О признании незаконным бездействия администрации



дело №2-20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года р.п.Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ожогина С.Т.,

при секретаре Дробышевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сосновского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа №2» и администрации Сосновского района о признании незаконным бездействия МОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа №2» и администрации Сосновского района в части обеспечения мер по противодействию терроризму.

У С Т А Н О В И Л :

В обосновании своих требований прокурор Сосновского района указал, что согласно ст.5 ФЗ от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму" ст.6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.10 Закона Тамбовской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на администрацию района как на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по усилению безопасности населения и защите объектов особой важности.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района наряду с другими, относится участие в профилактике терроризма на территории муниципального района.

На основании ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 – 1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В ходе проведенной прокуратурой Сосновского района проверки, в нарушение вышеуказанных норм законодательства в филиале МОУ «Сосновская СОШ №2» в <адрес> не созданы условия пресечения терроризма – здание школы не огорожено по периметру.

Выявленное нарушение свидетельствует о слабой антитеррористической защищенности и не обеспечении безопасности образовательных учреждений, так как делает возможным беспрепятственный доступ на территорию и в учреждения посторонних лиц, что создает реальную угрозу безопасности учащихся.

Несмотря на указанные нарушения законодательства о противодействии терроризму, в деятельности образовательного учреждения органами местного самоуправления недостатки и нарушения не выявляются, не анализируются, меры к их устранению не принимаются, что свидетельствует о том, что практическая работа по профилактике терроризма и обеспечению безопасности образовательных учреждений ими должным образом не осуществляется.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сосновского района Попова Ю.Н. требования поддержала по выше изложенным обстоятельствам, частично изменила их и дополнила, что в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 12 сентября 2007 г. N 1013 "О повышении уровня антитеррористической защищенности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и иных организаций области" руководители предприятий, учреждений и организаций при содействии исполнительных органов государственной власти области должны обеспечить: достаточный уровень по физической защите и охране объекта, дающий возможность противостоять угрозам или действиям нарушителей; разработку и выполнение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; внедрение технических средств видеонаблюдения; проведение занятий, инструктажей с сотрудниками по действиям при угрозе и совершении террористических актов; установку телефона с автоматическим определителем номера и записывающим устройством; более тщательный подбор и проверку кадров; звуковое оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение запасных выходов помещений легко открываемыми запорами; оборудование помещений пожарной сигнализацией; при необходимости установку на окнах распашных металлических решеток; первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормативными требованиями; необходимое количество средств для оказания первой медицинской помощи; наглядную информацию о действиях при угрозе и совершении террористических актов; свободный подъезд к зданиям спецмашин; контроль за состоянием чердачных и подвальных помещений; при сдаче в аренду помещений, включение в договор аренды пункта, дающего право администрации учреждения проводить проверки сдаваемых помещений по своему усмотрению. Поскольку в филиале МОУ «Сосновская СОШ №2» в <адрес> не созданы условия пресечения терроризма, просит признать бездействие МОУ «Сосновская СОШ №2» в части обеспечения мер по противодействию терроризма, выразившееся в отсутствии ограждения по периметру зданий МОУ «Сосновская СОШ №2» в <адрес> незаконным.

Просит обязать МОУ «Сосновская СОШ №2» установить ограждение по периметру здания филиала «МОУ Сосновская СОШ №2» в <адрес>. От указанных требований к администрации Сосновского района отказалась.

Представитель МОУ «Сосновская СОШ №2» - директор Пономарёва Е.А. требования прокурора признала частично и пояснила, что отсутствие ограждений по периметру, объясняется нехваткой финансовых средств на эти цели. Филиал МОУ «Сосновская СОШ №2» в с<адрес> является малокомплектной школой, в которой обучается 34 ученика. Число учеников сокращается из года в год и притока учащихся в данную школу не предвидится, так как население населённого пункта уменьшается, часть учеников из <адрес> уже посещают МОУ «Сосновская СОШ №2». Если тенденция по уменьшению числа учащихся сохранится, то школа будет преобразована в начальную школу. Считает что исковые требования в части бездействия МОУ Сосновская СОШ №2 по обеспечению мер по противодействию терроризму не подлежат удовлетворению, поскольку работа МОУ «Сосновская СОШ №2» по обеспечению безопасности учеников проводится в рамках выделенного финансирования. Проводится комплексная работа по организации физической охраны зданий, по выполнению норм пожарной безопасности и множество иных плановых мероприятий по обеспечению безопасности в зданиях школы. При удовлетворении заявленных исковых требований просит установить срок до 31 июля 2011 года, поскольку строительные работы в зимний период невозможны, а в период пребывания детей в школе в учебное время и при работе летнего лагеря запрещены.

