решение по делу №2-756/11 по иску Никулиной Н.В. к ГУ УПФ №25 по г.Москве и МО



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года

Ступинский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Гарцевой Н.В.,

при секретаре Бородович А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулиной ФИО7 к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ №25 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ №25 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначить досрочную пенсию.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда № 25 по г. Москве и МО с заявлением со всеми необходимыми документами о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 1 пп.20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» как лицо, осуществлявшее деятельность по охране здоровья населения в течение 30 лет.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по назначению пенсий при Управлении Пенсионного фонда № 25 по г. Москве и МО отказала ей в назначении пенсии за выслугу лет, мотивируя это тем, что она не выработала необходимого стажа – 30 лет.

Вышеуказанным государственным учреждением было принято к зачету только 07 лет 02 месяца 17 дней ее деятельности по охране здоровья населения.

УПФ (по Варианту 2) не приняло к зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 мес.) периоды ее работы:

в должности палатной медсестры в родовом (родильном ) отделении стационара в Ступинской центральной городской клинической больнице:

с 01.01.2005 г. по 31.10.2006 г. – в календарном исчислении: 01 год 10 мес. 00 дней (в льготном исчислении: 02 года 09 мес. 00 дней);

в должности палатной медсестры в родовом (родильном ) отделении стационара в Ступинской центральной районной клинической больнице:

с 01.11.2006 г. по 28.09.2010 г. – в календарном исчислении: 03 года 10 мес. 28 дней (в льготном исчислении: 05 лет 10 мес. 12 дней).

Таким образом, ее медицинский стаж сократился на 02 года 10 мес. 14 дней.

Мотивом отказа послужило то, что по мнению УПФ «Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» предусмотрена должность операционной медицинской сестры.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 в полном объеме поддержали заявленные требования.

Представитель ГУ-УПФ РФ №25 по г. Москве и Московской области- ФИО4 иск не признала.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд пришел к следующему выводу.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по назначению пенсий при Управлении Пенсионного фонда № 25 по г. Москве и МО отказала истцу в назначении пенсии за выслугу лет, мотивируя это тем, что она не выработала необходимого стажа – 30 лет.

Вышеуказанным государственным учреждением было принято к зачету только 07 лет 02 месяца 17 дней ее деятельности по охране здоровья населения.

УПФ (по Варианту 2) не приняло к зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 мес.) периоды работы истца :

в должности палатной медсестры в родовом (родильном ) отделении стационара в Ступинской центральной городской клинической больнице:

с 01.01.2005 г. по 31.10.2006 г. – в календарном исчислении: 01 год 10 мес. 00 дней (в льготном исчислении: 02 года 09 мес. 00 дней);

в должности палатной медсестры в родовом (родильном ) отделении стационара в Ступинской центральной районной клинической больнице:

с 01.11.2006 г. по 28.09.2010 г. – в календарном исчислении: 03 года 10 мес. 28 дней (в льготном исчислении: 05 лет 10 мес. 12 дней).

Таким образом, медицинский стаж сократился на 02 года 10 мес. 14 дней.

Мотивом отказа послужило то, что по мнению УПФ «Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» предусмотрена должность операционной медицинской сестры.

С мнением УПФ нельзя согласится по следующим основаниям:

Данные утверждения УПФ, отраженные в «Решении об отказе…» являются надуманными:

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 был утвержден «Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев».

Указанный перечень включает наименование «Родильное (родовое) отделение…», а также должность «операционная медицинская сестра».

В пункте 3.3.5.1. Приказа Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 года «Об утверждении Положения об оплате работников здравоохранения» определен «Список…», перечислены отделения (палаты) хирургического профиля, где указано, что к таковым относится и «Родильное (родовое) отделение» стационара.

В указанные периоды моей работы я регулярно принимала участие вместе с врачом в проведении операций.

Льготный порядок исчисления стажа (1 год за 1 г. 6 мес.) для работников соответствующих отделений связан не с наименованием отделения или должности, а с тяжелыми физическими и психологическими нагрузками, которые переживают медработники, принимающие участие в хирургических операциях. Данный факт является общеизвестным и доказыванию не подлежит.

