Р Е Ш Е Н И Е дело №2-223
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п.Сосновка 18 апреля 2011 года
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Глазковой Г.Б.,
с участием помощника прокурора Сосновского района Тамбовской области Смагиной М.А.,
при секретаре Щербаковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Тамбовской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сосновская начальная школа - детский сад» и администрации Сосновского района Тамбовской области о понуждении к соблюдению требований Федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сосновская начальная школа -детский сад» (далее – МОУ «Сосновская начальная школа-детский сад») и администрации Сосновского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц и указал, что проведенной им с привлечением специалиста Роспотребнадзора проверкой, выявлены нарушения Федерального законодательства об образовании, в части обеспечения мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности и противодействия терроризму. Территория МОУ «Сосновская начальная школа- детский сад», расположенного по ххх, в темное время суток не обеспечена в полной мере уличным освещением, что свидетельствует о небезопасности пребывания детей в дошкольном учреждении.
В судебном заседании помощник прокурора Смагина М.А. требования поддержала и пояснила, что территория здания МОУ «Сосновская начальная школа- детский сад» освещена 1 осветительным прибором; искусственное освещение у парадной части детского сада равно - 4 люкс; входа на территорию-1люкс; задней части -0 люкс; справа от входа – 0 люкс; слева от входа - 0 люкс. Между тем, в соответствии с п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», указанный показатель должен составлять не менее 10 люкс на земле. Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан и юридических лиц. В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Результатом реализации указанных полномочий является обеспечение безопасности людей в общественных местах, в том числе и муниципальных образовательных учреждениях. Помимо этого, к полномочиям органов местной власти закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» относит и обеспечение содержания зданий и сооружений, а так же благоустройство прилегающих территорий этих учреждений.
Кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» на руководителей и должностных лиц организаций возложена обязанность выполнения предписаний, постановлений и иных требований государственных инспекторов по пожарной безопасности, которые в соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, обязывают обеспечить территорию населенных пунктов наружным освещением для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.
Руководством МОУ «Сосновская начальная школа- детский сад» и администрацией района, как учредителя дошкольного учреждения, не соблюдаются указанные требования законодательства, освещенность детского сада не соответствует предъявляемым требованиям, в связи с чем просит обязать ответчиков устранить выявленные нарушения.
Представитель ответчика – ххх Молчанов С.А. признал обоснованность требований прокурора и пояснил, что МОУ «Сосновская начальная школа-детский сад» включает в себя два административных здания. На каждом из зданий при входе, висело два фонаря, которые освещали территорию дошкольного учреждения. Освещение было явно недостаточным. В настоящее время повесил дополнительно 5 лампочек и фонарь на входе в кочегарку. В случае перепроверки уровня освещения, можно увеличить количество лампочек. Средства на их закупку у дошкольного учреждения имеются.
Представитель ответчика - ххх ххх Киреева Ж.И. иск не признала, указала, что МОУ «Сосновская начальная школа - детский сад» является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственный баланс, обособленные финансовые и материальные средства, банковский расчетный счет, печать, и другие реквизиты юридического лица. В соответствии с Уставом, администрация района, как учредитель муниципального детского учреждения, несет субсидиарную ответственность, то есть отвечает по его обязательствам, в случае отсутствия собственных средств. Помимо бюджетного финансирования, детский сад имеет и иные источники дохода, в том числе и поступления от граждан, за содержание детей в данном учреждении. Из заявленного иска неясно, какие денежные средства необходимы для устранения нарушений законодательства и в какой части администрация района должна нести субсидиарную ответственность. Поэтому полагает, что обязанность устранения нарушений законодательства должна быть возложена на администрацию детского сада.
