о назначении и перерасчете пенсии



Дело № 2-135/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 года р.п. Сосновка

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Синельниковой Н.В.

при секретаре Поповой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караваевой Л.В. к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе о назначении и перерасчете досрочной пенсии по старости лет с выплатой недополученной суммы

УСТАНОВИЛ :

Решением от 12 декабря 2006 года Сосновский районный суд Тамбовской области обязал ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе перевести Караваеву Л.В. с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости лет с 01 октября 2006 года со снижением возраста в связи с проживанием в с.С Т-й области - в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. С 28 октября 2004 года она получала пенсию по инвалидности. Управлением Пенсионного фонда по Сосновскому району она переведена с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости лет с 01 октября 2006 года.

Караваева Л.В. хх.хх.хххх года рождения, 10 ноября 2008 года обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в с.С Т-й области, в котором просит произвести перерасчет пенсии по старости с 01 октября 2005 года по 30 сентября 2006 года, т.е. со снижением пенсионного возраста на три года, считая, что право на досрочную пенсию по старости лет у нее возникло с 24 октября 2005 года, так как согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

23 декабря 2008 года Сосновский районный суд вынес определение, которым прекратил гражданское дело по иску Караваевой Л.В.. к ответчику, сославшись на то, что по заявленному ей требованию имеется вступившее в законную силу решение суда от 12 декабря 2006 года. Судебной коллегией по гражданским делам Тамбовского областного суда от 11 февраля 2009 года указанное определение оставлено без изменения. Постановлением президиума Тамбовского областного суда от 13 января 2011 года состоявшиеся решения по делу отменены, дело направлено в Сосновский районный суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании Караваева Л.В. требования поддержала и пояснила, что хх.хх.хххх, по достижении возраста 52 лет обратилась в районное отделение Пенсионного фонда с устным заявлением о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости и назначении пенсии по старости лет, со снижением возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее Закон «О Чернобыле»), поскольку с момента катастрофы на ЧАЭС с 26 апреля 1986 года и до 01 февраля 1998 года, то есть до исключения с.С Т-й области из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, она проживала в р.п. Сосновка. Представители Фонда устно разъяснили, что право на снижение пенсионного возраста на 3 года у нее отсутствует, поскольку с 01 февраля 1998 года с.С Т-й области исключен из числа зон, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и что в настоящее время она проживает в «чистой» зоне. При этом сослались на нормы законодательства о пенсиях и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации. Пояснили, что за ней сохраняется право на снижение пенсионного возраста только на первоначальную величину, то есть на один год, поэтому предложили обратиться с этим вопросом спустя 2 года. Письменного отказа не дали. Будучи уверенной в компетентности сотрудников Пенсионного Фонда, и информированным местной газетой «Сосновское слово» и судебной практикой Сосновского районного суда, Тамбовского областного суда, Верховного суда о том, что пенсия назначается только со снижением возраста на один год, она не стала требовать письменного отказа в назначении пенсии, считая, что пенсия ей со снижением возраста на 3 года назначена не будет. Другим гражданам р.п. Сосновка в период с июля 2001 года по 2006 год пенсия со снижением возраста на 3 года не назначалась, а назначалась со снижением возраста только на 1 год. Она повторно 28 сентября 2006 года обратился в ГУ УПФ РФ по Сосновскому району с письменным заявлением о переводе ее с пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости лет со снижением возраста на три года, однако решением комиссии ГУ УПФ РФ в Сосновском районе ее отказано в переводе и назначении пенсии. Решением суда от 12 декабря 2006 года суд обязал перевести с пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости лет с 01 октября 2006 года, переход с пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости лет производится с первого числа месяца, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида пенсии на другую.

Однако определением Конституционного Суда от 11 июля 2006 года разъяснено, что пенсия со снижением пенсионного возраста на 3 года должна была назначаться независимо от места работы на момент обращения за пенсией с учетом периодов проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе главный специалист-эксперт (юрист) Уланова Н.В. с доводами истицы не согласилась, заявив ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный спор уже был предметом судебного разбирательства, Караваева Л.В. ранее заявляла аналогичный иск к тому же ответчику. 23 декабря 2008 года Сосновским районным судом принято решение по ее иску к ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе о назначении досрочной пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на три года, повторное обращение в суд с тем же иском не допускается.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный Караваевой Л.В. иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Распоряжением Правительства РФ от 05 апреля 1993 года № 557 с.С Т-й области был включен в Перечень населенных пунктов, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и признан зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом; а постановлением от 18 декабря 1997 года № 1582 исключен из данного Перечня, «в связи с улучшением радиационной обстановки».

