Дело №2-396/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тамбов 16 января 2012 года Октябрьский районный суд города Тамбова в составе: председательствующего судьи Дьяковой С.А., с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Тамбова – Гущиной А.А., при секретаре Юриной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах Четырина Артура Игоревича к Управлению труда и социального развития Тамбовской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Тамбова в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Четырина А.И. к Управлению труда и социального развития Тамбовской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с окончанием им службы в рядах Вооруженных Сил РФ в размере, установленном законодательством, ссылаясь на ст. 46 Конституции РФ, статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.57 Жилищного кодекса РФ. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Четырин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец – ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ года.На основании распоряжения территориального управления мэрии г. Тамбова по Октябрьскому району от 04.06.2003 г. № 578-р над несовершеннолетним Четыриным А.И. учреждена опека. Опекуном назначена ФИО12.. Указанным распоряжением за ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тамбов, ул. Б.Васильева, д.18,кв. 68. На основании Постановления администрации г. Тамбова от 04.05.2010 года Четырин А.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в указанной квартире № в доме № по ул. <адрес> в г. Тамбове ему принадлежит на праве долевой собственности <данные изъяты> доли от общей площади 29,6 кв.м., что составляет 7,4 кв.метра. Проживание Четырина А.И. в данном жилом помещении противоречит его интересам, ввиду несоответствия общей площади жилого помещения. В ходе проведенной проверки установлено, что 05.08.2010 г. Четыриным А.И. в Управление труда и социального развития Тамбовской области написано заявление на предоставление субсидии на приобретение жилья. 02.08.2010 г. Комитетом образования администрации г. Тамбова в названное Управление так же подано ходатайство о выделении Четырину А.И. социальной выплаты на приобретение жилья. Приказ о предоставлении Четырину социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, до настоящего времени Управлением труда и социального развития Тамбовской области, не принимался. В период с 16.10.2006 г. по 24.06.2009 г. он обучался в ФГОУ СПО « <данные изъяты>», 29.04.2010 г. был призван в РА РФ, с 23.06.2011 г. после прохождения военной службы состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Тамбовской области. Поскольку по состоянию на 17.10.2011 г. социальная выплата Четырину А.И. не предоставлена, приказ о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, до настоящего времени Управлением труда и социального развития Тамбовской области, не принимался, прокурор обратился с настоящим иском в суд в защиту его интересов. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Тамбова – Гущина А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске. Четырин А.И. в судебном заседании исковые требования, заявленные в его интересах прокурором поддержал в полном объеме. Представители третьих лиц - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и Комитета образования администрации г. Тамбова в судебное заседание не явились, в суд поступили заявления о рассмотрении дела без участия представителей. Не явился и представитель третьего лица- администрации г. Тамбова, о дне и времени судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно. Представитель ответчика- Управления труда и социального развития Тамбовской области Дустов Р.Д. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что документы на Четырина А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относящегося к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступили в Управление труда и соцразвития Тамбовской области 24.08.2010 г. и с этой даты он был включен в список на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в котором числится 951 человек. Он значится под №. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что Четырин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать – ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец – ФИО11 умер 16.05.2003 года. На основании распоряжения территориального управления мэрии г. Тамбова по Октябрьскому району от 04.06.2003 г. № 578-р над несовершеннолетним Четыриным А.И. учреждена опека. Опекуном назначена ФИО12 Указанным распоряжением за ним сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тамбов, ул. <адрес>. На основании Постановления администрации г. Тамбова от 04.05.2010 года Четырин А.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в указанной квартире № в доме № по ул. <адрес> в г. Тамбове ему принадлежит на праве долевой собственности <данные изъяты> доли от общей площади 29,6 кв.м., что составляет 7,4 кв. метра. Проживание Четырина А.И. в данном жилом помещении противоречит его интересам, ввиду несоответствия общей площади жилого помещения. Согласно акту материально-бытового положения от 19.07.2010 г. Четырин А.И. зарегистрирован и проживает в составе семьи из трех человек ( сестра и бабушка) в однокомнатной квартире общей площадью 29,6 кв.м по адресу: квартира № в доме № по ул. <адрес> в г. Тамбове. Четырину А.И. на праве долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доли, что составляет 7,4 кв.м. от общей площади квартиры. Своего жилья Четырин не имеет. 05.08.2010 г. Четыриным А.И. в Управление труда и социального развития Тамбовской области написано заявление на предоставление субсидии на приобретение жилья. Судом установлено, что в период с 16.10.2006 г. по 24.06.2009 г. он обучался в ФГОУ СПО « <данные изъяты>», 29.04.2010 г. был призван в РА РФ, с 23.06.2011 г. после прохождения военной службы состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Тамбовской области. До настоящего времени жилье Четырину А.И. не предоставлено, социальная выплата на приобретение или строительство жилья так же не произведена. При этом, его право на получение жилья либо социальной выплаты на его приобретение или строительство, основано за нормах действующего законодательства и ответчиком не оспаривается. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ст. 7). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ( ст. 72, пункт « ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 ст. 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5). Вышеуказанная правовая норма предусматривает право на обеспечение жильем вне очереди предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Такая категория как "лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в данной норме не поименована. Это, однако не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем по указанным нормам права, что следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку положения п. 1 ст. 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам ЖК РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Принимая во внимание, что в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ поименованы лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно этот закон имеет приоритет над положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Так, в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В соответствии со ст.1 Закона Тамбовской области от 25.11.2005г. № 391-З «О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области» систему исполнительных органов государственной власти Тамбовской области составляют: администрация Тамбовской области – высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, стоящий во главе данной системы; исполнительные органы государственной власти Тамбовской области. В силу ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров, путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. При отсутствии необходимого жилищного фонда детям-сиротам и лицам приравненных к ним категорий однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении. Порядок предоставления жилых помещений и социальной выплаты на приобретение жилого помещения таким лицам устанавливается постановлением администрации Тамбовской области. Постановлением администрации Тамбовской области № 644 от 15.06.2011г. определено управление труда и социального развития Тамбовской области органом исполнительной власти области, уполномоченным на обеспечение жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, в Положение об Управлении труда и социального развития области внесены изменения. Согласно п.3.26.1 Положения об управлении труда и социального развития Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2006г. № 164, Управление труда и социального развития Тамбовской области обеспечивает детей-сирот жилой площадью в соответствии с Законом Тамбовской области от 23.07.2010 года № 682-З. Постановлением администрации Тамбовской области № 816 от 08.07.2011г. утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Определено Управление труда и социального развития области главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.2.3 Порядка предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты осуществляется на основании приказа управления труда и социального развития области и сертификата, форма которого утверждается приказом управления труда и социального развития области, путем перечисления денежных средств на счет продавца (физического или юридического лица) или застройщика жилого помещения, открытый в кредитной организации. Жилые помещения, приобретаемые за счет социальной выплаты, должны соответствовать норме предоставления жилого помещения и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. (п.2.4) В Закон Тамбовской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» внесены изменения, согласно которым именно Управлению труда и социального развития Тамбовской области переданы денежные средства из бюджета области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставление им социальной выплаты. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах Четырина А.И., поскольку последний относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворить. Обязать Управление труда и социального развития Тамбовской области предоставить Четырину Артуру Игоревичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере установленном законодательством. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: С.А.Дьякова Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2012 года. Судья: С.А.Дьякова