ДЕЛО № 2-2379/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И., при секретаре Чаплиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тарыгиной ФИО16, интересы которой представляет Коняшин ФИО17 на основании нотариально удостоверенной доверенности Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года, к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ № 25 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тарыгина М.Х. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области, в котором просит признать незаконным Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и МО утвержденное Протоколом Номер обезличен от Дата обезличена года; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №25 по г. Москве и МО включить в ее специальный стаж периоды работы в должности руководителя кружка по классу фортепьяно в музыкальной хоровой студии «ФИО18» Дворца культуры с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности руководителя кружка музыкально-хоровой студии «ФИО19» Дворца культуры и техники СМК с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности преподавателя в детской музыкальной хоровой студии «ФИО20» с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности преподавателя в детской музыкальной хоровой студии «ФИО21» с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности преподавателя в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «ФИО22» с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и МО назначить ей досрочную пенсию с Дата обезличена года.
Свои требования истица обосновывает тем, что ответчиком было необоснованно, по ее мнению, отказано в зачете в специальный стаж спорных периодов его работы, и на этом основании незаконно рассчитан трудовой стаж и время к назначению пенсии, в связи с чем возникла необходимость в решении данного спора в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Коняшин М.И. подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства, настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснив, что истец имеет специальный трудовой стаж, достаточный для назначения досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области, интересы которого представляет Шаряфетдинова Р.Ш. на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, исковые требования не признала, пояснив, что решение ее доверителя об отказе в начислении пенсии истцу основано на фактических обстоятельствах, вынесено законно, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на момент рассмотрения вопроса о назначении ей пенсии.
Суд, выслушав мнение сторон, оценив письменные доказательства в их совокупности, нашел исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из протокола комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области Номер обезличен от Дата обезличена года, по Варианту 1 не приняты к зачету периоды работы истца в должности руководителя кружка по классу фортепьяно в музыкальной хоровой студии «ФИО23» Дворца культуры в должности руководителя кружка музыкально-хоровой студии «ФИО24» Дворца культуры и техники СМК, в должности преподавателя в детской музыкальной хоровой студии «ФИО25» в педагогический стаж по причине того, что данные должности Списками должностей не предусмотрены, учреждения Дворец культуры и «ФИО26» также не предусмотрены.
По варианту № 2 ГУ УПФ РФ № 25 по г.Москве и Московской области не приняты к зачету периоды работы в должности преподавателя в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа Огонек».
В ходе судебного заседания установлено, что в указанные периоды времени истец осуществляла свою педагогическую деятельность в должности руководитель кружка (макраме). В соответствии с квалификационной характеристикой, утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета министров по труду и социальным вопросам №3 от 07 января 1977 года «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений» деятельность по должности руководитель кружка полностью соответствует педагогической деятельности, работа по указанной должности возможна только при наличии высшего или среднего педагогического образования.
В соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 12 января 1993 года №10/32-Т указано на произошедшее изменение в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками наименования должности «руководитель кружка» в образовательных учреждениях на должность «педагог дополнительного образования», с указанием на то, что данный факт не влияет на изменение педагогической нагрузки за ставку заработной платы. Кроме этого, «Перечнем учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования», утвержденных совместным Письмом Министерства образования и науки РФ №АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ №96 от 26.10.2004 года во второй колонке в пункте 5 имеется пояснительное уточнение должности педагоги дополнительного образования (руководители кружков).
Тарифно-квалификационная характеристика педагога дополнительного образования не имеет существенных отличий от тарифно-квалификационной характеристики руководителя кружка, деятельность педагога дополнительного образования связана работой в кружке.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж, а так же стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
В Примечании п.2 к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397….. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Так же пунктом 2 Постановления от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно представленной суду справке от Дата обезличена года Номер обезличен, Детская музыкальная студия «ФИО27» с Дата обезличенаг. переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образование «ФИО28» Администрации ... на основании Приказа Номер обезличенп от Дата обезличенагода. А она в свою очередь с Дата обезличена года переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ФИО29» ... муниципального района на основании Приказа от Дата обезличена года Номер обезличен.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены музыкальные школы и школы всех наименований и типов.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, предусмотрены школы всех типов и наименований.
Приказом от 8 июня 1990 г. N 400 «О внесении изменений в инструкцию о порядке исчисления заработной платы работников просвещения» к учреждениям педагогических работников отнесены Дворцы культуры, студии.
Кроме этого, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года №11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан"- согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
П.12 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, устанавливает, что у лица необходим факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В этот период истица работала в должности преподавателя в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «ФИО38» СМК. В пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено учреждение - детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств. Учреждение, где истец работает – детская музыкальная школа. Видом искусства данной детской школы является – музыка.
Таким образом, должность «преподаватель» и учреждение «детская музыкальная хоровая школа» полностью предусмотрены Списком должностей дающим право на пенсию как педагогическим работникам.
С учетом положений ст. 30 п. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" указанные нормы также могут быть применены при назначении досрочной пенсии. Согласно сформулированной правовой позиции внесение законодателем изменений в условиях приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникающих из ранее действовавшего регулирования состоявшихся правоприменительных актов, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 /часть 1/, 2, 18, 54 /часть 1/, 55 / части 2 и 3/ и 57 Конституции РФ.
На этом основании суд приходит к выводу, что спорные периоды трудовой деятельности истца подлежат зачету в его специальный трудовой стаж на основании вышеизложенного, а также п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», по смыслу положений которого следует учитывать, что первоочередное значение для оценки пенсионных прав гражданина имеет характер его трудовой деятельности, условия труда. Отказ включить в специальный стаж истца спорные периоды, из-за, якобы, отсутствия в Списках должности истца, необоснован и нарушает ряд положений Конституции РФ, а именно статей 8, 19, 35, 39, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
В силу ст.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией; днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, по мнению суда, днем обращения истца за пенсией следует считать 24 февраля 2010 года.
С учетом стажа, подлежащего зачету, льготный стаж истца на Дата обезличена года составил более 16 лет и 08 месяцев, педагогический стаж составил 28 лет 05 мес. 22дня, что является достаточным для назначения пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
От истицы поступило письменное ходатайство о взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области затрат на оплату государственной пошлины и услуг представителя в размере 15200 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что исковые требования Тарыгиной М.Х. подлежат удовлетворению, в соответствии со ст. ст.98, 100 ГПК РФ, с учетом сложности дела и длительности его рассмотрения, а также приняв во внимание ходатайство представителя ответчика о снижении размера подлежащей взысканию суммы судебных расходов, суд приходит к выводу о том, что с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области в пользу истицы должны быть взысканы затраты на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей и затраты на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей, поскольку данные расходы подтверждены документально.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тарыгиной ФИО30 удовлетворить:
-Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области, утвержденное Протоколом Номер обезличен от Дата обезличена года.
- Возложить обязанность на Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Тарыгиной Марины Хусяиновны периоды работы в должности руководителя кружка по классу фортепьяно в музыкальной хоровой студии «ФИО31» Дворца культуры с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности руководителя кружка музыкально-хоровой студии «ФИО32» Дворца культуры и техники СМК с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности преподавателя в детской музыкальной хоровой студии «ФИО33» с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности преподавателя в детской музыкальной хоровой студии «ФИО34» с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности преподавателя в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «ФИО35» с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
- Возложить обязанность на Государственное учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области назначить Тарыгиной ФИО36 досрочную пенсию с Дата обезличена года.
- Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25 по г.Москве и Московской области в пользу Тарыгиной ФИО37 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей и затраты на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей, а всего в размере 10200 (десяти тысяч двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении 10 дней.
Федеральный судья: Ильина О.И.