об устронении нарушений законодательства о терроризме



№ 2-225-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года, р.п. Сосновка Сосновского района Тамбовской области.

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе судья Амирасланова С.А.,

с участием помощника прокурора Сосновского районаТамбовской области Пинясова А.В.,

при секретаре Глумовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-225 по иску прокурора Сосновского района Тамбовской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2» (далее – детсад № 2) и администрации Сосновского района Тамбовской области о понуждении к соблюдению требований Федерального законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском к детскому саду № 2 и администрации района в интересах неопределенного круга лиц и указал, что проведенной им с привлечением специалиста Роспотребнадзора проверкой выявлены нарушения Федерального законодательства об образовании, в части обеспечения мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности и противодействия терроризму. Территория детского сада № 2, расположенного по ул. Л. с. С., в темное время суток не обеспечена в полной мере уличным освещением, что свидетельствует о небезопасности пребывания детей в дошкольном учреждении.

В судебном заседании прокурор требования поддержал и пояснил, что проведенной им проверкой установлено, что уровень фактического состояния освещенности помещений и территории детского сада № 2 составляет от 1 до 7 люксов на земле. Между тем, в соответствии с п. 2.1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», указанный показатель должен составлять не менее 10 люкс на земле. Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан и юридических лиц. В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Результатом реализации указанных полномочий является обеспечение безопасности людей в общественных местах, в том числе и муниципальных образовательных учреждениях. Помимо этого к полномочиям органов местной власти закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» относит и обеспечение содержания зданий и сооружений, а так же благоустройство прилегающих территорий этих учреждений.

Кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» на руководителей и должностных лиц организаций возложена обязанность выполнения предписаний, постановлений и иных требований государственных инспекторов по пожарной безопасности, которые в соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, обязывают обеспечить территорию населенных пунктов наружным освещением для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

Руководством детсада № и администрацией района, как учредителя дошкольного учреждения, не соблюдаются указанные требования законодательства, освещенность детского сада не соответствует предъявляемым требованиям, в связи с чем истец просит обязать ответчиков устранить выявленные нарушения.

Представитель ответчика – заведующая МДОУ «Детский сад № 2» Батина Т.В. признала обоснованность требований прокурора, однако пояснила, что, ввиду отсутствия свободных денежных средств они не в состоянии изменить систему освещения здания. Обязуется в ближайшее время составить смету предполагаемых расходов и попросить дополнительные средства у администрации района, как с учредителя.

Представитель ответчика - начальник отдела правовой и кадастровой работы администрации Сосновского района Кобзева Е.С. иск не признала, указала, что детский сад № 2 является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственный баланс, обособленные финансовые и материальные средства, банковский расчетный счет, печать, и другие реквизиты юридического лица. В соответствии с Уставом, администрация района, как учредитель муниципального детского учреждения, несет субсидиарную ответственность, то есть отвечает по его обязательствам, в случае отсутствия собственных средств. Помимо бюджетного финансирования, детский сад имеет и иные источники дохода, в том числе и поступления от граждан, за содержание детей в данном учреждении. Из заявленного иска неясно, какие денежные средства необходимы для устранения нарушений законодательства и в какой части администрация района должна нести субсидиарную ответственность. Поэтому полагает, что обязанность устранения нарушений законодательства должна быть возложена на администрацию детского сада.

Представитель территориального органа Роспотребнадзора в г. Моршанске, Моршанском, Пичаевском и Сосновском районах Тамбовской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен должным образом. С согласия сторон, в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.

Статьей ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предусмотрено, что при осуществлении образовательной деятельности учреждения обязаны соблюдать определенные федеральные государственные требования, в том числе обеспечить безопасные условия эксплуатации зданий, сооружений и благоустройство территорий этих учреждений. Основной задачей дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с п. 5 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, признана охрана жизни и укрепление здоровья детей.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», охрана здоровья населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических профилактических мероприятий и путем соблюдения Санитарных правил и Норм.

Аналогичное правило закреплено и в п. 2.1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», обязывающих юридических лиц обеспечить территорию дошкольного учреждения наружным электрическим освещением, уровнем не менее 10 люкс на земле.

Подобные требования к состоянию пожарной безопасности объектов дошкольного образования предусмотрены также в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ». В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, обязаны осуществлять мероприятия по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, обеспечить безопасные условия пребыванию людей в общественных местах, в том числе и муниципальных образовательных учреждениях.

Прокурорской проверкой установлено, что здание детского сада и прилегающая территория не соответствуют предъявляемым требованиям. Искусственное освещение имеется только перед входом в здание, его парадной частью, пищеблоком и котельной, а на остальной части - отсутствует. Согласно протоколу № 28 от 17 марта 2011 года, уровень освещения не соответствует нормативным требованиям, составляет от 1 до 7 люксов, в то время, как указано в вышеприведенных нормативных актах, должна быть не менее 10 люксов на земле.

Исследованные материалы свидетельствуют о нарушении администрацией детского сада требований санитарно-эпидемиологических правил и противопожарных норм. Допущенные им нарушения ставят под угрозу здоровье и благополучие детей, ввиду чего заявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.

В то же время суд не находит оснований для возложения этих обязанностей и на администрацию района.

Как видно из Устава дошкольного образовательного учреждения и объяснений заведующей Батиной Т.В., учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственный баланс, обособленное имущество и иные реквизиты. Согласно п. 1.13 Устава детский сад самостоятельно отвечает по своим обязательствам. При недостаточности средств субсидиарную ответственность несет учредитель, то есть администрация Сосновского района.

Каких-либо данных, указывающих на недостаточность собственных средств детского сада для устранений выявленных нарушений, истцом в суд не представлено. Отсутствует смета предполагаемых расходов по изменению системы освещения здания и прилегающей территории, сведения о финансовом положении МДОУ, ввиду чего следует признать, что оснований для возложения субсидиарной ответственности на администрацию Сосновского района в настоящее время не имеется. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации Кобзева Е.Н. в процессе исполнения судебного решения, при недостаточности собственных средств МДОУ, они готовы выделить ему дополнительные средства для устранения указанного прокурором нарушения

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора к администрации Сосновского района удовлетворению не подлежат.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ суд считает необходимым освободить ответчика от уплаты государственной пошлины. Учитывает, что детский сад является бюджетным учреждением и находится на полном финансовом обеспечении учредителя, то есть администрации Сосновского района, которая в соответствии с указанной нормой Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты госпошлины в случае обращения в суд за защитой государственных и общественных интересов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2» Сосновского района Тамбовской области удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Сосновского района Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, обеспечить уличным освещением территорию детского сада, расположенного по ул. Ленина д. 71, р.п. Сосновка, Тамбовской области, в соответствии с требованиями п. 2.1.4 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» (СанПиН 2.4.1.1249-03).

В иске прокурора Сосновского района Тамбовской области к администрации Сосновского района Тамбовской области об обеспечении уличным освещением территории МДОУ «Детский сад № 2» отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

В надзорную инстанцию решение может быть обжаловано в течение шести месяцев, со дня рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Судья С.А. Амирасланов