решение от 15.09.11г по иску Бадай к Администрации по делу №2-1910/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2011г.

Ступинский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Грачевой Н.Н.

При секретаре Ефремовой И.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1910/11 по иску Бадай ФИО9 к Администрации Ступинского муниципального района, Администрации городского поселения Ступино о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения по договору социального найма, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к Администрации Ступинского муниципального района, Администрации городского поселения Ступино( привлечена судом в качестве соответчика) о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения по договору социального найма, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., ссылаясь на то, в течение лет проживала в многоквартирном жилом доме барачного типа, расположенном по адресу: <адрес>. Общая площадь квартиры кв. м., данное жилое помещение не приватизировано.

Домрасположен в полосе отвода железной дороги и принадлежал Московско- Павелецкой железной дороге. Граждане, проживающие в указанном доме, неоднократно обращались с жалобами на неудовлетворительное состояние жилого фонда и просьбой о предоставлении благоустроенного жилья, в администрацию Ступинского района, Московской области. В связи с этим администрацией района ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилищных условий граждан. В ходе обследования установлено, что здание находится в аварийном состоянии, требует капитального ремонта и не пригодно для проживания граждан, о чём были уведомлены представители Московско-Павелецкой железной дороги.Однако никаких мер по улучшению жилищных условий, проживающих в аварийном доме граждан, принято не было.

ДД.ММ.ГГГГ арбитражным судом <адрес> было принято решение по иску <данные изъяты> к администрации Ступинского района Московской области о признании незаконным бездействия и обязанности принять в муниципальную собственность объекты социальной сферы, в том числе <адрес>.

Во исполнение решения Арбитражного суда данный жилой дом (согласно справки комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района) был принят в муниципальную собственность Ступинского муниципального района.

Право собственности на указанное имущество возникло у вновь образованного в составе Ступинского муниципального района городского поселения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ

Лишь после получения запроса Ступинской городской прокуратуры, ДД.ММ.ГГГГ главой городского поселения Ступино изданы постановления «Об утверждении состава межведомственной комиссии городского поселения Ступино Ступинского муниципального района по рассмотрению вопросов о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным» и «Об утверждении Положения «О порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»., ДД.ММ.ГГГГ данный дом, специально созданной межведомственной комиссией признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ в доме № по <адрес> произошёл пожар.

На протяжении ДД.ММ.ГГГГ г. Бадай В.Д., в нарушение всех установленных норм, проживала в доме, не пригодном для проживания граждан, что подтверждается перечисленными выше фактами. Бездействие администрации Ступинского муниципального района, непринятие своевременных конкретных и действенных мер для переселения из указанного дома, нарушило права и законные интересы Бадай В.Д., истцу причинён моральный вред, выраженный в нравственных страданиях, связанных с длительным проживанием в жилом помещении, где стоит запах сырости, имеющем неприглядный внешний вид и ненадежные конструкции, то есть, фактически опасном для жизни и здоровья проживающих в нём граждан.

Сославшись на отсутствие в муниципальном жилищном фонде жилого помещения, необходимого для предоставления Бадай В.Д. по договору социального найма, общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации Ступинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ приняла решение предоставить Бадай В.Д. жилое помещение маневренного фонда в коммунальной квартире общей площадью кв.м., жилой- кв.м.кв.м. в доме-новостройке по адресу: <адрес>. От указанного жилого помещения Бадай В.Д. отказалась. У истца имеются веские причины опасаться по халатности чиновников закончить свои дни в коммунальной квартире. Её возраст и здоровье не позволяют ей проживать с соседями.

Истец уверена в том, что у администрации Ступинского муниципального района в муниципальном жилищном фонде имеется необходимое ей изолированное жилое помещение. Также истец располагает сведениями о том, что при строительстве завода <данные изъяты> расположенном в непосредственной близости от её дома, инвесторами в муниципальный бюджет <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году были перечислены денежные средства, необходимые для переселения граждан из производственной зоны. На неоднократные обращения Бадай В.Д. в администрацию Ступинского муниципального района <адрес> о предоставлении ей однокомнатной квартиры, администрация отвечала отказом. В результате Бадай В.Д. в течение 2-х лет не имеет постоянного места жительства.

Истец просит суд:

Обязать ответчиков предоставить Бадай ФИО10 вне очереди однокомнатную квартиру в черте <адрес>, по договору социального найма.

Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>., причиненного длительным бездействием администрации Ступинского муниципального района, непринятием действенных мер для переселения ее из аварийного дома.

