Гражданское дело № 2-3622/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 года
Ступинский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи: Гарцевой Н.В.
при секретаре: Бородович А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дергачевой ФИО9 к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о признании решения недействительным, об обязании включить периоды работы, об обязании назначить досрочную пенсию
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании недействительным решение ГУ УПФ РФ по <адрес> и <адрес>, утвержденное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии, об обязании включить периоды работы, об обязании назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что она в установленном порядке обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако ей в этом было отказано.
Считает, что ответчик нарушает её конституционные права, поскольку в назначении досрочной пенсии ей отказано незаконно.
В судебном заседании представитель истца по доверенности -Коняшин М.И. в полном объеме поддержал заявленные требования.
Ответчик, представитель по доверенности Шаряфетдинова Р.Ш. с иском не согласна.
В силу пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,-1. Досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику в установленном порядке с заявлением о назначении пенсии. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя это тем, что она не выработала необходимого стажа.
Комиссией при УПФ не был принят к зачету период работы истца в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котлотурбинном цехе и цехе топливоподачи ТЭЦ № МОСЭНЕРГО (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы сверх 1 года 06 месяцев):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 06 месяцев 00 дней,
По мнению УПФ административный отпуск по уходу за ребенком сверх полутора лет включению в специальный стаж законодательством не предусмотрен.
Указанное мнение ответчика является ошибочным.
Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ» «При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются ….справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами …..».
Согласно справки, выданной Администрация ТЭЦ-17, подтвержден льготный стаж истца в вышеуказанный спорный период.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 года №235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22.08.1989 года №677 было установлено: «… 2. Увеличить повсеместно с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности...».
В соответствии с пунктом 7 разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС» №23/24-1, утвержденных Постановлением от 29 ноября 1989 г. №375/24-11 Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет»: «…Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска...».
Согласно пункта 3 данного разъяснения: «…Если женщине по совместному решению администрации предприятия, объединения, организации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 1 декабря 1989 г., то этот период включается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности…».
Вышеуказанные нормативные правовые акты подлежат применения на основании пункта 9 статьи 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ: «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
Так же, Комиссией при УПФ не был принят к зачету период работы истца в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котлотурбинном цехе и цехе топливоподачи ТЭЦ № МОСЭНЕРГО:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 18 лет 08 месяцев 26 дней,
По мнению УПФ данная должность предусмотрена Списком №2 раздел XIII код позиции 2140000а-18455, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 при условии применения твердого топлива. А в соответствии с письмом Минэнерго СССР от 17.02.1989 года Совет Министров СССР принял решение о переводе ТЭЦ №17 «Мосэнерго» с 27.02.1989 года на сжигание природного газа. Твердое топливо не используется.
Мнение комиссии при УПФ является ошибочным по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, в спорные периоды и по настоящее время истец выполняла одни и те же обязанности. Истец никогда не переводилась на работу только с жидким и газообразном топливе, а занималась подачей твердого топлива (угля), постоянно находилась в цехе топливоподачи, подвергаясь воздействию вредных факторов (шум, влажности воздуха, пыль угольная).
Не соответствует действительности утверждение комиссии при УПФ о том, твердое топливо не используется. Согласно справки о структуре сжигаемого топлива на ТЭЦ-17 №217-875 от 24.06.2010 года: в 1989 году процентное использование угля составило – 14,72 %; в 1990 году – 6,18 %; в 1991 году – 7,58%; в 1992 году – 6,29 %; в 1993 году – 6,98%; в 1994 году – 6,01%; в 9,68%; в 1996 году – 9,78%.... в 2009 году- 4,86%.
Более того, письмом Министерства труда РФ №1119-КВ от 21.06.1994 года предусмотрено, что при назначении льготной пенсии рабочим, занятым обслуживанием оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу, средств измерения и автоматики, не имеет значения, какой вид топлива сжигает электростанция. Ни одним нормативно-правовым актом не установлено, какое процентное соотношение топлива (жидкого, твердого или газообразного) установлено при определении права на льготное пенсионное обеспечение работникам, занятым обслуживанием оборудования топливоподачи.
Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ» «При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются ….справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами …..».
Выдав «справку о подтверждении льготного стажа», администрация ТЭЦ-17, таким образом, устранила указанную ошибку.
Следует также учитывать, что УПФ ни одним нормативным актом не предоставлено право устанавливать рабочее место истца или характер выполнявшихся работ.
В частности, согласно п.12 «Правил…», утверждённых совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ №17 и №19пб от 27.02.2002 года, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, Пенсионный фонд РФ может: дать оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в её установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Таким образом, в данных «Правилах..», обязательных для УПФ, нет ничего о том, что УПФ обладает обязанностью или хотя бы правом устанавливать или проводить переоценку характера выполняемых работ рабочими промышленных предприятий.
Проверки УПФ должны проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке(вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования», утверждённые Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 30.01.2002 г. №11п.
В соответствии с указанными выше «Методическими рекомендации..»
«Проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке».
Таким образом, УПФ не могло проводить проверку стажа истца за двухтысячные годы, тем более, что сроки хранения многих первичных документов, подтверждающих стаж давным-давно истекли.
Данному утверждению также есть и другое объяснение:
Статьей 13 Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено:
« При подсчете страхового стажа периоды работы, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета».
Вышеназванные «Методические рекомендации»... изданы во исполнение статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Указанная норма предоставляет право органам ПФР право проводить у работодателей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
Таким образом, вышеуказанные «Методические рекомендации..» определяют порядок проведения проверки достоверности сведений, которые работодатели представляют в ПФР в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном персонифицированном) учете..», который вступил в силу с 1 января 1997 года.
Таким образом, требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Подлежат частичному удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, на основании представленных квитанций.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда № по <адрес> и МО утвержденное Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и МО включить в специальный стаж Дергачевой ФИО10 периоды работы:
в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котлотурбинном цехе и цехе топливоподачи ТЭЦ № МОСЭНЕРГО (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы сверх 1 года 06 месяцев):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в котлотурбинном цехе и цехе топливоподачи ТЭЦ № МОСЭНЕРГО:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и МО назначить Дергачевой ФИО11 досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ УПФ ПФ № по <адрес> и <адрес> в пользу Дергачевой ФИО12 судебные расходы в размере 12200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Н.В.Гарцева