О назначении досрочной пенсии по старости лет



Дело № 2-1029/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года р.п. Сосновка

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Новикова А.Г.

при секретаре Поповой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демьяновой М.М. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе о назначении и перерасчете досрочной пенсии по старости лет с выплатой недополученной суммы

УСТАНОВИЛ:

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Сосновский районный суд Тамбовской области обязал ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе назначить Демьянова М.М. пенсию по старости лет с ДД.ММ.ГГГГ со снижением возраста менее трех лет в связи с проживанием и работой в <адрес> - в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Управлением Пенсионного фонда по <адрес> ей назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ

Демьянова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда в Сосновском районе, в котором просит произвести перерасчет пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со снижением пенсионного возраста на три года, считая, что право на досрочную пенсию у нее возникло с ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

ДД.ММ.ГГГГ Сосновский районный суд вынес определение, которым прекратил гражданское дело по иску Демьянова М.М. к ответчику, сославшись на то, что по заявленному ею требованию имеется вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше определение оставлено без изменения. Постановлением президиума Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ состоявшиеся решения по делу отменены, дело направлено в Сосновский районный суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании при новом рассмотрении Демьянова М.М. требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста <данные изъяты> лет обратилась в районное отделение Пенсионного фонда с устным заявлением о назначении пенсии по старости, со снижением возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее Закон «О Чернобыле»), поскольку с момента катастрофы на ЧАЭС с 26 апреля 1986 года и до 01 февраля 1998 года, то есть до исключения Сосновки из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, она проживала и работала в районном центре Сосновка. Представители Фонда устно разъяснили, что право на снижение пенсионного возраста на 3 года у нее отсутствует, поскольку с 01 февраля 1998 года <адрес> исключен из числа зон, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и что в настоящее время она проживает в «чистой» зоне. При этом сослались на нормы законодательства о пенсиях и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации. Пояснили, что за ней сохраняется право на снижение пенсионного возраста только на первоначальную величину, то есть на один год, поэтому предложили обратиться с этим вопросом спустя 2 года. Письменного отказа не дали. Будучи уверенной в компетентности сотрудников Пенсионного Фонда, и информированной местной газетой «<данные изъяты>» и судебной практикой Сосновского районного суда, Тамбовского областного суда, Верховного суда РФ о том, что пенсия назначается только со снижением возраста на один год, она не стала требовать письменного отказа в назначении пенсии, считая, что пенсия ей со снижением возраста на 3 года назначена не будет. Другим гражданам <адрес> в период с июля 2001 года по 2006 год пенсия со снижением возраста на 3 года не назначалась, а назначалась со снижением возраста только на 1 год. Она повторно 04.10.2006 г. обратилась в ГУ УПФ РФ по Сосновскому району с письменным заявлением о назначении пенсии со снижением возраста на три года, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, однако ГУ УПФ РФ в Сосновском районе ей отказало в назначении пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Однако определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года разъяснено, что пенсия со снижением пенсионного возраста на 3 года должна была назначаться независимо от места проживания на момент обращения за пенсией с учетом периодов проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе начальник отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Успенская В.В. с доводами истицы не согласилась, заявив ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный спор уже был предметом судебного разбирательства, Демьянова М.М. ранее заявляла аналогичный иск к тому же ответчику. ДД.ММ.ГГГГ Сосновским районным судом принято решение по ее иску к ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе о назначении досрочной пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на три года, повторное обращение в суд с тем же иском не допускается.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный Демьянова М.М. иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Распоряжением Правительства РФ от 05 апреля 1993 года № 557 <адрес> был включен в Перечень населенных пунктов, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и признан зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом; а постановлением от 18 декабря 1997 года № 1582 исключен из данного Перечня, «в связи с улучшением радиационной обстановки».

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», принятого 17 декабря 2001 года и вступившего в действие 01 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 60 лет и женщинам, достигшим возраста 55 лет при наличии не менее 5 лет трудового стажа.

Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу п. 8 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно работающие (проживающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Трактуя эти положения законодательного акта как основание отказа в назначении досрочной трудовой пенсии мужчинам, достигшим возраста 57 лет, а женщинам - 52 лет после 01 февраля 1998 года (с момента исключения райцентра Сосновка из правительственного Перечня), отделение Пенсионного Фонда РФ по Сосновскому району Тамбовской области с 01 июля 2001 года стало отказывать жителям данного населенного пункта в снижении возраста выхода на пенсию на 3 года. При этом указывалось на то, что на момент достижения пенсионного возраста они не живут (не работают) в зоне радиоактивного загрязнения. Ответчик признавал за ними лишь право на снижение возраста на первоначальную величину, то есть на 1 год, поскольку на момент аварии на ЧАЭС – на 26 апреля 1986 года они проживали (работали) в этом населенном пункте.

Подобная правоприменительная практика была поддержана Пенсионным Фондом Российской Федерации, признана соответствующей действующему законодательству рядом определений Верховного Суда Российской Федерации и повсеместно действовала до 21 декабря 2006 года, то есть до официального опубликования в «Российской газете» определения Конституционного Суда РФ № 403 от 11 июля 2006 года «По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушения их конституционных прав положениями ч. 1 ст. 13, ст. ст. 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.2 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Указанным определением Конституционный Суд Российской Федерации такое толкование положений Закона о Чернобыле признал неконституционным, противоречащим ч.1 ст.7, ч.ч. 1 и 2 ст.39 Конституции РФ, гарантирующем каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом, в том числе, путем установления видов пенсий, оснований их приобретения отдельными категориями граждан, правил их исчисления и отнесения эти вопросов к компетенции законодателя.