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», принятого 17 декабря 2001 года и вступившего в действие 01 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 60 лет и женщинам, достигшим возраста 55 лет при наличии не менее 5 лет трудового стажа.

Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу п. 8 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно работающие (проживающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Трактуя эти положения законодательного акта как основание отказа в назначении досрочной трудовой пенсии мужчинам, достигшим возраста 57 лет, а женщинам - 52 лет после 01 февраля 1998 года (с момента исключения с.С Т-й области из правительственного Перечня), отделение Пенсионного Фонда РФ по Сосновскому району Тамбовской области с 01 июля 2001 года стало отказывать жителям данного населенного пункта в снижении возраста выхода на пенсию на 3 года. При этом указывалось на то, что на момент достижения пенсионного возраста они не живут (не работают) в зоне радиоактивного загрязнения. Ответчик признавал за ними лишь право на снижение возраста на первоначальную величину, то есть на 1 год, поскольку на момент аварии на ЧАЭС – на 26 апреля 1986 года они проживали (работали) в этом населенном пункте.

Подобная правоприменительная практика была поддержана Пенсионным Фондом Российской Федерации, признана соответствующей действующему законодательству рядом определений Верховного Суда Российской Федерации и повсеместно действовала до 21 декабря 2006 года, то есть до официального опубликования в «Российской газете» определения Конституционного Суда РФ № 403 от 11 июля 2006 года «По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушения их конституционных прав положениями ч. 1 ст. 13, ст. ст. 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.2 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Указанным определением Конституционный Суд Российской Федерации такое толкование положений Закона о Чернобыле признал неконституционным, противоречащим ч.1 ст.7, ч.ч. 1 и 2 ст.39 Конституции РФ, гарантирующем каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом, в том числе, путем установления видов пенсий, оснований их приобретения отдельными категориями граждан, правил их исчисления и отнесения эти вопросов к компетенции законодателя.

Конституционный Суд РФ признал, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с п. п. 7 и 8 ч. 1 ст.13 Закона «О Чернобыле» и п.2 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Из материалов гражданского дела видно, что с момента катастрофы на ЧАЭС - с 26 апреля 1986 года и до 01 февраля 1998 года, то есть до исключения с.С Т-й области из Перечня населенных пунктов с льготным социально-экономическим статусом, истица проживала в данном населенном пункте, что подтверждается справкой Сосновского поселкового Совета Тамбовской области, и не оспаривается ответчиком.

Суд считает, что вне зависимости от состояния радиоактивного загрязнения с.С Т-й области в настоящее время, граждане, проживавшие и работавшие в данном населенном пункте с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года имеют право на досрочную трудовую пенсию, со снижением пенсионного возраста на 3 года.

Ни в одной из норм Закона о Чернобыле не содержится запрета на применение при назначении пенсии наряду с абсолютной величиной (снижением возраста на 1 год, в связи с проживанием или работой в зоне загрязнения на 26 апреля 1986 года) дополнительной величины снижения возраста лицам, которые после этой даты постоянно проживали или работали (более 4 лет) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Всякое иное толкование норм Закона о Чернобыле нарушает конституционные права граждан на равенство всех перед законом, на возмещение, причиненного здоровью ущерба, на достойное социальное обеспечение в связи с длительным проживанием в зоне радиоактивного загрязнения.

Доводы представителя ответчика о прекращении производства по гражданскому делу, так как данный спор уже был предметом судебного разбирательства, суд признает несостоятельными.

Рассматривая гражданское дело по иску Караваевой Л.В.. к ГУ-Управлению пенсионного фонда РФ в Сосновском районе о назначении досрочной пенсии по старости лет, Сосновский суд указал в мотивировочной части решения от 12 декабря 2006 года, что Караваева Л.В. по ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право ухода на пенсию с 52 лет.

