Решение от 08.02.2011г по иску Межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО `Малино` по делу №2-501/11



ДЕЛО № 2-501/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 08 февраля 2011 года.

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2011 года.

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И.,

с участием истца - прокурора Константиновой Н.А., действующей на основании доверенностей №.7/10 от ДД.ММ.ГГГГ, №.8 от ДД.ММ.ГГГГ и поручения за № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Чаплиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> к ЗАО «Малино» о возложении обязанности в совершении действий,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ЗАО «Малино», в котором просит

возложить обязанность на ЗАО «Малино» привести свою деятельность в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах, а именно:

- получить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин;

- разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для трех артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> решения и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя на указанные проекты;

Разработать вышеуказанные проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для трех артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> решения и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя на указанные проекты в соответствии с действующим законодательством в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования истец обосновывает тем, что ЗАО «Малино» осуществляет свою деятельность в нарушение действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах, выразившееся в осуществлении пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами, а также в отсутствие проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для указанных скважин, за что как само юридическое лицо, так и исполнительный директор ЗАО «Малино», как должностное лицо, привлекались к административной ответственности. Кроме того, генеральному директору общества прокурором внесено представление с требованием устранения вышеуказанных нарушений. Вместе с тем, ЗАО «Малино» до настоящего времени не устранены нарушения действующего законодательства и, учитывая, что ответчик своей деятельностью нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, чем затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации - прокурор вынужден обратиться с иском в суд.

В судебном заседании представитель истца Константинова Н.А., действующая на основании доверенностей №.7/10 от ДД.ММ.ГГГГ, №.8 от ДД.ММ.ГГГГ и поручения за № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, представив письменное объяснение, которое приобщено к материалам дела.

Представитель ответчика ЗАО «Малино» в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом.

Представителем ЗАО «Малино» Котовым И.А., действующим на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявлялось ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении которого определением Ступинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО, призванного по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении или возражения суду не представил.

Представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес>, призванного по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении или возражения суду не представил.

На основании п.3 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, предусмотренным ст.ст.1118, 1119, 1120, 1130 ГК РФ, ст.ст.33, 56 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ); Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»; Методических рекомендаций по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты (Протокол № от 1-ДД.ММ.ГГГГ); а также в соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливает основные принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, в числе которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, и др.

В силу п.2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п.2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В силу п.3 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (ЗСО), ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В силу ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.

Согласно п.1.1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности", лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ЗАО «Малино» в качестве юридического лица (л.д.12).

В соответствии с Уставом в действующей редакции основными видами деятельности общества являются: производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции; животноводство, птицеводство, выращивание племенного скота крупного и мелкого, свиноводство, пчеловодство, производство мясомолочной продукции; оптовая и розничная торговля и др. (л.д.14-16).

В соответствии с Актом проверки Территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Каширском, Серебряно-Прудском, <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-25), фактически в состав ЗАО «Малино» входят ТФ на 700 голов, ферма по выращиванию молодняка, РММ, склад пестицидов, три системы водоснабжения (с.Березнецово, д.Девяткино, д.Хонятино Ступинского района Московской области); в землепользовании находится 4368 га земель; основной вид деятельности общества – выращивание зерновых и кормовых культур, молочное производство.

Водозабор с.Березнецово представлен одной артезианской скважиной № по ГВК 2427, глубиной 150 м, проектная мощность 16 куб/час, расположенной в отдельно стоящем наземном кирпичном павильоне, на участке размером 15х15 кв.м, обнесенном забором. Верхние обрезы обсадных труб скважин подняты на высоту 0.5 м над уровнем пола, полы павильонов водонепроницаемые, имеют уклон от скважины, на отводящих трубопроводах установлены краны для отбора проб воды, запорная арматура, манометры. Вокруг павильона выполнена бетонная отмостка, которая местами разрушилась. Радиус территории 1 пояса ЗСО (зона санитарной охраны) менее 30 м (примерно 5-7.5 м); территория 1 пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не обеспечена охраной; дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.