Представитель администрации Сосновского района начальник отдела правовой, кадровой работы и развития муниципальной службы администрации района Кобзева Е.С. не возражает против удовлетворения требований прокурора и пояснила, что приобретать ограждения будет школа. При наличии соответствующих документов оплату строительного материала произведет централизованная бухгалтерия района.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2, п. 4 ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствовавших совершению террористических актов.

В соответствии со ст.5 ФЗ от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму" ст.6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.10 Закона Тамбовской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на администрацию района как на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по усилению безопасности населения и защите объектов особой важности.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района наряду с другими, относится участие в профилактике терроризма на территории муниципального района.

На основании ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 – 1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794, непосредственное решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на местном уровне, в пределах территории муниципального образования возложено на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления. Решения комиссии обязательны для исполнения органами и организациями.

Решением антитеррористической комиссии района от 12.01.2010 года был утвержден План мероприятий по повышению антитеррористической защищенности потенциального опасных объектов, учреждений, предприятий, организаций и населения <адрес> от возможных террористических угроз. Одной из первоочередных мер является ограничение доступа постороннего транспорта на территории объектов, охрана объектов, ограничение доступа посторонних лиц в чердачные и подвальные помещения.

В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 12 сентября 2007 г. N 1013 "О повышении уровня антитеррористической защищенности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления и иных организаций области" руководители предприятий, учреждений и организаций при содействии исполнительных органов государственной власти области должны обеспечить: достаточный уровень по физической защите и охране объекта, дающий возможность противостоять угрозам или действиям нарушителей; разработку и выполнение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; внедрение технических средств видеонаблюдения; проведение занятий, инструктажей с сотрудниками по действиям при угрозе и совершении террористических актов; установку телефона с автоматическим определителем номера и записывающим устройством; более тщательный подбор и проверку кадров; звуковое оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение запасных выходов помещений легко открываемыми запорами; оборудование помещений пожарной сигнализацией; при необходимости установку на окнах распашных металлических решеток; первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормативными требованиями; необходимое количество средств для оказания первой медицинской помощи; наглядную информацию о действиях при угрозе и совершении террористических актов; свободный подъезд к зданиям спецмашин; контроль за состоянием чердачных и подвальных помещений; при сдаче в аренду помещений, включение в договор аренды пункта, дающего право администрации учреждения проводить проверки сдаваемых помещений по своему усмотрению.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Сосновского района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства в филиале МОУ Сосновская СОШ №2 в <адрес> не в полной мере созданы условия пресечения терроризма – здание не огорожено по периметру.

Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в области образования отнес обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Администрация Сосновского района выступает учредителем образовательных учреждений, в связи с тем, что администрация района осуществляет организацию предоставления образования, а также содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений и обустройство прилегающих к ним территорий, ею должны быть обеспечены безопасные условия пребывания детей в данных учреждениях.

В соответствии со ст. 120 ГПК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Выявленное нарушение свидетельствует о недостаточной антитеррористической защищенности и не обеспечении безопасности образовательного учреждения, так как делает возможным беспрепятственный доступ в учреждение посторонних лиц, что создает реальную угрозу безопасности учащихся. Между тем ответчиком в суд представлены документы, свидетельствующие о постоянном проведении работы, направленной на укрепление безопасности в образовательных учреждениях, подведомственных МОУ Сосновской СОШ №2. Поэтому требования прокурора о признании незаконным бездействия МОУ Сосновская СОШ №2 по обеспечению мер по противодействию терроризму судом не могут быть удовлетворены.

Несмотря на указанные нарушения законодательства о противодействии терроризму, в деятельности образовательных учреждений органами местного самоуправления недостатки и нарушения не выявляются, не анализируются, меры к их устранению не принимаются, что свидетельствует о том, что практическая работа по профилактике терроризма и обеспечению безопасности образовательных учреждений ими в должном объёме не осуществляется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Сосновского района удовлетворить частично.

Обязать МОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа №2» установить до 31 июля 2011 года ограждение у здания филиала МОУ «Сосновская СОШ №2» в с<адрес>, препятствующее доступу в школу посторонних лиц.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья С.Т. Ожогин

В окончательной форме решение составлено 2 февраля 2011 года.

Судья С.Т. Ожогин