Дело № 2-482Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Сосновка 20 августа 2010 года
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Свечникова Г.Е.
при секретаре Растяпиной В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайженкова В.В. к администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным решения администрации Сосновского района об отказе в предоставлении земельного участка, продлении срока постановления главы <данные изъяты> сельсовета Сосновского района Тамбовской области от 16 октября 2002 года и обязании администрации Сосновского района заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер №,
УСТАНОВИЛ:
15 октября 2002 года главой администрации Сосновского района был утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка площадью 0,30 га под строительство автозаправочной станции (далее АЗС) Сайженкову В.В.. Постановлением <данные изъяты> главой <данные изъяты> сельсовета Сосновского района принято решение о предварительном согласовании места расположения земельного участка под строительство АЗС. ХХ.ХХ.ХХХХ Сайженкову В.В. было выдано архитектурно-планировочное задание на разработку рабочего проекта – АЗС. Заключением № от 19 августа 2004 года экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту АЗС в <адрес> – проект рекомендован к реализации. В ноябре 2008 года был составлен межевой план земельного участка под строительство АЗС. ХХ.ХХ.ХХХХ Сайженков В.В. обратился в администрацию Сосновского района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3000 кв. м расположенный по адресу: <адрес> для строительства АЗС. ХХ.ХХ.ХХХХ администрация Сосновского района направила ответ Сайженкову В.В. на заявление от ХХ.ХХ.ХХХХ, указав, что выданная документация от 2002 года под строительство АЗС недействительна, срок службы этих документов два года. Администрация района может выделить земельные участки по <адрес> только под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Тамбовской области, принятых за основу постановлением администрации Сосновского района № от 17 июня 2008 года.
Не согласившись с решением администрации <адрес>, Сайженков В.В. (далее истец) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка, продлить срок постановления главы <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ХХ.ХХ.ХХХХ и обязать администрацию <адрес> заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, село <адрес>, кадастровый номер №.
В судебном заседании истец требования, изложенные в исковом заявлении, подтвердил и пояснил, что решение, принятое администрацией <адрес> об отказе в предоставлении ему земельного участка под строительство АЗС считает незаконным. Он неоднократно устно и письменно обращался в <данные изъяты> сельсовет, а затем и в администрацию Сосновского района о предоставлении земельного участка под строительство АЗС. Однако ему все обещали рассмотреть данный вопрос, но решение так и не было принято. В мае 2010 год он получил ответ из администрации Сосновского района, в котором указано, что администрация района может выделить земельные участки по <адрес> только для жилищного строительства, ссылаясь на нормативы градостроительного проектирования Тамбовской области. Данный ответ администрации считает надуманным. В настоящее время на земельном участке, по <адрес> идет строительство частного магазина. Кроме того, ранее никаких препятствий по строительству АЗС не было. Вопрос о размещении АЗС был согласован со всеми инстанциями, ведающими вопросами землепользования и строительства. Просит суд признать незаконным решение администрации Сосновского района об отказе в предоставлении земельного участка, продлить срок постановления главы <данные изъяты> сельсовета Сосновского района Тамбовской области от ХХ.ХХ.ХХХХ и обязать администрацию Сосновского района заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Представитель ответчика – и.о. начальника отдела правовой, кадровой работы и развития муниципальной службы администрации Сосновского района Кобзева Е.С., действующая на основании доверенности требования истца не признала и пояснила, что земельный участок под строительство АЗС Сайженкову В.В. предоставлен, не может, так как администрация района может выделить земельные участки по <адрес> только под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с нормативами градостроительного проектирования <адрес>, принятых за основу постановлением администрации <адрес> № от ХХ.ХХ.ХХХХ. Однако в чем заключается запрет на строительство АЗС, нормативами градостроительного проектирования <адрес> пояснить не может. Кроме того, имеется ли прямой запрет на строительство АЗС, предусмотренный нормативами градостроительного проектирования <адрес> сказать не может. Земельный участок не может быть предоставлен и по причине не соответствия противопожарной безопасности. АЗС будет близко размещено к жилым домам. Просит суд требования истца оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика – заместитель начальника отдела ЖКХ, строительства, архитектуры и муниципального заказа администрации Сосновского района Попов М.П., действующий на основании доверенности мнение Кобзевой Е.С. поддержал и дополнил, что земельный участок для строительства АЗС Сайженкову В.В. предоставлен быть не может. Согласно земельного законодательство решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании размещения АЗС принято в октябре 2002 года. В течение трех лет со дня принятия решения о согласовании Сайженков В.В. обязан был предоставить в орган, ведающий вопросами предоставления земельных участков, на тот период сельская администрации, кадастровый паспорт земельного участка, что служит основание для предоставления либо отказа в предоставлении земельного участка. Истцом эти действия выполнены не были. Кадастровый паспорт на участок был составлен только в 2008 году.
Представитель администрации <данные изъяты> сельсовета Сосновского района, привлеченный по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований – глава <данные изъяты> сельского Совета Абаполова О.А., пояснила в судебном заседании, что Сайженков В.В. письменно не обращался в сельский Совет по предоставлению ему земельного участка под строительство АЗС. Также в сельский Совет им не был предоставлен кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок под строительство АЗС. Кроме того, жители близко расположенных жилых домов в 2008 году обратились в сельский Совет с заявлением, в котором они возражают против строительства АЗС.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В пункте 1 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 содержится разъяснения судам: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ он может признать такой акт недействительным
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков предусмотрен статьями 30-32 Земельного кодекса РФ (в редакции от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с послед. изм. и доп., далее ЗК РФ).
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который предусматривает выбор земельного участка и принятие в порядке ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Каждый этап инициируется на основании заявления лица, претендующего на получение земельного участка, что прямо следует из п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 32 ЗК РФ.
Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ первый этап предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта завершается принятием исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Рассмотрев заявление Сайженкова В.В., глава <данные изъяты> сельского Совета Сосновского района Тамбовской области издал постановление от ХХ.ХХ.ХХХХ №, которым предварительно согласовал место размещения АЗС.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ в течение трех лет после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заинтересованное лицо должно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, к которому прикладывается кадастровая карта (план) земельного участка. Следовательно, принятию решения о предоставлении земельного участка должно предшествовать (после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта) оформление кадастровой карты (плана) земельного участка. Только после этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок должен принять решение о предоставлении земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта согласно п.8 ст. 31 ЗК РФ является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Сайженков В.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в отношении, которого было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в 2002 году, только ХХ.ХХ.ХХХХ, с которым представил план границ земельного участка, то срок для обращения с заявлением, предусмотренный ст. 32 ЗК РФ Сайженковым В.В. пропущен.
Поскольку процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта Земельным крдексом РФ не предусмотрена, то у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сайженкова В.В. к администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным решения администрации Сосновского района об отказе в предоставлении земельного участка, продлении срока постановления главы <данные изъяты> сельсовета Сосновского района Тамбовской области ХХ.ХХ.ХХХХ и обязании администрации Сосновского района заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня составления мотивированного решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда, путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.
Председательствующий:
судья Г.Е. Свечников
Решение в окончательной форме составлено 26 августа 2010 года
Председательствующий:
судья Г.Е. Свечников