Администрация Ступинского муниципального района <адрес> в лице представителя по доверенности- Асоновой М.Н. возражает против иска, пояснив, что жилье передано администрации городского поселения Ступино, дом находился на территории городского поселения Ступино, они должны быть ответчиками по делу. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ дом признан непригодным для проживания, Бадай В.Д. было предложено жилое помещение из маневренного жилого фонда в соответствии со ст.95 ЖК РФ, она отказалась, исходя из того, что истица признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поставлена на очередь первоочередников, ей предлагалось временное жилое помещение для проживания, а поэтому следует отказать в иске, поскольку право истицы ответчиками не нарушено, против удовлетворения требования о компенсации морального вреда возражает.

Администрация городского поселения Ступино Ступинского муниципального района в лице представителя по доверенности- Малаховой Л.А. возражает против иска, пояснив, что в 2009г. весь жилищный фонд передан в городскую администрацию, в ДД.ММ.ГГГГ. и в ДД.ММ.ГГГГ. истица обращалась по вопросу предоставления ей жилого помещения, есть ли сейчас свободное жилье, не может сказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 57 ЖК РФ:

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 59 ЖК РФ:

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Таким образом, в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В судебном заседании установлено, что на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску <данные изъяты> к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании принять в муниципальную собственность объекты социальной сферы, администрация <адрес> обязана принять в муниципальную собственность жилые дома, ДД.ММ.ГГГГ главой Ступинского муниципального района издано постановление п, в соответствии с п.1.1. которого комитету по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района предписано принять от Московско-Павелецкой дистанции гражданских сооружений Московско-курского отделения Московской железной дороги - филиала <данные изъяты> жилищный фонд социального назначения.

В соответствии со ст.2 Закона Московской области от 19.09.2008г. №129/2008-ОЗ « О разграничении муниципального имущества между Ступинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Ступино», муниципальное имущество Ступинского муниципального района Московской области, в том числе жилые дома, расположенные в границах городского поселения Ступино и принятые в муниципальную собственность Ступинского муниципального района в соответствии с решением арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу , переданы городскому поселению Ступино, право собственности городского поселения Ступино на указанное имущество возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.2 ЖК РФ:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

Как установлено в судебном заседании, Бадай В.Д. проживала в <адрес>, общей площадью кв.м., жилье не приватизировано, ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар.

Согласно акту обследования ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), жилой дом № <адрес> признан межведомственной комиссией непригодным для проживания.

В связи с утратой жилья в результате пожара, Бадай В.Д. Постановлением администрации Ступинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ п( л.д.) была принята на учет в целях внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ступинского муниципального района постановлено предоставить Бадай В.Д. из маневренного жилищного фонда комнату в коммунальной квартире, то есть, не по договору социального найма, а временное жилое помещение на неопределенный срок.

В то же время, истице не отказано в предоставлении отдельного жилого помещения( л.д.).

В материалах дела имеется справка по итогам проверки жилищных условий граждан, проживающих в жилом фонде Московско-Павелецкой дороги НОД-5 (л.д.), по результатам проверки предложено рекомендовать Ступинскому центру госанэпиднадзора произвести совместно с Ожерельевским центром проверку санитарных условий проживания граждан и о результатах информировать администрации района и Московско-Павелецкой железной дороги НОД-5, а также провести совещание по выработке мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в указанном жилом фонде.

Заместитель главы администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ(л.д.) сообщал в Приемную Президента РФ о том, что в администрацию района неоднократно обращались граждане, проживающие в домах .., расположенных по адресу: <адрес>, с жалобами на неудовлетворительное состояние жилого фонда и с просьбой о предоставлении благоустроенного жилья.

Указанные дома 50-х годов постройки, расположены в полосе отвода железной дороги и принадлежат Московско-Павелецкой железной дороге. Тарритория застройки заболочена, что создает переувлажненность помещений, способствует распространению насекомых, порождает заплесневелость и поражение строения гнилостным грибком. Все здания требуют больших капитальных вложений на ремонт кровли, фундамента, стен, замену полов и пристроенных помещений.

В домах проживают семей работающих, пенсионеров и родственников ранее работавших на железной дороге, население не обеспечено надежным и качественным водоснабжением, в частности, жители дома № пользуются водой негарантированного качества из шахтного колодца, бытовые отходы сбрасываются на стихийные свалки, каниализирование домов отсутствует, все жилые помещения отапливаются печами, которые также находятся в аварийном состоянии, что может привести к загоранию, электропроводка выполнена с грубейшими нарушениями эксплуатационных требований.