То обстоятельство что истец регулярно принимала участие в проведении хирургических операциях, переносила те же нагрузки что и другие работники отделений хирургического профиля, также должен был быть учтен УПФ при определении ее права на пенсию.

Истец не являюсь специалистом в области кадровой политики, записи в свою трудовую книжку не вносила, следовательно, неблагоприятные последствия, связанные с неправильным оформлением трудовой книжки работниками отдела кадров не могут ухудшать ее положение в части включения периода работы в ее специальный и общий трудовой стаж и страховой стаж, влияющий на определение моего права на пенсионное обеспечение и размер такового обеспечения.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 установлено, что «При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина……Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение…».

Однако УПФ не предприняло никаких действий для того, чтобы установить рабочее место истца на основании свидетельских показаний.

Кроме этого, в соответствии с этим же Постановлением: «При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются ….справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами …..».

Администрация СЦРКБ выдала истцу справку в подтверждение того, что она регулярно в спорные периоды времени принимала участие в операциях, то есть фактически являлась операционной медсестрой.

Таким образом, Комиссия при УПФ усомнилась в характере выполнявшейся деятельности истца, рассчитав указанные периоды не в льготном, а в календарном исчислении и самостоятельно, не имея на то соответствующих полномочий, установила для нее характер выполняемых работ в вышеуказанные периоды.

Согласно п.12 «Правил…», утверждённых совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ №17 и №19пб от 27.02.2002 года, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, Пенсионный фонд РФ может: дать оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в её установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Таким образом, УПФ не обладает обязанностью или хотя бы правом устанавливать или проводить переоценку характера выполняемой деятельности медицинскими работниками учреждений здравоохранения.

УПФ (по Варианту 2) не приняло к зачету в специальный стаж ни в календарном и не в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 мес.) периоды работы:

в должности медсестры по уходу за новорожденными в акушерском отделении СТМО:

с 05.09.1991 г. по 31.12.1997 г. – в календарном исчислении: 06 лет 03 мес. 27 дней (в льготном исчислении: 09 лет 05 мес. 25 дней),

в должности медсестры по уходу за новорожденными в акушерском отделении стационара СТМО:

с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г.в календарном исчислении: 01 год 10 мес. 00 дней (в льготном исчислении: 02 года 09 мес. 00 дней),

с 01.11.1999 г. по 23.05.2000 г.в календарном исчислении: 00 лет 06 мес. 23 дня (в льготном исчислении: 00 лет 10 мес. 04 дня),

в должности медсестры по уходу за новорожденными в родовом (родильном) отделении стационара в Ступинской ЦГБ:

с 24.05.2000 г. по 11.11.2002 г.в календарном исчислении: 02 года 05 мес. 19 дней (в льготном исчислении: 03 года 08 мес. 13 дней),

с 12.11.2002 г. по 28.05.2003 г. – в календарном исчислении: 00 лет 06 мес. 17 дней (в льготном исчислении: 00 лет 09 мес. 25 дней),

в должности медсестры по уходу за новорожденными в родовом (родильном) отделении стационара в Ступинской ЦГКБ:

с 29.05.2003 г. по 31.12.2004 г. – в календарном исчислении: 01 год 07 мес. 03 дня (в льготном исчислении: 02года 04 мес. 19 дней).

Мотивом к тому, что данные периоды времени не приняты к зачету в календарном, исчислении послужило то, что к вышеуказанному постановлению применялась Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава № 395 от 03.11.1999 г., в которой Территориальные медицинские объединения не предусмотрены. Согласно Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 14.05.2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях», включаются периоды работы в структурных подразделениях, наименования которых соответствуют наименованиям учреждениям, указанных в Списке должностей и учреждений. ТМО не предусмотрено.

А так же медсестра по уходу за новорожденными не предусмотрена льготным списком.

С мнением УПФ нельзя согласится по следующим основаниям:

Согласно Письму от 13 ноября 1997 года №2510/8568-97-32 Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.

Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.

