решение от 16.12.11г по иску Шанина к Администрации СМР МО по делу № 2-2927/2011



Дело № 2-2927/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 16 декабря 2011 года.

Мотивированное решение составлено 20 декабря 2011 года.

г. Ступино Московской области                                       16 декабря 2011 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Фоминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шанина ФИО8 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании недействительным постановления администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и об обязании восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Шанин А.В. обратился в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать недействительным постановление администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -п о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно учётного дела .

Свои исковые требования Шанин А.В. обосновывает тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он в течение 15 лет 0 месяца и 16 дней в календарном исчислении или 26 лет 5 месяцев 12 дней в льготном исчислении проходил действительную военную службу в звании мичмана на подводных лодках с ядерными энергетическими установками. После увольнения в запас он прибыл на постоянное место жительства по адресу: <адрес>.

Согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 237-74 от 21.03.1989 года уволенные в 1989-1991 годах обеспечиваются жилплощадью, если проходили военную службу более 5 календарных лет, а уволенные после 1991 года проходившие военную службу не менее 20 календарных лет.

Поскольку он был уволен с военной службы в 1991 году, прослужил 15 лет 1 месяц и 16 дней в календарном исчислении, то был поставлен на очередь на получение жилплощади в Ступинском районе.

Администрация Ступинского муниципального района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -п на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ сняла его с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании учётного дела , в связи с тем, что им при постановке на очередь были представлены не соответствующие действительности сведения.

Постановление администрация Ступинского муниципального района постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он считает незаконным.

Истец Шанин А.В. в судебном заседании подтвердил изложенные им в исковом заявлении обстоятельства и просил удовлетворить исковые требования, пояснив о том, что военную службу он проходил по контракту в районах Крайнего Севера на Кольском полуострове. После увольнения с военной службы в запас он вернулся на постоянное место жительства и был зарегистрирован по месту жительства своей сестры по адресу: <адрес>. В 1991 году он был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди военнослужащих, уволенных в запас. На протяжении последних пяти лет он проживает в сторожке при церкви в д. <адрес>, поскольку по месту регистрации нет условий для проживания. Там проживает его сестра с детьми и другие члены её семьи.

Представитель ответчика - администрации Ступинского муниципального района Московской области - Серикова М.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении иска.

В письменном отзыве на исковое заявление, который приобщён к материалам дела (л. д. <данные изъяты> представитель ответчика указывает, что при рассмотрении учётного дела Шанина А.В. было выявлено, что общая продолжительность его службы составила менее 20 лет, что является основанием, препятствующим возникновению права на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета (л. д. <данные изъяты>).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист отдела по учёту и обеспечению граждан жилой площадью администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области Янкевская Т.П. пояснила, что Шанин А.В. был снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что находился на военной службе менее 20 лет и был уволен после 1991 года.

Суд, выслушав объяснения и доводы истца, объяснения и доводы представителя ответчика, допросив свидетеля, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Шанин А.В. был призван на действительную военную службу, и в январе 1979 года был зачислен на сверхсрочную службу, которую в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил в районах Крайнего Севера на подводных лодках с ядерными энергетическими установками (л. д. <данные изъяты>

На основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Шанин А.В. в звании мичмана уволен с действительной военной службы в запас по выслуге установленного срока службы в соответствии п. «а» ст. 46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооружённых Сил СССР», и ДД.ММ.ГГГГ принят на воинский учёт в Ступинском объединённом военном комиссариате.

Выслуга лет действительной военной службы Шанина А.В. в Вооружённых Силах СССР в календарном исчислении составила 15 лет 1 месяц 16 дней, в льготном исчислении - 26 лет 5 месяцев 12 дней, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением и справкой к удостоверению, выданными командиром войсковой части (л. д. <данные изъяты>

После увольнения с военной службы и прибытия к месту прежнего проживания Шанин А.В. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, где постоянно зарегистрированы и проживают его сестра Тененева Т.В. и члены её семьи, что подтверждается представленной выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>

В указанном жилом помещении истец Шанин А.В. зарегистрирован по настоящее время.

Жилой дом принадлежит на праве собственности Тененевой Т.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.      

Решением исполнительного комитета Ступинского городского Совета народных депутатов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ мичман запаса Шанин А.В. был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди военнослужащих, уволенных в запас, что подтверждается материалами учётного дела .

Постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Шанин А.В. снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений (л. д. <данные изъяты>

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ним членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 08.10.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 6 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно п. 9 указанных Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

В подпункте «е» п. 26 вышеприведённых Правил закреплено положение о снятии граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Основания снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 ЖК РФ.

Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт.

В связи с введением в действие ЖК РФ определён особый порядок нахождения на учёте нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ.

Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Статья 6 указанного Закона устанавливает следующий порядок нахождения на учёте граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений: граждане, принятые на учёт до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно вышеуказанным законодательным нормам, а также с учётом ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, продолжают сохранять право состоять на таком учёте.

В связи с тем, что на момент увольнения истца Шанина А.В. с военной службы, его выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 1 месяц 16 дней и в льготном исчислении - 26 лет 5 месяцев 12 дней, он имел право на постановку на учёт, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

В 1991 году Шанин А.В. был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди военнослужащих, уволенных в запас, в соответствии с действующими на тот период времени нормами, в установленном законом порядке, и до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

При таких обстоятельствах у ответчика не было оснований для снятия истца Шанина А.В. с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы представителя ответчика о том, что на момент постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он имел продолжительность военной службы менее 20 лет, что является основанием, препятствующим возникновению права на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, суд находит несостоятельными, как не соответствующими положениям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере жилищного законодательства.

Доводы ответчика о выявлении в представленных истцом документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений, не нашли своего подтверждения в представленных сторонами доказательствах.

Снятием истца Шанина А.В. с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий были нарушены его права, которые подлежат восстановлению путём удовлетворения заявленных исковых требований.      

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Шанина ФИО9 к администрации Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -п о снятии Шанина ФИО11 с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Возложить на администрацию Ступинского муниципального района Московской области обязанность восстановить Шанина ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно учётного дела .

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение 10 дней.

Федеральный судья                                                                            Е.В. Есин