№2-119 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 23 мая 2011 года р.п. Сосновка Тамбовской области Сосновский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Ожогина С.Т., при секретаре Дробышевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анохиной Е.В. к администрации Октябрьского сельсовета Сосновского района Тамбовской области об отмене постановления №27 от 9 апреля 2010 года «О снятии Анохиной Е.В. и её семьи с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях» и наложении обязанности на администрацию Октябрьского сельсовета поставить Анохину Е.В. с семьёй на учёт как нуждающуюся в жилом помещении. У С Т А Н О В И Л: В Сосновский районный суд с исковым заявлением об отмене постановления главы администрации Октябрьского сельсовета №27 от 09 апреля 2010 года и наложении обязанности на администрацию Октябрьского сельсовета поставить Анохину Е.В. с семьёй на учёт как нуждающуюся в жилом помещении обратилась Анохину Е.В., в котором указала, что она является вдовой погибшего в Великой Отечественной войне Анохина Н.М. и повторно в брак не вступала. 15 февраля Анохину Е.В. обратилась в администрацию Октябрьского сельсовета с просьбой о постановке на учёт, как нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации Октябрьского сельсовета от 31 марта 2010 года №20 семья Анохиной Е.В. была признана нуждающейся в жилом помещении. Но постановлением администрации Октябрьского сельсовета от 9 апреля 2010 года №27 была снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановление было вынесено на основании протокола №5 жилищной комиссии Октябрьского сельсовета Сосновского района Тамбовской области от 2 апреля 2010 года, в котором жилищная комиссия указала, что Анохину Е.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Но фактически Анохину Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уже в течение 14 лет нуждается в постоянном уходе, является инвалидом 1 группы. Дом, в котором она ранее проживала был не пригоден к жилью, выпадала задняя стена, потолок в кухне провисал. Условия для проживания слепого, пожилого человека были не пригодными. В 2005 году Анохину Е.В. забирает на постоянное место жительства её дочь Краснослободцева А.Н., проживающая в <адрес>. Дом в котором сейчас проживает Анохину Е.В. имеет общую площадь <данные изъяты> кв.метров. В нём зарегистрированы и проживают её зять и внук, а учётная норма составляет не менее <данные изъяты> кв.метров общей площади. Анохину Е.В. в 2005 году продаёт свой дом в <адрес> Кузнецовой Т.П., но договор купли-продажи был оформлен позже. В апреле 2009 года Кузнецова Т.П. сделала ремонт дома и сейчас дом в надлежащем состоянии. В судебном заседании представитель истицы по доверенности Мишукова Л.П. поданное исковое заявление поддержала и пояснила, что Анохину Е.В. является вдовой погибшего в Великой Отечественной войне Анохина Н.М.. Ранее она проживала в своём доме. Дом был без водопровода, канализации и в аварийном состоянии. Так как Анохиной Е.В. требовался постоянный уход из-за слепоты, то дочь взяла жить её к себе. Дом Анохиной Е.В. был продан Кузнецовой Т.П. в 2005 году, хотя документы по купле-продаже дома были оформлены только в 2009 году. В настоящее время доказательств, подтверждающих факт продажи дома в 2005 года у них нет. Показания свидетеля Кузнецовой Т.П. о том, что она купила у Анохиной Е.В. дом в 2009 году, объяснить не может. Дом был продан без умысла на участие в программе о предоставлении вдовам ветеранов жилого помещения. Соседи, проживающие рядом с домом, просили продать его, так как около него рос бурьян и имелась угроза возникновения пожара. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Глава администрации Октябрьского сельсовета Абаполова О.А. в судебном заседании просит суд принять решение в соответствии с законом и пояснила, что администрацией Октябрьского сельсовета первоначально было принято решение о постановки семьи Анохиной Е.В. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, но в администрации Сосновского района указали, что жилищные условия вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны проверены в нарушении жилищного законодательства. При повторной проверке было установлено, что Анохину Е.В. 4 июня 2009 года продала жилой <адрес>. Данные действия Анохиной Е.В. в соответствии со ст.53 ЖК РФ были расценены как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, и она была снята с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По человечески человека жалко, но решение было принято в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Проданный дом Анохиной Е.В. органом местного самоуправления непригодным для проживания не признавался. Если бы дом не был продан, то он по своим характеристикам подлежал признанию непригодным для проживания. Однако заявления от собственника жилого помещения к ним о признании дома Анохиной Е.В. непригодным для проживания не поступало. Новый собственник отремонтировал дом и использует его как дачу. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований со стороны истца Краснослободцева А.Н. поданные исковые требования поддержала и пояснила, что <адрес>, в котором они проживают, был построен в период совместного её брака с супругом Краснослободцевым И.А., который умер. При проведении газа в <адрес> в 2009 году печи, имеющиеся на плане технического паспорта, были сломаны. На месте кухонной печи оборудована ванная комната. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Анохиной Е.В. подлежит удовлетворению частично. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.21 Федерального закона №5-фз «О ветеранах» предусмотрена мера социальной поддержки обеспечение за счёт федерального бюджета членов семей погибших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая осуществляется в соответствии с положением ст.23.2 настоящего Федерального закона. В силу п.11 ст.23.2 определение порядка предоставления жилищных помещений по договору социального найма либо в собственность, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъекта РФ. Закон Тамбовской области от 31 марта 2009 года №511-з «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для предоставлении указанной выше меры социальной поддержки необходимо, чтобы член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В силу ч.3 и ч.7 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законодательством субъекта РФ. На основании ч.3, ч.4 ст.12 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 г. №342-з «О порядке ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учёта гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с такого учёта. Постановлением главы Октябрьского сельсовета №15 от 19 марта 2010 года семья Анохиной Е.