В связи с резким сокращением финансирования строительства жилья, большой очередностью граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, значительному наличию ветхого жилого фонда, администрация района за счет своих средств не имеет возможности обеспечить жителей указанных домов благоустроенной жилой площадью.

Из ответа Первого заместителя главы администрации городского поселения Ступино депутату областной Думы ФИО11.(л.д.) от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что до настоящего времени в муниципальном жилищном фонде квартиры, необходимой для предоставления Бадай В.Д. по договору социального найма, нет, однако вопрос предоставления Бадай ВА.Д. жилого помещения по договору социального найма «взят под контроль администрацией городского поселения Ступино и при наличии соответствующего жилого помещения в муниципальном жилищном фонде, будет рассмотрен.»

Комитет по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района в ответе на обращения Бадай В.Д.(л.д.) сообщил, что жилой дом был принят в муниципальную собственность Ступинского муниципального района в неудовлетворительном техническом состоянии, при этом средств на капитальный ремонт и расселение указанного жилого фонда муниципальному образованию предоставлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора сообщил в администрацию района и гражданам, проживающим в по <адрес> о том, что в домах №№ в подполье стоит вода, дом находится в аварийном состоянии.

Как видно из материалов дела, Бадай В.Д. проживала на жилой площади кв.м. с печным отоплением, по адресу: <адрес>( муниципальная), вместе с ней в указанной квартире никто зарегистрирован не был.

Таким образом, еще в ДД.ММ.ГГГГ г. было фактически установлено, что в <адрес>, проживать нельзя, здание находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, однако на очередь по улучшению жилищных условий Бадай В.Д. не была поставлена, а должна была быть поставлена на очередь, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени вопрос с предоставлением ей жилья, не решен.

ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар. ( л.д.)

С принятием Жилищного кодексакроме как очередное и внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма не предусмотрено.

В силу ст. 4 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Жилищный кодекс введен в действие с 01.03 2005 г.

Истица, утратив жилье в результате пожара, в соответствии с приведенными нормами ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, истица просит предоставить ей жилье именно во внеочередном порядке. С учетом вышеприведенных норм закона, право истицы на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося, от времени включения в список внеочередников и должно быть реализовано без указания какого-либо срока, т.е. сразу после возникновения соответствующего права, то есть, реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

При рассмотрении данного гражданского дела, суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 376-О-П по жалобе гражданина ФИО12. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимися, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, учитывая, что с 1995г. истица имела право на предоставление ей жилого помещения в связи с тем, что дом, в котором она проживала, находился в аварийном состоянии, то ее требование подпадает под действие п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Суд также учитывает, что истица находится в преклонном возрасте( дата рождения- ДД.ММ.ГГГГг.р.), другого жилого помещения не имеет, ранее занимала изолированную <адрес>, оплачивала за нее, что подтверждается копиями квитанций, представленными в деле, то обстоятельство, что она является собственником земельного участка в <данные изъяты> (л.д.) на котором построен летний дачный садовый домик(л.д.), «бытовка», который жилым домом не является, не является основанием для отказа в иске.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ:

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них), компенсация морального вреда за нарушение имущественных прав является исключением, из-за чего необходимо специальное указание закона на возможность применения указанной меры ответственности (например, ст. 15 Закона о защите прав потребителей).

Моральный вред является неимущественным - в отличие от материального вреда, состоящего из реального ущерба и упущенной выгоды (убытки). Считается, что физические страдания проявляются в виде любых неприятных физиологических или болезненных ощущений (например, тошноты, боли, зуда и т.п.). Нравственными страданиями являются любые негативные эмоции или чувства в форме переживаний, например, в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Каких-либо доказательств, подтверждающих причинение истице морального вреда действиями ( бездействиями ) администрации Ступинского муниципального района не представлено, кроме того, общественная комиссия по жилищным вопросам администрации Ступинского муниципального района принимала меры для решения вопроса о представлении жилого помещения истице(л.д.), предоставив ей жилое помещение из маневренного жилищного фонда комнату, от которой истица отказалась.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что иск в части предоставления жилого помещения истице подлежит удовлетворению, а в части компенсации морального вреда- удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес>, предоставить Бадай ФИО13 ДД.ММ.ГГГГг.р., место рождения <адрес>, вне очереди однокомнатную квартиру в черте <адрес>, по договору социального найма.

В иске к Администрации Ступинского муниципального района о представлении однокомнатной квартиры вне очереди и о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>.отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Ступинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                              Грачева Н.Н.

Решение в окончательной(мотивированной0 форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:                                               Грачева Н.Н.