решение от 10.03.11г по заявлению Шувалова по делу №2-381/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011г.

Ступинский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Грачевой Н.Н.

При секретаре Австриевских А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/11 по заявлению Шувалова ФИО11 о признании решения ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> не обоснованным, возложении обязанности по производству кадастрового учета земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Шувалов Н.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать решение ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> не обоснованным, возложении обязанности по производству кадастрового учета земельного участка, ссылаясь на то, что, на основании судебных постановлений Ступинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № и от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №/по его искам к органу местного самоуправления, установлены местоположение границ земельного участка и признано право собственности на земельный участок, однако ему отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка

На основании указанных решений Шуваловым Н.В. был изготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ отвечающий требованиям законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> приняла решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, основывая свой отказ тем, что решение суда с установленным видом разрешенного использования, адресом объекта недвижимости и местоположением границ земельного участка, не является документом, на основании которого может быть произведен кадастровый учет.

С этим решением ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес>, заявитель не согласен, поскольку он считает, что все необходимые данные, позволяющие достоверно установить вид разрешенного использования, категорию земель, адрес объекта, местоположение границ земельного участка содержаться в межевом плане в полном объеме, установлены судебными постановлениями действующими на всей территории Российской Федерации, а сам межевой план соответствует требованиям Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, законодательству РФ.

Кроме того, обжалуемое решение нарушает его права как собственника создает препятствия к осуществлению его прав установленных названными судебными постановлениями, вступившими в законную силу.

Шувалов Н.В. просит суд:

- признать, решение ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным;

- обязать ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> произвести кадастровый учет объекта недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированным за №, направив прилагаемый план в адрес ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес>; просит привести решение суда к немедленному исполнению.

ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> в лице представителя по доверенности- Плинер С.В. возражает против заявления, пояснив, что Шувалов Н.В. должен, в соответствии со ст.ст. 38,39 закона «О государственном кадастре» заказать на вновь образованный участок кадастровый план территории, определить категорию и вид разрешенного использования, обратиться к кадастровому инженеру для составления плана и т.д.

ИП «Потехин О.С.» в лице представителя по доверенности- Потехиной И.В. поддерживает заявление Шувалова Н.В., пояснив, что есть публичная кадастровая карта, кадастровый план территории, соседний участок стоит на кадастровом учете, наложений нет, участок Шувалова Н.В. попадает в кадастровый план территории.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы гражданского дела №, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 245 ГПК РФ:

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

согласно ст. 254ГПК РФ:

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255ГПК РФ:

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"):

По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В судебном заседании установлено, что Определением Ступинского городского народного суда по делу гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ за истицей Огневой В.Н. и наследодателем истца Шувалова Н.В., Щеголевым Н.С. признано право собственности на доли домовладения расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>.

Решением Ступинского городского суда по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ за Шуваловым Н.В. признано право собственности на строения, расположенные по адресу: <адрес>.

Определением Ступинского городского суда по гражданскому делу № от ДД.ММ.ГГГГ установлено местоположение границ земельных участков истцов Огневой В.Н. и Шувалова Н.В. расположенных по адресу: <адрес>.Решением мирового судьи № судебного участка Ступинского судебного района по гражданском) делу № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО12 признано право собственности на строение, которое расположено на земельном участке по адресу: <адрес>, данный участок с кадастровым №.

Решением Ступинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в частности, постановлено:

«Признать за Шуваловым ФИО13, ДД.ММ.ГГГГг.р., место рождения <адрес>, право собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.»

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, в частности, следующие необходимые для кадастрового учета документы:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины;

2) межевой план, а также копии документов, подтверждающих разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). До утверждения формы межевого плана и требований к его оформлению в качестве межевого плана принимается описание земельных участков, оформленное в соответствии с требованиями к оформлению документов о межевании. Особенности оформления описания разъяснены Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 04.03.2008 N ВК/0878;

3) копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя) (п. 5 ч. 1 ст. 22 Закона);

4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности, право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок (если сведения о зарегистрированном праве данного заявителя на такой земельный участок в государственном кадастре недвижимости не содержатся, при учете изменений объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятия с учета такого объекта недвижимости) (ч. 3 ст. 20, п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона).

Вместе с тем проект границ не требуется для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Права заявителя, нарушенные принятием решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, могут быть восстановлены путем обращения им в судебные органы при наличии для этого необходимых оснований.

В соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Кроме того (п. 6 указанной статьи ЗК РФ), образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами;

Согласно ст.40, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости":

1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи, случая.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

В соответствии с письмом Роснедвижимости от 04.03.2008 N ВК/0878 до вступления в силу Приказа Минюста России "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке" в состав описания земельных участков включаются подлинники актов согласования границ земельного участка, извещений (вызовов) лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, а также возражений о согласовании местоположения границ земельного участка, не отраженных в акте согласования (при наличии таких возражений).

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с указанием на один или несколько пунктов данной статьи, содержащих основания для отказа, и указания на допущенные нарушения.

Если причиной отказа стало несоответствие по форме или содержанию заявления или прилагающихся документов, то в решении об отказе должны быть указаны рекомендации о доработке представленных документов. для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет ему было предложено представить заявку, правоустанавливающий документ на земельный участок, документы о межевании земельного участка, соответствующие требованиям инструкции по межеванию земель от 08.04.1996 г. и приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 г. N П-237 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет"; акт органа власти, местного самоуправления служит основанием для государственной регистрации, если на момент регистрации нет сведений о его отмене или признании незаконным. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 утверждены "Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный учет". Пунктом 3 указанных Требований установлено, что документы о межевании, представленные для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформляются в виде описания земельных участков. Пунктом 11 Требований предусмотрено, что описание земельных участков состоит из титульного листа, чертежа земельных участков, описания границ, сведений о земельном участке и приложения.

Письмом Роснедвижимость от 30.05.2008 N ВК/2370 "О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета", разъясняется, что решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ от 24.07.2001 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществлять государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке либо путем приостановления кадастрового учета на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000г №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»:

1. В случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

3. В проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если:

с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;

площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;

содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

4. Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в пятидневный срок направляется заявителям в письменной форме с указанием причин такого отказа.

5. Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. При этом в соответствии со ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Из материалов дела следует, что Шуваловым Н.В. был представлен межевой план земельного участка и акт согласования границ, спорный земельный участок прилегает к земельному участку, который был выделен л.д.№, дело №), для строительства жилого дома, его размер соответствует установленным предельным размерам земельного участка. Местоположение и границы земельного участка также установлены, разрешенное использование не изменилось- для индивидуального строительства, ранее земельный участок выделялся из земель населенных пунктов, решением Ступинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за Шуваловым Н.В. признано право собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Адрес участка соответствует адресу дома, принадлежащего заявителю, расположенного на указанном земельном участке, дополнительных сведений об адресе участка, по мнению суда, не требуется.

Согласно ст.13ГПК РФ:

2. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Суд, рассмотрев оспариваемое решение, содержащиеся в нем замечания, квалифицирует их как малозначительные, не влияющими на возможность осуществления кадастрового учета В силу положений ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости", решение об отказе должно быть мотивировано по каждому земельному участку, подлежащему кадастровому учету, содержать причину отказа с указанием нарушений, препятствующих государственному кадастровому учету земельного участка.

Таких препятствий в данном случае суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.195,198, 254,255 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, необоснованным.

Обязать ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о вновь образованном земельном участке площадью № кв.м., принадлежащем Шувалову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГг.р., место рождения <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным за №.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Ступинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной(мотивированной) форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: