<данные изъяты> <данные изъяты>. Дело № 33-176/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Нарьян-Мар 25 октября 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Слоновой Н.Б., судей Гомола С.Н., Куриленко М.Ф., при секретаре судебного заседания Коткиной Ю.П., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре дело по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2011 года, которым постановлено «Исковые требования Губкина Владимира Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу об обязании производить выплату пенсии из выслуги лет в льготном исчислении и произвести перерасчет пенсии - удовлетворить частично. Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу производить Губкину Владимиру Николаевичу выплату пенсии, исходя из выслуги лет- 31 год 10 месяцев 5 дней. Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу произвести Губкину Владимиру Николаевичу перерасчет назначенной пенсии с учетом выслуги лет- 31 год 10 месяцев 5 дней, с 15 августа 2011 года. Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу в пользу Губкина Владимира Николаевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей». Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу - Онькова В.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Губкин В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее по тексту Управление МВД РФ по НАО) об обязании производить выплату пенсии, по выслуге лет, исходя из выслуги лет - 31 год 10 месяцев 5 дней, произвести перерасчете назначенной пенсии с учетом выслуги лет- 31 год 10 месяцев 5 дней с 15 мая 2011 г. В обоснование иска указал, что в период с 26 мая 1989 г. по 28 мая 1991 г. проходил военную службу по призыву. С 05 декабря 1992 г. по 14 августа 2011 г. проходил службу в органах внутренних дел. Имеет право на пенсию с учетом выслуги лет. Считает необоснованным отказ ответчика в определении выслуги лет, для назначения пенсии, с учетом периода службы по призыву из расчета один день военной службы по призыву за два дня службы в органах внутренних дел. Ссылаясь на ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», просил суд возложить на ответчика обязанность по зачету периода службы по призыву в Вооружённых силах с 26 мая 1989 г. по 28 мая 1991 г. в стаж службы в органах внутренних дел из расчёта один день военной службы по призыву за два дня службы в органах внутренних дел, пересчитать назначенную пенсию. В судебное заседание истец Губкин В.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Управления МВД РФ по НАО Оньков В.Е. с иском не согласился. Полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований нет, так как особенности прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы специальным законодательством и оно имеет приоритетное значение по сравнению с нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих». Нарьян-Марский городской суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен ответчик – Управление МВД РФ по НАО. В кассационной жалобе представитель Управления МВД РФ по НАО просит решение отменить полностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ч. 2 ст. 18 этого Закона, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 этого Закона. В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, поэтому ссылка на ст.10 данного закона является несостоятельной. В возражениях на кассационную жалобу Губкин В.Н. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления МВД РФ по НАО - без удовлетворения, изложив те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Оценив исследованные судом первой инстанции доказательства по делу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, Губкин В.Н. проходил службу в органах внутренних дел с 05 декабря 1992 года по 14 августа 2011 года. Уволен из органов внутренних дел по п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов). На момент увольнения выслуга лет для назначения пенсии по подсчетам ответчика составила 29 лет 10 месяцев 03 дня. При этом период службы в Вооруженных силах Российской Федерации с 26 мая 1989 года по 28 мая 1991 года засчитан в выслугу лет Губкину В.Н. в календарном исчислении, то есть один день службы к одному дню работы. Истец оспаривает правомерность исчисления выслуги лет в органах внутренних дел в этой части, полагая, что период службы в армии должен быть зачтен из расчета один день военной службы к двум дням работы, в соответствии с нормами ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сотрудники органов внутренних дел проходят военную службу, которая является особым видом государственной службы. Правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». На военнослужащих по призыву распространяется ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем положения федерального закона о льготном исчислении стажа государственной службы подлежат применению. Вместе с тем такой вывод сделан судом первой инстанции без учета следующего. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1ст. 39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан. Военная служба, в том числе служба в органах внутренних дел, является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) сотрудников органов внутренних дел определяется специальным законом: ранее Законом РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», в настоящее время Федеральным законом от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции». В соответствии с нормами специального закона сотрудник органов внутренних дел имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (п.17 ст. 28 Федерального закона «О полиции»). Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, осуществляется на основании специального Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Закон РФ № 4468-1). Данный закон определяет - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры. Для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Статья 18 Закона РФ № 4468-1 определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы. При этом федеральный законодатель предусмотрел, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 Закона РФ № 4468-1. Между тем, ст. 1 Закона РФ № 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с ч.2 и ч.3 ст.18 Закона РФ № 4468-1 входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации. Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Согласно п.5 данного Постановления военная служба по призыву (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении, за исключением периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, военнослужащих, проходивших службу в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Иного порядка зачисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии увольняемым на пенсию сотрудникам органов внутренних дел, по нормам вышеуказанного закона, действующим законодательством не предусмотрено. Из анализа приведенной нормы следует, что она по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходивших службу в органах внутренних дел. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях. Законность п.5 Постановления подтверждена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2001 г. № ВКПИ01-12 и от 30 октября 2007 г. № ВКПИ07-107. Из изложенного следует вывод, что периоды прохождения службы по призыву не могут быть зачтены в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходивших службу в органах внутренних дел в льготном исчислении. Ссылка истца на необходимость применения нормы ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является несостоятельной, поскольку данные положения применяются только к тому кругу лиц, который определен данным законом. Работники органов внутренних дел к указанным лицам не относятся, их пенсионное обеспечение, так же как и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным нормативным актом. Согласно общей теории права и сложившейся практике ее применения, в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетным признается закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Применительно к рассматриваемой ситуации специальной нормой, регламентирующей правоотношения, возникающие при исчислении выслуги лет для назначения пенсии является Закон РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Поскольку особенности прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы специальным законодательством, то оно имеет приоритетное значение по сравнению с общими нормами Закона «О статусе военнослужащих». Также Федеральный закон «О статусе военнослужащих» исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается истец в исковом заявлении, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты. При таких обстоятельствах, решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2011 года об удовлетворении требований Губкина В.Н. нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права. В связи с тем, что фактические обстоятельства по делу установлены судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2011 года отменить и принять новое решение. В удовлетворении искового заявления Губкина Владимира Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу об обязании производить выплату пенсии по выслуге лет исходя из выслуги лет 31 год 10 месяцев 5 дней, произвести перерасчете назначенной пенсии с учетом выслуги лет- 31 год 10 месяцев 5 дней с 15 мая 2011 г., отказать. Председательствующий Н.Б. Слонова Судьи: С.Н. Гомола М.Ф. Куриленко