В связи с этим суд признал незаконным решение комиссии № 142/61 от 05 октября 2006 года об отказе в переводе с пенсии по инвалидности на на трудовую пенсию по старости. В судебном заседании 12 декабря 2006 года Караваева Л.В. просила суд обязать ГУ УПФ РФ перевести ее с пенсии по инвалидности на пенсию по старости лет и назначить пенсию по старости с 01 октября 2006 года. Суд с учетом исковых требований Караваевой Л.В. обязал ГУ Пенсионный фонд перевести с пенсии по инвалидности на пенсию по старости лет и назначить пенсию по старости лет с 01 октября 2006 года..

По настоящему делу Караваева Л.В. просит не назначить пенсию, а произвести ее перерасчет с 01 ноября 2005 года по 30 сентября 2006 года, т.е. исковые требования другие.

Судом достоверно установлено, что истица не отказывалась от реализации своих пенсионных прав, напротив обращался с данным вопросом в Сосновское отделение Пенсионного фонда в октябре 2005 года, откуда получил разъяснение об отсутствии оснований для назначения пенсии со снижением возраста на 3 года, предложено «обратиться через 2 года, то есть по достижении возраста 54 лет». Согласно материалам дела, пенсия Караваевой Л.В. назначена по решению Сосновского районного суда от 12 декабря 2006 года с 01 октября 2006 года.

Как видно из объяснений истицы, представитель Фонда ссылался на то, что «в настоящее время с.С Т-й области исключена из правительственного Перечня и не относится к зоне, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыле.

В подобной форме было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии практически всем жителям с.С Т-й области, обратившимся с этим вопросом в отделение Пенсионного фонда РФ в период с июля 2001 года по январь 2007 года, что подтверждается приложенными к делу копиями ответов ответчика на эти обращения, где также делается ссылка на факт исключения р.п.Сосновка из зоны радиоактивного загрязнения.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании подтвердила, что если бы Караваева Л.В. по достижении возраста 52 лет обратилась к ним с письменным заявлением, в переводе ее с пенсии по инвалидности на пенсию по старости и назначении досрочной трудовой пенсии ей в тот момент было бы отказано.

В ряде публикаций газеты «Сосновское слово», учрежденной администрацией Сосновского района и районным Советом народных депутатов, опубликованных в 2002-2005 г.г., также обращалось внимание жителей р.п. Сосновка на «изменения в пенсионном законодательстве», лишившем их права на снижение пенсионного возраста на 3 года. В частности, в интервью журналисту Поповой В. от 27 марта 2002 года руководитель районного отделения Пенсионного фонда Пономарева В.С., со ссылкой на решение Верховного Суда РФ, подтвердила официальную позицию указанного государственного учреждения на отсутствие у жителей р.п.Сосновка права на досрочное назначение трудовой пенсии со снижением возраста на 3 года.

Суд исходит из того, что вследствие ненадлежащего толкования норм Закона о Чернобыле и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правоприменительными органами жители указанного населенного пункта были введены в заблуждение относительно своих прав и лишены права на получение пенсионных выплат в течение 2-х лет. Пенсионный фонд в связи со сложившейся судебной практикой, с июля 2001 года по январь 2007 года не принимал и не визировал их заявления о назначении досрочной трудовой пенсии. При таких обстоятельствах, отсутствие письменного заявления с их стороны, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отклонения требования истицы по приведенным ответчиком доводам не имеется.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине учреждений пенсионного обеспечения, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Установленные судом обстоятельства с очевидностью указывают на то, что вследствие неправильного толкования ответчиком норм действующего законодательства Караваева Л.В. была лишена права перевода с пенсии по инвалидности на пенсию по старости и получение пенсионных выплат со снижением возраста на 3 года, т.е. с 01 ноября 2005 года.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Караваевой Л.В. удовлетворить.

Считать назначенной Караваевой Л.В. пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с 01 ноября 2005 года.

Обязать ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе произвести Караваевой Л.В. перерасчет пенсии с 01 ноября 2005 года по 30 сентября 2006 года с выплатой недополученной суммы.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Сосновский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения.

В надзорную инстанцию решение может быть обжаловано в течение шести месяцев, если участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.

Судья Н.В. Синельникова