В. была признана семьёй нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.19). На основании изложенного глава Октябрьского сельсовета вправе был выносить решение о снятии семьи Анохиной Е.В. с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении. В постановлении №27 от 09 апреля 2010 года в качестве оснований для снятия с учёта указано, что основанием для снятия семьи Анохиной Е.В. с учёта стал протокол жилищной комиссии Октябрьского сельсовета №5 от 2 апреля 2010 года (л.д.9). В протоколе заседания жилищной комиссии №5 от 2 апреля 2010 года указано, что комиссией были истребованы документы, подтверждающие факт отчуждения жилого дома заявителем. В комиссию был предоставлен договор купли –продажи жилого <адрес> <адрес>. Действия Анохиной Е.В. были расценены в соответствии со ст.53 ЖК РФ как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий. И в соответствии со ст.12 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года №342-З в связи с выявлением в предоставленных документах в орган осуществляющий учёт, сведений не соответствующих действительности семья Анохиной Е.В. была снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.23-24). На основании ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствии с п. «а» ст.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 2 июля 2008 года для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. В процессе судебного заседания было достоверно установлено, что дом был построен в период совместного брака Краснослободцева И.А. и Краснослободцевой А.Н. дочери истицы Анохиной Е.В. и относится к совместной собственности супругов согласно ст.34 СК РФ. В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. На основании ч.4 ст.50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётной нормой площади жилого помещения, согласно постановлению Октябрьского сельсовета №11 от 19 февраля 2010 года является <данные изъяты> кв.метров общей площади (л.д.13). Анохину Е.В. проживает в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.метров. Всего в доме проживают 4 жильцов. В доме имеется газовое отопление, водопровод и канализация. На каждого проживающего гражданина в данном жилом доме приходится менее <данные изъяты> кв.метров общей площади. Однако при рассмотрении вопроса о признании Анохиной Е.В. и членом семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Октябрьского сельского Совета от заявителя был принят технический паспорт жилого дома, который не соответствует действительной площади жилого помещения. На представленном техническом паспорте отражены две печки, которые в настоящее время отсутствуют. Привлеченная по инициативе суда в качестве специалиста Зайцева О.Е. пояснила в суде, что работает начальником филиала ГУПТИ Тамбовской области «Сосновский нехозрасчётный участок» более 20 лет. Представленный в суд технический паспорт жилого <адрес> не соответствует настоящему состоянию жилого дома. Поскольку на плане дома отмечены две печки, площадь которых не входит в общую площадь жилого помещения. В случае их разрушения общая площадь жилого помещения увеличивается на площадь печей. Поскольку Краснослободцева А.Н. было заявлено, что печи разрушены, а на месте кухонной печи обустроена ванная комната, то представленный в суд технический паспорт не соответствует действительности. Технические паспорта они составляют по заявлению граждан. При рассмотрения вопроса о проверке правомерности признания нуждающейся в жилом помещении жилищной комиссией кроме того не обсуждён факт регистрации в 2010 году по месту жительства истицы Краснослободцева В.И. о наличии в его действиях умышленных действий направленных на ухудшение жилищных условий истицы. Постановлением администрации Октябрьского сельсовета от 9 апреля 2010 года №27 так же постановлено признать утратившим силу постановления Администрации Октябрьского сельсовета от 19 марта 2010 года №15 «О признании семьи Анохиной Е.В. нуждающейся в жилом помещении». Данное решение так же нельзя признать законным, поскольку Анохину Е.В. стояла на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях и этим же постановлением было принято решение о снятии её с учёта. При признании утратившим силу постановления администрации Октябрьского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ заявление истицы Анохиной Е.В. о постановки на учёт будет считаться не рассмотренным в течение более года, что не соответствует действительным обстоятельствам дела. Из изложенного следует, что постановление №27 от 9 апреля 2010 года «О снятии Анохиной Е.В. и её семьи с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях вынесено без надлежащей проверки жилищных условий Анохиной Е.В. и членов её семьи и подлежит признанию незаконным. Администрации Октябрьского сельсовета подлежит обязать Анохину Е.В. предоставить новый технический паспорт жилого <адрес> и иные доказательства подтверждающие право состоять Анохиной Е.В. и членов её семьи на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и вновь рассмотреть вопрос о правомерности признания нуждающейся в улучшении жилищных условий Анохиной Е.В. и её семьи. При вынесения решения необходимо обсудить так же факт регистрации в данном жилом помещении в 2010 года Краснослободцева В.И.. На основании изложенного суд обоснованно приходит к выводу, что постановление главы администрации Октябрьского сельсовета №27 от 09 апреля 2010 года «О снятии Анохиной Е.В. и её семьи с учёта нуждающихся в жилых помещений» принято не в соответствии с законом без надлежащей проверки жилищных условий Анохиной Е.В. и подлежит признанию незаконным. Требование Анохиной Е.В. о наложении обязанности на администрацию Октябрьского сельсовета поставить на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении не может быть удовлетворено судом, поскольку истицей ранее предоставлялся технический паспорт не соответствующий действительному состоянию жилой площади. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Анохиной Е.В. удовлетворить частично. Постановление администрации Октябрьского сельсовета <адрес> от 9 апреля 2010 года №27 «О снятии Анохиной Е.В. и её семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях» признать незаконным. В остальной части исковых требований Анохиной Е.В. отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в Тамбовский областной суд путем подачи жалобы через районный суд. Судья - С.Т. Ожогин