Дело № 2-1188/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Ступино Московской области 25 апреля 2011 года Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Фоминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барышникова ФИО6, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Барышниковой ФИО7, к Министерству имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Барышников А.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Барышниковой П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 26,9 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, по ? доле за каждым. Обосновывая свои требования, истец указывают, что с января 1994 года он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>. С февраля 1995 года в указанной квартире зарегистрирована его дочь Барышникова П.А. В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №п жилому дому присвоен статус общежития с момента ввода дома в эксплуатацию. В январе 2011 года он обратился с заявлением в администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области по вопросу приватизации занимаемой им квартиры. Ему был направлен ответ о том, что жилой дом не является муниципальной собственностью городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области. От Министерства имущественных отношений Московской области получен ответ, из которого следует, что жилой дом значится в числе объектов недвижимости, не вошедших в уставный капитал ОАО «ЖЗПМ», и составляет казну Московской области. Ранее жилой дом находился во владении и пользовании ОАО «Жилёвский завод пластмасс». В судебном заседании истец Барышников А.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Барышниковой П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства и просил удовлетворить исковые требования в полном объёме. Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным истцом требованиям суду не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Представитель ответчика – администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области – Гордеев Д.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал и возражал против их удовлетворения, обосновав свою позицию тем, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира, не передан в муниципальную собственность городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес> и не является муниципальной собственностью. Представитель третьего лица – ОАО «Жилёвский завод пластмасс» в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства указанное третье лицо было извещено надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, своих возражений по заявленным истцом требованиям суду не представило, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд, выслушав объяснения и доводы истца, объяснения и доводы представителя ответчика, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, нашёл исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Как следует из ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных и муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также Приложением № 3 объекты государственной собственности (жилищный фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении городских, районных Советов народных депутатов, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 года N 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам» указано, что согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года с последующими изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Барышников А.И. и его несовершеннолетняя дочь Барышникова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л. д. <данные изъяты>). Жилое помещение – <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес> (до переадресации – <адрес>, корпус № по <адрес> в <адрес>), была предоставлена Барышникову А.И. как общежитие Жилёвским заводом пластмасс ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты> Несовершеннолетняя Барышникова П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью истца Барышникова А.И., что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>). В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры) и кадастровым паспортом помещения, составленными Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – <адрес> общей площадью 26,9 кв. м. и жилой площадью 13,0 кв. м. находится на 3 этаже жилого <адрес> в <адрес>. Жилое помещение не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству и перепланировке (л. д. <данные изъяты> Ранее право на бесплатную приватизацию жилого помещения истцы не использовали, как следует из справки, представленной администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области (л. д. <данные изъяты> Из ответа заместителя министра Министерства имущественных отношений Московской области на обращение Барышникова А.И. следует, что в соответствии с планом приватизации Жилёвского завода пластмасс, утверждённым Комитетом по управлению имуществом Московской области ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес> не вошёл в уставный капитал ОАО «Жилёвский завод пластмасс», находится в собственности Московской области и подлежит передаче в муниципальную собственность городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области (л. д<данные изъяты>). Согласно ответа администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес> на обращение Барышникова А.И. жилой <адрес> в <адрес> находится на территории городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес>, но в перечне муниципального имущества, переданного в собственность городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес> в соответствии с Законом Московской области № 129/2008-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Ступинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Ступино», не значится (л. д. <данные изъяты> Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени не решён вопрос о передаче в муниципальную собственность указанного жилого дома. Истцы не могут реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, и никаких законных оснований для отказа им в этом не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Барышникова ФИО8, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Барышниковой ФИО9, к Министерству имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Барышниковым ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем д. <адрес>, и Барышниковой ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право общей долевой собственности в порядке приватизации, в равных долях, по ? доли за каждым, на жилое помещение – <адрес> общей площадью 26,9 кв. м. и жилой площадью 13,0 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение 10 дней. Федеральный судья Е.В. Есин