Представитель Центра гигиены ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах- ххх К.О.В.пояснила, что при проверке совместно с прокуратурой района уровня искусственного освещения МОУ «Сосновская начальная школа –детский сад», выявлены грубейшие нарушения п.3.3 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» правил и нормативов по наружному электрическому освещению. Были проведены замеры в пяти точках освещения и ни в одной из них освещение не соответствовало нормативам, а именно 10 лк. Территорию дошкольного учреждения освещал только один фонарь, при входе в кочегарку висел фонарь, но лампочка в нем не горела. Был составлен протокол о выявленных нарушениях.
Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
Статьей ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предусмотрено, что при осуществлении образовательной деятельности учреждения обязаны соблюдать определенные федеральные государственные требования, в том числе обеспечить безопасные условия эксплуатации зданий, сооружений и благоустройство территорий этих учреждений. Основной задачей дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с п. 5 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, признана охрана жизни и укрепление здоровья детей.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», охрана здоровья населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических профилактических мероприятий и путем соблюдения Санитарных правил и Норм.
Аналогичное правило закреплено и в п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», обязывающих юридических лиц обеспечить территорию дошкольного учреждения наружным электрическим освещением, уровнем не менее 10 люкс на земле.
Подобные требования к состоянию пожарной безопасности объектов дошкольного образования предусмотрены также в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ». В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, обязаны осуществлять мероприятия по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, обеспечить безопасные условия пребыванию людей в общественных местах, в том числе и муниципальных образовательных учреждениях.
Прокурорской проверкой установлено, что здание детского сада и прилегающая территория не соответствуют предъявляемым требованиям. Искусственное освещение имеется только перед входом в здание, его парадной частью, входом на территорию, а на остальной части - отсутствует. Согласно протоколу № 30 от 17 марта 2011 года, уровень освещения не соответствует нормативным требованиям, составляет от 0 до 4 люксов, в то время, как указано в вышеприведенных нормативных актах, должна быть не менее 10 люксов на земле.
Исследованные материалы свидетельствуют о нарушении администрацией детского сада требований санитарно-эпидемиологических правил и противопожарных норм. Допущенные им нарушения ставят под угрозу здоровье и благополучие детей, ввиду чего заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.
В то же время суд не находит оснований для возложения этих обязанностей и на администрацию района.
Как видно из Устава дошкольного образовательного учреждения и объяснений заведующего Молчанова С.А., учреждение МОУ «Сосновская начальная школа-детский сад» является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственный баланс, обособленное имущество и иные реквизиты. Согласно п. 3.4 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель, то есть администрация Сосновского района.
Каких-либо данных, указывающих на недостаточность собственных средств детского сада для устранений выявленных нарушений, истцом в суд не представлено. Отсутствует смета предполагаемых расходов по изменению системы освещения здания и прилегающей территории, сведения о финансовом положении МОУ, ввиду чего следует признать, что оснований для возложения субсидиарной ответственности на администрацию Сосновского района в настоящее время не имеется. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации Киреева Ж.И. в процессе исполнения судебного решения, при недостаточности собственных средств МОУ, они готовы выделить ему дополнительные средства для устранения указанного прокурором нарушения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора к администрации Сосновского района удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ суд считает необходимым освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, поскольку детский сад является бюджетным учреждением и находится на полном финансовом обеспечении учредителя, то есть администрации Сосновского района, которая в соответствии с указанной нормой Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты госпошлины в случае обращения в суд за защитой государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области к Муниципальному образовательному учреждению «Сосновская начальная школа - детский сад » Сосновского района Тамбовской области об обеспечении уличным освещением территории МОУ «Сосновская начальная школа - детский сад» удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Сосновская начальная школа- детский сад» Сосновского района Тамбовской области обеспечить уличным освещением территорию детского сада, расположенного по ххх, в соответствии с требованиями п. 3.3 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» (СанПиН 2.4.1.2660-10).
В иске прокурора Сосновского района Тамбовской области к администрации Сосновского района Тамбовской области об обеспечении уличным освещением территории МОУ «Сосновская начальная школа - детский сад» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.
В надзорную инстанцию решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Г.Б.Глазкова
Решение вступило в законную силу 29 апреля 2011года.