Дело № 2-370/12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Ступино Московской области 19 января 2012 года Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Гаркиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоровой ФИО6 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Егорова Г.В. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Обосновывая свои исковые требования, Егорова Г.В. указывает, что она постоянно проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Кроме неё в доме никто не зарегистрирован и не проживает. Жилой дом с 1972 года находится на балансе ОАО СПК «Новая жизнь». В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объекты жилищного фонда являются муниципальной собственностью вне зависимости от балансовой принадлежности. Однако до настоящего времени занимаемое ею жилое помещение в муниципальную собственность не передано. В 2008 году она обратилась в ОАО СПК «Новая жизнь» с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. Ранее право на приватизацию жилых помещений она не использовала. Решением Совета директоров ОАО СПК «Новая жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ была одобрена сделка по отчуждению недвижимого имущества из состава жилищного фонда, принадлежащего обществу, путём приватизации. ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО СПК «Новая жизнь» был вынесен приказ о разрешении приватизации жилого фонда, принадлежащего ОАО СПК «Новая жизнь», передаче ей в порядке приватизации указанного жилого дома. В 2011 году она обратилась с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в администрацию муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области, однако в приватизации жилого дома ей было отказано на том основании, что процедура оформления передачи жилого дома в муниципальную собственность не завершена. Жилой дом построен в 1938 году, то есть задолго до образования ОАО СПК «Новая жизнь». Взаимоотношения между администрацией муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области и ОАО СПК «Новая жизнь» по поводу передачи жилого дома в муниципальную собственность не могут препятствовать в приватизации жилого помещения. Истица Егорова Г.В., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Представитель истицы Егоровой Г.В. - Белошапко С.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и просила удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика - администрации Ступинского муниципального района Московской области - Асонова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, и просила суд отказать в иске на том основании, что истица Егорова Г.В. с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации в администрацию Ступинского муниципального района Московской области не обращалась, и тем самым ею не соблюдён досудебный порядок. Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанное третье лицо было извещено надлежащим образом (л. д. <данные изъяты>), представило в суд письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л. д. <данные изъяты> Представитель третьего лица - ОАО СПК «Новая жизнь» в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанное третье лицо было извещено надлежащим образом (л. д. <данные изъяты>представило в суд письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, не возражает против иска Егоровой Г.В. о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации (л. д. <данные изъяты>. Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Исходя из ст. 7 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Как следует из ст. 2 Закона РФ № 1541-I от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В соответствии со ст. 8 Закона РФ № 1541-I от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона. Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года № 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 года № 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам» указано, что согласно ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 года с последующими изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23.12.1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ). Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Егорова Г.В. постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается копией лицевого счёта № на указанное жилое помещение, справкамиадминистрации муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>). Иные лица по указанному адресу не зарегистрированы и не проживают. Жилой дом по указанному адресу находится на балансе ОАО СПК «Новая жизнь» (л. д. <данные изъяты>). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом администрации Ступинского муниципального района <адрес>, в документах администрации Мещеринского сельского округа <адрес>, похозяйственной книге селения Сапроново, за 1991-1996 годы, значится хозяйство Егоровой Г.В. (глава семьи); хозяйство колхозное, лицевой счёт № (л. д. <данные изъяты>. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования «Сельское поселение Аксиньинское» Ступинского муниципального района <адрес>, следует, что в 2001 году на основании Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была произведена нумерация домовладений и наименования улиц. На территории <адрес> домовладению, в котором постоянно проживает Егорова Г.В., был присвоен почтовый адрес: <адрес> (л. д<данные изъяты> Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №.11, выданной администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес>, в соответствии с Реестром приватизированных жилых помещений Ступинского муниципального района <адрес> Егорова Г.В. за время проживания по адресу: <адрес> (с 2001 года - <адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время право на приватизацию жилых помещений не использовала (л. д. <данные изъяты> В соответствии с техническим паспортом жилого дома, составленным Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью 39,2 кв. м. и жилой площадью 24,6 кв. м. расположен по адресу: <адрес> <адрес>. Жилое помещение не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству или перепланировке (л. д. <данные изъяты> Факт не оформления права собственности и отсутствия государственной регистрации прав на жилое помещение не могут препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма и получения жилого помещения в собственность, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов. Истица Егорова Г.В. не может реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, и никаких законных оснований для отказа ей в этом не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Егоровой ФИО7 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Егоровой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилой дом общей площадью 39,2 кв. м. и жилой площадью 24,6 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья Е.В. Есин