Родовые (родильные) отделения предусматриваются в учреждениях охраны детства и материнства (родильных домах и т.д.), которые так же как и акушерские отделения этих учреждений, относятся к отделениях хирургического профиля. («Списки…», утвержденные постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, Приказом Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 года, Письмом Минздрава РФ от 13.11.1997 года №2510/8568-97-32 и другими нормативные актами), при этом следует отметить, что только работодатель имеет право и обязанность одновременно устанавливать характер и режим работы своих подразделений, в том числе каждого работника в отдельности.

Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 г. установлено: «В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций)». Данное постановление не ограничивает включение в стаж по выслуге лет периоды работы в должностях медицинского персонала в территориально-медицинских объединениях.

В соответствии с Положением о территориальном медицинском объединении, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от 23.11.1993 г. № 273 раздел 1 п.п. 1.1. Территориальное медицинское объединение (далее - ТМО) - комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах.

Кроме того, УПФ указывает, что к Постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. применялась номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Министерства Здравоохранения № 395 от 03.11.1999 г., в котором ТМО не предусмотрено. Данное утверждение не верно.

Согласно вышеуказанной номенклатуре в разделе 1 «Лечебно-профилактические учреждения» п.п.1.2.3. указано-территориальное медицинское объединение.

В приложении к Номенклатуре в п. 8 указано, что Территориальным медицинским объединением (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.

Вышеуказанный п.п.1.2.3. был исключен только Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 № 73 «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру учреждений здравоохранения». Однако в этом приказе указано, что лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО) (п.8). Данная Номенклатура действовала до издания Приказа Минздрава РФ от 03.06.2003 г. № 229 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».

Пунктом 6 «Правил исчисления периодов...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 установлено, что:

« В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке…в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений…»

Ныне действующим Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №38 от 14 мая 2001 года «О порядке включения в выслугу, дающую права на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских объединениях»: «Установить, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.

Головной организацией ТМО являлась районная больница, которая предусмотрена в Номенклатуре учреждений… А Санитарно-эпидемиологическая станция это одно из подразделений больницы. Поэтому довод УПФ о том, что ТМО номенклатурой учреждений здравоохранения не предусмотрено, не состоятелен.

Таким образом, на момент обращения с заявлением в УПФ, специальный стаж истца составил 30 лет 00 мес. 27 дней, что достаточно для назначения пенсии по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Подлежат частичному удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, на основании представленных квитанций.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным Решение Управления ГУ - Главного Управления ПФР №25 по г. Москве и МО, утвержденного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление ГУ - Главного Управления ПФР №25 по г. Москве и МО включить в специальный стаж Никулиной ФИО8 в льготном исчислении (1 год. работы за 1 год и 6 мес.) периоды работы:

в должности медсестры по уходу за новорожденными в акушерском отделении СТМО:

с 05.09.1991 г. по 31.12.1997 г.,

в должности медсестры по уходу за новорожденными в акушерском отделении стационара СТМО:

с 01.01.1998 г. по 31.10.1999 г.,

с 01.11.1999 г. по 23.05.2000 г.,

в должности медсестры по уходу за новорожденными в родовом (родильном) отделении стационара в Ступинской ЦГБ:

с 24.05.2000 г. по 11.11.2002 г.,

с 12.11.2002 г. по 28.05.2003 г.,

в должности медсестры по уходу за новорожденными в родовом (родильном) отделении стационара в Ступинской ЦГКБ:

с 29.05.2003 г. по 31.12.2004 г.,

в должности палатной медсестры в родовом (родильном ) отделении стационара в Ступинской центральной городской клинической больнице:

с 01.01.2005 г. по 31.10.2006 г.;

в должности палатной медсестры в родовом (родильном ) отделении стационара в Ступинской центральной районной клинической больнице:

с 01.11.2006 г. по 28.09.2010 г..

3. Обязать Управление ГУ - Главного Управления ПФР №25 по г. Москве и МО назначить Никулиной ФИО9 досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ГУ УПФ ПФ № 25 по г. Москве и Московской области в пользу Никулиной ФИО10 судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Мособлсуд в течении 10 дней через Ступинский городской суд Московской области.

Судья: Н.В. ГАРЦЕВА