Конституционный Суд РФ признал, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с п. п. 7 и 8 ч. 1 ст.13 Закона «О Чернобыле» и п.2 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Из материалов гражданского дела видно, что с момента катастрофы на ЧАЭС - с 26 апреля 1986 года и до 01 февраля 1998 года, то есть до исключения <адрес> из Перечня населенных пунктов с льготным социально-экономическим статусом, истица проживала и работала в данном населенном пункте, что подтверждается справкой <данные изъяты> поселкового Совета <данные изъяты> области и не оспаривается ответчиком.

Суд считает, что вне зависимости от состояния радиоактивного загрязнения <адрес> в настоящее время, граждане, проживавшие и работавшие в данном населенном пункте с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года имеют право на досрочную трудовую пенсию, со снижением пенсионного возраста на 3 года.

Ни в одной из норм Закона о Чернобыле не содержится запрета на применение при назначении пенсии наряду с абсолютной величиной (снижением возраста на 1 год, в связи с проживанием или работой в зоне загрязнения на 26 апреля 1986 года) дополнительной величины снижения возраста лицам, которые после этой даты постоянно проживали или работали (более 4 лет) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Всякое иное толкование норм Закона о Чернобыле нарушает конституционные права граждан на равенство всех перед законом, на возмещение, причиненного здоровью ущерба, на достойное социальное обеспечение в связи с длительным проживанием в зоне радиоактивного загрязнения.

Доводы представителя ответчика о прекращении производства по гражданскому делу, так как данный спор уже был предметом судебного разбирательства, суд признает несостоятельными.

Рассматривая гражданское дело по иску Демьяновой М.М. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе о назначении досрочной пенсии по старости лет, Сосновский районный суд указал в мотивировочной части решения от 19.12.2006 г., что Демьянова М.М. с учетом снижения возраста по ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право ухода на пенсию с 52 лет.

В связи с этим суд признал незаконным решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по назначению пенсии об отказе истице в назначении досрочной пенсии. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Демьянова М.М. просила суд обязать ГУ УПФ РФ назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Суд с учетом исковых требований Демьянова М.М. обязал ГУ Пенсионный фонд назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

По настоящему делу Демьянова М.М. просит не назначить пенсию, а произвести ее перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. исковые требования другие.

Судом достоверно установлено, что истица не отказывалась от реализации своих пенсионных прав, напротив обращалась с данным вопросом в Сосновское отделение Пенсионного фонда в ноябре 2005 года, откуда получила разъяснение об отсутствии оснований для назначения ей пенсии со снижением возраста на 3 года, предложено «обратиться через 2 года, то есть по достижении возраста 54 лет». Согласно материалам дела, пенсия Демьянова М.М. назначена по решению Сосновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ

Как видно из объяснений истца, представитель Фонда ссылался на то, что «в настоящее время Сосновка исключена из правительственного Перечня и не относится к зоне, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыле».

В подобной форме было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии практически всем жителям <адрес>, обратившимся с этим вопросом в отделение Пенсионного фонда РФ в период с <данные изъяты>, что подтверждается приложенными к делу копиями ответов ответчика на эти обращения, где также делается ссылка на факт исключения Сосновки из зоны радиоактивного загрязнения.

В ряде публикаций газеты «<данные изъяты>», учрежденной администрацией <адрес> и районным Советом народных депутатов, опубликованных в 2002-2005 г.г., также обращалось внимание жителей <адрес> на «изменения в пенсионном законодательстве», лишившем их права на снижение пенсионного возраста на 3 года. В частности, в интервью журналисту Поповой В. от 27.03.2002 г. руководитель районного отделения Пенсионного фонда Пономарева В.С., со ссылкой на решение Верховного Суда РФ, подтвердила официальную позицию Пенсионного Фонда РФ на отсутствие у жителей <адрес> права на досрочное назначение трудовой пенсии со снижением возраста на 3 года.

Суд исходит из того, что вследствие ненадлежащего толкования норм Закона о Чернобыле и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правоприменительными органами жители указанного населенного пункта были введены в заблуждение относительно своих прав и лишены права на получение пенсионных выплат в течение 2-х лет. Пенсионный фонд в связи со сложившейся судебной практикой, с июля 2001 года по январь 2007 года не принимал и не визировал их заявления о назначении досрочной трудовой пенсии. При таких обстоятельствах, отсутствие письменного заявления с их стороны, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отклонения требования истицы по приведенным ответчиком доводам не имеется.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине учреждений пенсионного обеспечения, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Установленные судом обстоятельства с очевидностью указывают на то, что вследствие неправильного толкования ответчиком норм действующего законодательства Демьянова М.М. была лишена права на получение пенсионных выплат со снижением возраста на 3 года, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Демьяновой М.М. удовлетворить.

Считать назначенной Демьяновой М.М. пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе произвести Демьянова М.М. перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с выплатой недополученной суммы.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения путём подачи жалобы через Сосновский районный суд.

В надзорном порядке решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня рассмотрения судом кассационной инстанции.

Судья А.Г. Новиков

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2010 года.

Судья А.Г. Новиков