлен срок и порядок вступления соглашения в силу, определен порядок присоединения к нему. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Указанное Отраслевое тарифное соглашение было официально опубликовано. Министерством здравоохранения и социального развития РФ было предложено работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединится к нему. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.12.2007г. № 389-ТГ «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010годы» было опубликовано 19.12.2007г. в «Российской газете».

В установленном законом порядке и в установленные действующим законодательством сроки ОАО «ТКС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. И, таким образом, соглашение считается распространенным на этого работодателя со дня официального опубликования вышеуказанного предложения о присоединении.

Доводы заявителя о том, что Отраслевое тарифное соглашение является документом прямого действия лишь в случае, если в организации отсутствует коллективный договор, не основаны на действующем законодательстве. П. 1.7 Соглашения установлено, что Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением.

Между тем, суд находит, что оспариваемое предписание не может быть признано законным.

Предписанием № 7-2011-ОБ/1/3 от 16.03.2011г. на директора филиала ОАО «ТКС» возложена обязанность произвести работникам перерасчет заработной платы с учетом требований п. 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г., т.е. произвести перерасчет за три года и, как представляется из смысла предписания, осуществить выплаты за этот период.

Вопрос о выплате заработной платы является индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению непосредственно в судах.

Статьей 392 ТК РФ для работников установлен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В силу ст. 355 ТК РФ к основным задачам федеральной инспекции труда относится обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

К полномочиям федеральной инспекции труда, согласно ст. 356 ТК РФ, относится выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений трудового законодательства, восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, в указанной норме закона, как и в ст. 357 ТК РФ закреплено право государственного инспектора труда при выявлении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, и которое может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

По смыслу трудового законодательства, установление конкретных сроков, в течение которых работник вправе требовать защиты трудовых прав, гарантирует защиту второй сто­роны трудовых правоотношений (работодателя).

Разрешение индивидуального трудового спора непосредственно связано с соблюде­нием процессуальных сроков.

Учитывая, что спор идет не о начисленной, но невыплаченной заработной плате, а о порядке начисления заработной платы в соответствии с теми или иными нормативными актами, несмотря на то, что трудовые отношения с работниками не прекращены, на эти правоотношения распространяется срок исковой давности.

При этом следует заметить, что осуществляя оплату труда в соответствии с действующем на предприятии Положением об оплате труда и Коллективным трудовым договором, а не в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, к которому ОАО могло присоединиться и присоединилось, ввиду своего незнания действующего законодательства, нельзя признать, что ОАО «ТКС» сознательно нарушало права своих работников. С 2008г. предприятию неоднократно различными органами, в том числе и прокуратурой, разъяснялось, что ОАО «ТКС» не присоединено к данному соглашению. Первичная проверка Государственной инспекции труда также указало на то, что ОАО «ТКС» правомерно осуществляет оплату в соответствии с Положением об оплате труда. Органами исполнительной власти субъекта, органами в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги при установлении тарифов на эти услуги не были учтены в указанный период расходы работодателей, предусмотренные Соглашением, в то время как это предусмотрено п. 1.8 Соглашения.

Пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с последующим изменениями) фактически подтверждает это обстоятельство, указывая на то, что срок на обращение в суд не может считаться пропущенным лишь в отношении требований о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы.

В указанном случае разрешение индивидуального трудового спора путем вынесения предписания, ли­шило возможности ОАО «ТКС» заявить о пропуске процессуального срока работниками.

Между тем, пропуск процессуального срока без уважительной причины влечет отказ в удовлетворении требований работника органом, рассматривающим трудовой спор.

Указанные выше нормы законодательства в части полномочий Государственной инспекции свидетельствуют о том, что предписания по трудовым спорам государственный инспектор выдает с целью защиты нарушенного права работника. Следовательно, действуя в интересах работника, инспектор так же, как и работник должен ориентироваться на установленные сроки для рассмотрения трудового спора.

При этом, в случае пропуска работником срока обращения в суд по уважительной причине, возможно его восстановление судом по требованию работника. Однако данное положение не может быть распространено на сроки выдачи предписания государственным инспектором, поскольку проверка соблюдения работодателями трудового законодательства является сферой деятельности инспекции, в силу чего выявление нарушений за пределами срока не может быть уважительным, а вопрос о восстановлении срока может быть разрешен только судом.

Довод государственного инспектора труда об отсутствии в законе указаний на сроки выдачи такого рода предписаний, суд находит несостоятельным, поскольку необходимость соблюдения инспекцией сроков, установленных трудовым законодательством для работников, вытекает из сути выносимых ими в защиту трудовых прав работников предписаний. Действуя в интересах работника, инспектор труда также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Аналогичная правовая позиция изложена и в Определении Верховного Суда РФ № 11-В0-8 от 28.06.2006 года.

Иная трактовка ст. 392 ТК РФ не допустима, так как ставит работодателя в неравные условия в зависимости от органа, куда обратился работник за защитой своих прав (в суд или в инспекция труда).

Не могут быть проигнорированы и доводы заявителя об отсутствии у директора филиала ОАО «ТКС» «Тамбовводоканал» полномочий на перерасчет заработной платы работникам филиала, в то время как обязанность по исполнению предписания возложена на директора филиала.

Перерасчет заработной платы, в отличие от выплаты начисленной, но невыплаченной заработной платы, влечет изменение штатного расписания, положения об оплате труда всего Общества.

В соответствии с п.п.. 21.2, 21.4.6 Устава Общества, п.п. 2.2 Договора оказания услуг по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «ТКС» руководство текущей деятельностью Общества, с правом утверждения штатного расписания и должностных окладов работников в соответствии с организационной структурой Общества, утвержденной ОАО «Российские коммунальные системы», осуществляет исполнительный орган Общества – Генеральный директор.

Алябин Н.Н., будучи директором филиала Общества не наделен полномочиями на изменение системы оплаты труда работников Общества, несмотря на наличие у него генеральной доверенности на осуществление текущего руководства деятельностью Общества.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ОАО «Тамбовские коммунальные системы» об оспаривании предписания удовлетворить.

Отменить предписание Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 7-2011 - ОБ/1/3 от 16.03.2011 года, выданное в отношении директора филиала ОАО «Тамбовские коммунальные системы» «Тамбовводоканал» о перерасчете заработной платы работникам филиала предприятия за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение 10 дней.

Судья: С.В. Бучнева