Водозабор д.Девяткино представлен одной артезианской скважиной, расположенной на участке размером 30х50 кв.м, обнесенном забором. Верхние обрезы обсадных труб скважин подняты на высоту 0.7 м над уровнем пола, полы павильонов водонепроницаемые, имеют уклон от скважины, на отводящих трубопроводах установлены краны для отбора проб воды, запорная арматура, манометры. Вокруг павильона выполнена бетонная отмостка, целостность которой нарушена. Радиус территории 1 пояса ЗСО менее 30 м (примерно 15-20 м); территория 1 пояса ЗСО не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не обеспечена охраной; дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.

Водозабор д.Хонятино представлен одной артезианской скважиной, расположенной на участке в центре жилой застройки, обнесенном забором; доступ посторонних лиц на территорию ВЗУ не ограничен. Верхние обрезы обсадных труб скважин подняты на высоту 0.7 м над уровнем пола, полы павильонов водопроницаемые (песчаные), имеют уклон от скважины, на отводящих трубопроводах установлены краны для отбора проб воды, запорная арматура, манометры. Вокруг павильона выполнена бетонная отмостка, целостность которой нарушена. Территория 1 пояса ЗСО не огорожена и не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не обеспечена охраной; дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.

Кроме того, на балансе ЗАО «Малино» состоят еще 4 недействующие артезианские скважины, которые не эксплуатировались свыше 15 лет, расположенные в <адрес>, за промцентром в районе завода по производству керамической плитки «Мараци». В 2000 году специализированной организацией (Гидрогеологической экспедицией) с помощью каротажной станции был проведен полный комплекс гидрофизических исследований в скважинах. Скважина № расположена в металлическом павильоне, оголовок заварен, доступ в павильон отсутствует. Скважина № расположена в бетонном павильоне, заварена. По данным геокаратажа скважина представлена глухой колонной с внутренним диаметром 354 мм; обсадная труба коррозионная с наростами на стенах, в самой скважине присутствуют посторонние предметы (доски). Скважина № заварена металлической крышкой, оголовок также заварен. По данным гидрогеологического обследования ствол скважины ниже 68.2 м завален, обсадная колонна коррозионная с наростами на стенах. Скважина № расположена в кирпичном павильоне, оголовок заварен. При гидрогеологическом обследовании отмечается сильная коррозийность.

У ЗАО «Малино» лицензия на право пользования отсутствует. Эпидемиологическое заключение о соответствии источника хозяйственно-питьевого снабжения эксплуатируемой артезианской скважиной санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам отсутствует. Проекты ЗСО источников питьевого водоснабжения с.Березнецово, д.Хонятино и д.Девяткино в составе 3-х поясов не разработаны.

Таким образом, Территориальным отделом УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском районах, как органом, в прямую компетенцию которого входит выявление нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах в деятельности юридических лиц, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ЗАО «Малино» в настоящее время в ходе своей деятельности осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами, а также в отсутствие проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для указанных скважин.

В связи с выявлением вышеуказанных нарушений норм действующего законодательства Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - исполнительного директора ЗАО «Малино» ФИО6 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ (л.д.37-38). Кроме того, генеральному директору ЗАО «Малино» прокурором внесено представление с требованием устранения вышеуказанных правонарушений (л.д.40-42).

Должностными лицами ЗАО «Малино» вина в совершении указанных правонарушений признана (л.д.36, 39).

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В этой связи исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Одновременно с этим необходимо отметить, что в виду того, что до настоящего времени ЗАО «Малино» не получило лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианской скважины, а также не разработало проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для данных скважин и не получило положительные санитарно-эпидемиологические заключения на данные проекты, суд полагает объективно верным ограничить срок возлагаемого обязательства до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> удовлетворить:

Возложить обязанность на ЗАО «Малино», расположенное по адресу: <адрес>, привести свою деятельность в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах, а именно:

- получить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин;

- разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для трех артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> решения и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя на указанные проекты.

Возложить обязанность на ЗАО «Малино», расположенное по адресу: <адрес>, разработать проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для трех артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> решения и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя на указанные проекты в соответствии с действующим законодательством в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ЗАО «Малино», расположенного по адресу: <адрес> (№) государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении 10 дней.

Федеральный судья: Ильина О.И.