Дело № 250/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» февраля 2011 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Епифановой С.А.,
при секретаре Железниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тамбовского района, выступающего в интересах Кутуковой Е.В., к Администрации Донского сельсовета о признании бездействия Администрации Донского сельсовета незаконным, и об обязании администрации предоставить жилое помещение, пригодное для проживания,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тамбовского района, выступающий в интересах Кутуковой Е.В., обратился в суд с иском к Администрации Донского сельсовета о признании бездействия Администрации Донского сельсовета незаконным и обязании администрации предоставить жилое помещение, пригодное для проживания.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Тамбовского района Качалкина Е.В. исковые требования в части признания бездействия Администрации Донского сельсовета незаконным не поддержала, в части обязания администрации предоставить жилое помещение, пригодное для проживания поддержала и пояснила следующее.
Прокуратурой района по заданию прокуратуры области проведена проверка обращения Кутуковой Е.В. по вопросу переселения из ветхого и аварийного жилья. Установлено, что Кутукова Е.В., 1949 года рождения, инвалид второй группы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по Донскому сельсовету и состоит в очереди под № 27. Многоквартирный дом, в котором проживает Кутукова Е.В. по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Донского сельсовета. В 2005 году, а в последствии в 2009 указанный дом в установленном порядке признан аварийным. В соответствии с актом технического обследования жилых домов в <адрес> Тамбовского района от 18.05.2005 в доме, где проживает Кутукова Е.В., наблюдается разрушение кирпичной кладки и плит перекрытий, кровельное покрытие отсутствует, износ оконных проемов 90%, остекление в основном отсутствует, полы сгнили, отмостка отсутствует, цоколь полностью разрушен, водопровод, канализация, отопление отсутствуют. Квартира Кутуковой Е.В. расположена на первом этаже. В квартире плохо работает печное отопление, полы сгнили, плиты на потолке разъехались. По информации, полученной от администрации Донского сельсовета, какого-либо жилья для предоставления Кутуковой Е.В. вне очереди в муниципальной собственности Донского сельсовета не имеется. Однако, согласно действующему законодательству органы местного самоуправления обязаны участвовать в жилищном строительстве, в том числе, в решении вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, являющегося муниципальной собственностью. В связи с этим просит суд обязать администрацию Донского сельсовета предоставить Кутуковой Е.В. жилое помещение, пригодное для проживания и соответствующее санитарным нормам и правилам, с учетом установленной жилищной нормы жилой площади на человека.
В судебном заседании истица Кутукова Е.В. (п. 2 ст. 38 ГПК РФ) поддержала требования в части предоставления ей жилого помещения, пригодного для проживания и соответствующее санитарным нормам и правилам, с учетом установленной жилищной нормы жилой площади на человека.
В судебном заседании представитель Донского с/с по доверенности Загороднева Ю.Ю., привлечённый к участию в деле в качестве ответчика, не возражал против удовлетворения требований о предоставлении Кутуковой Е.В. жилого помещения, пригодного для проживания, однако, ввиду отсутствия в настоящий момент денежных средств и соответствующего жилищного фонда Администрация не может это исполнить.
Представитель третьего лица Администрации Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился. Согласно письменному заявлению, имеющемуся в материалах дела, просит рассмотреть данный иск в его отсутствие.
Ранее представитель третьего лица Администрации Тамбовского района по доверенности Лавриков С.А. в судебном заседании пояснил, что находит требования о предоставлении Кутуковой Е.В. жилого помещения, пригодного для проживания, законными, поскольку такая обязанность законом возлагается на администрацию сельсовета, однако, в силу отсутствия жилищного фонда сельсовет не может реально исполнить данное требование.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Тамбовского района проведена проверка обращения Кутуковой Е.В. по вопросу её переселения из ветхого и аварийного жилья. Установлено, что Кутукова Е.В., 1949 года рождения, инвалид второй группы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по Донскому сельсовету и состоит в очереди под № 27. Многоквартирный дом, в котором проживает Кутукова Е.В. по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Донского сельсовета.
В 2005 году указанный дом в установленном порядке признан аварийным. В соответствии с актом технического обследования жилых домов в <адрес> Тамбовского района от 18.05.2005 в доме, где проживает Кутукова Е.В., наблюдается разрушение кирпичной кладки и плит перекрытий, кровельное покрытие отсутствует, износ оконных проемов 90%, остекление в основном отсутствует, полы сгнили, отмостка отсутствует, цоколь полностью разрушен, водопровод, канализация, отопление отсутствуют.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 30.11.2009 г., назначенной администрацией Донского с/с, жилой дом <адрес> к дальнейшей эксплуатации не пригоден из за аварийного состояния основных несущих и ограждающих конструкций, и подлежит сносу.
Администрацией Тамбовского района с целью войти в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2011-2012 годах в соответствии с федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в 2010 году в ТЭК ЖКХ Тамбовской области направлен реестр аварийных домов Тамбовского района, в который включен указанный многоквартирный дом, переселение которого запланировано в 2011 году.
По подпункту 1 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьёй 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают для граждан условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьями 1, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на безопасное жилище. В этих целях используются бюджетные и иные не запрещенные законом источники финансирования.
Исходя из положений статей 12, 130, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти и самостоятельно в пределах своих полномочий, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №Hl-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении или в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства действительно относится к вопросу местного значения.
Анализ вышеизложенных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны участвовать в жилищном строительстве, в том числе, в решении вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, являющегося муниципальной собственностью.
Довод представителя ответчика о том, что в настоящее время Администрация Донского с/с не располагает жилищным фондом и денежными средствами для предоставления Кутуковой Е.В. жилого помещения, пригодного для проживания, не может служить основанием для отказа в иске в этой части.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования в части обязания администрации Донского сельсовета предоставить Кутуковой Е.В. жилое помещение пригодное для проживания и соответствующее санитарным нормам и правилам, с учетом установленной нормы площади жилого помещения на территории Донского сельсовета - 14 кв.м, являются законными и, следовательно, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Прокурора Тамбовского района, выступающего в интересах Кутуковой Е.В., к Администрации Донского сельсовета о признании бездействия Администрации Донского сельсовета незаконным, поскольку требования в этой части не поддерживаются самим истцом.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию Донского сельсовета предоставить Кутуковой Е.В. жилое помещение пригодное для проживания и соответствующее санитарным нормам и правилам, с учетом установленной нормы площади жилого помещения на территории Донского сельсовета Тамбовского района и области - 14 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Тамбовского района, выступающего в интересах Кутуковой Е.В., к Администрации Донского сельсовета о признании бездействия Администрации Донского сельсовета незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий - С.А. Епифанова