Дело № 2 - 354/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «12» января 2012 Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Бучневой С.В., с участием адвоката Лахарева А.А., при секретаре Леоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетовой Надежды Алексеевны к Управлению труда и социального развития Тамбовской области о возложении обязанности произвести замену транспортного средства, УСТАНОВИЛ: Кочетова Н.А. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». Управлением социальной защиты населения администрации Тамбовской области 06.04.2001 г. Кочетовой Н.А. был выдан бесплатно в качестве средства реабилитации автомобиль <данные изъяты> без права продажи или передачи другому лицу. В 2011 году Управлением труда и социального развития Тамбовской области Кочетовой Н.А. было отказано в замене ранее предоставленного транспортного средства. Кочетова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социального развития Тамбовской области о возложении обязанности произвести замену транспортного средства либо установить денежную компенсацию. В обоснование иска указала, что, по ее мнению, отказ Управления труда и социального развития Тамбовской области в замене транспортного средства, выданного ей в качестве средства реабилитации в 2001г., неправомерен. Ее требования полностью согласуются с позицией Конституционного суда РФ, выраженной им в определении от 17.07.2007г. № 742 – О - П. Истица в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением. Представитель истца – адвокат Лахарев А.А. в судебном заседании иск поддержал по тем же основаниям. Управление труда и социального развития Тамбовской области в судебное заседание своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признают. Выслушав участвующих в деле лиц, проверив и исследовав материалы дела, суд считает, что иск Кочетовой Н.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Судом установлено, что Кочетова Н.А. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». Управлением социальной защиты населения администрации Тамбовской области 06.04.2001 г. Кочетовой Н.А. был выдан бесплатно в качестве средства реабилитации автомобиль <данные изъяты> без права продажи или передачи другому лицу. В соответствии с пунктом 19 ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах», действовавшим на момент выдачи истцу автомобиля, инвалидам войны предоставлялось право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 244 от 14.03.1995 года, принятым во исполнение ФЗ «О ветеранах» предусматривалось, что для обеспечения инвалидов, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, используются, учитывая прекращение производства автомобиля марки «Запорожец», автомобиля марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет. Указанное Постановление, определяющее срок замены автомобиля, постановлением Правительства РФ № 15 от 19.01.2008 года признано утратившим силу. Из изложенного следует, что с 19.01.2008 года в установленном законом порядке, не определены сроки, по истечении которых предоставленный бесплатно в качестве средства реабилитации автомобиль, подлежит замене на новый. В соответствии с п. 28 ст. 63 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года пункт 19 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» признан утратившим силу и произведена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты. По смыслу ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений за лицами, до 01.01.2005 года получившими право на компенсации в натуральной форме, которые были закреплены в отмененных нормах, данное право сохраняется. Возникновение права на получение транспортного средства инвалидам по ранее действовавшему законодательству было обусловлено целой совокупностью факторов, а именно наличием установленной инвалидности, наличием медицинских показаний для обеспечения транспортными средствами, а также волеизъявлением самого инвалида на обеспечение транспортным средством, которое выражалось в подаче соответствующего заявления в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Какой-либо особый порядок «замены транспортного средства» отсутствовал. В связи с этим данные условия обеспечения инвалидов транспортными средствами распространялись как на инвалидов, обеспечиваемых транспортными средствами впервые, так и на тех, кто обращался в органы социальной защиты населения за заменой транспортного средства, то есть повторно. Лица, обеспеченные транспортными средствами, снимались с учета в органах социальной защиты населения, а по истечении семилетнего срока эксплуатации транспортного средства должны были предоставить в органы социальной защиты населения заявления о постановке на учет для обеспечения транспортным средством с приложением необходимых документов, подтверждающих право на его получение. Выражение волеизъявления инвалида путем подачи соответствующего заявления было обусловлено, в том числе и тем, что Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривалось право инвалидов отказаться от получения транспортного средства в пользу получения ежегодной денежной компенсации транспортных расходов. Таким образом, на 1 января 2005 года на учете в органах социальной защиты населения состояли граждане, которые обратились за обеспечением транспортным средством впервые, а также те, которые обратились за обеспечением по истечении семилетнего срока эксплуатации транспортного средства для его замены. Кочетова же на тот момент ни к тем, ни к другим не относилась. В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме, в настоящее время действуют Указ Президента РФ от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005г. органами социальной защиты населения субъектов РФ на учет по обеспечению транспортными средствами». Указанными нормативно-правовыми актами предусматривается, что инвалиды – граждане РФ, которые проживают на территории РФ и которые на 01.01.2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 руб. Инвалиды, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов РФ с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. При этом законодатель обеспечил переход к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях ФЗ от 22.08.2004г. № 122 – ФЗ, с учетом позиций Конституционного Суда РФ по данному вопросу, и при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации ввел эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовал принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Что касается лиц, обеспеченных транспортными средствами до 1 января 2005 года, срок эксплуатации которых истек после 1 января 2005 года, (к которым относится и Кочетова Н.А.), то данная категория граждан не может подпадать под действие ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, поскольку их право на получение нового автомобиля могло возникнуть только после вступления данного закону в силу. В рамках действующего законодательства правовые основания для возникновения права у Кочетовой Н.А. на данную меру социальной поддержки после 1 января 2005 года отсутствуют. Выданные ранее указанной категории граждан автомобили фактически остаются у инвалидов в бессрочное пользование. Кочетовой Н.А. был предоставлен в качестве средства реабилитации автомобиль в 2001 году, в связи с чем право на получение нового автомобиля до 1 января 2005 года у истицы не возникло. Таким образом, требования Кочетовой Н.А. о замене ей транспортного средства нельзя признать обоснованными. Ссылка истца на определение Конституционного Суда РФ № 624-О-П от 17.07.2007 года, которым положение пункта 9 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 19 пункта 1 статьи 14 ФЗ «О ветеранах» в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться, как исключающее обязанность РФ обеспечить инвалида ВОВ – при наличии установленных до 01.01.2005 года соответствующих медицинских показаний – как лица с особым правовым статусом, вытекающим из признания заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно получено до января 2005 года в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований по следующим обстоятельствам. Таким образом, вышеназванными правовыми актами (Указ Президента РФ от 06.05.2008г. и постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года) введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для замены транспортного средства. Таким образом, законодателем соблюден конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиями государства, так как фактически объем предоставленных истцу благ не уменьшен, предоставленный ему автомобиль не подлежит ни замене, ни изъятию. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Кочетовой Надежде Алексеевне в иске к Управлению труда и социального развития Тамбовской области о возложении обязанности произвести замену транспортного средства либо предоставить компенсацию - отказать. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в месячный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: