Дело № 2-500/12 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 19 января 2012 года. Мотивированное решение составлено 23 января 2012 года. г. Ступино Московской области 19 января 2012 года Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., с участием прокурора Каменной Т.В., при секретаре Гаркиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чугуева Анатолия Юрьевича о признании незаконным отказа администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета, У С Т А Н О В И Л: Чугуев А.Ю. 27.12.2011 года обратился в Ступинский городской суд Московской области с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикета с 04.11.2011 года по 02.12.2011 года с 08 часов до 18 часов в количестве 2-х человек для цели привлечения внимания граждан к проведению выборов. Свои требования заявитель Чугуев А.Ю. обосновывает тем, что в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона РФ от 12.02.2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. 01.11.2011 года в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области им было направлено уведомление о проведении с 04.11.2011 года по 02.12.2011 года на территории муниципального образования - г. Ступино Московской области в рамках избирательной кампании пикетов с целью привлечения внимания граждан к проведению выборов. 02.11.2011 года из администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области им получен отказ в проведении пикетов в связи с тем, что поданное им уведомление о проведении публичного мероприятия противоречит ст. 48 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 40 Закона Московской области от 06.06.2011 года № 79-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы». В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в течение 3-х дней с момента получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган местного самоуправления должен довести до сведения организатора митинга обоснованное изменение места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия. В нарушение указанной норма закона администрация городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, отказывая в проведении пикетов, не предложила организатору нового места, времени и иных условий проведения публичного мероприятия. Заявитель Чугуев А.Ю. в судебном заседании подтвердил изложенные им в заявлении обстоятельства и доводы, просил удовлетворить заявленные требования, пояснив о том, что им как кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Ступинскому одномандатному избирательному округу № 22 от партии «Справедливая Россия» во вторник 01.11.2011 года в администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области было подано уведомление о проведении на территории г. Ступино Московской области публичного мероприятия в форме пикетов. 02.11.2011 года из администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области им получен отказ в проведении пикетов. Пикетирование в итоге проведено не было. Представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области - Гордеев Д.А., действующий на основании доверенности от 16.12.2011, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив о том, что указанная заявителем в уведомлении цель проведения публичного мероприятия - привлечение внимания граждан к проведению выборов противоречит ст. 48 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и ст. 40 Закона Московской области от 06.06.2011 года № 79-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы», так как предвыборная агитация не является привлечением внимания граждан к проведению выборов. Выслушав объяснения и доводы заявителя и представителя заинтересованного лица, проверив и исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национального, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статьёй 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст. 53 Федерального закона от 12.02.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ. В статье 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определены основные понятия форм публичного мероприятия. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использование транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведённом или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или изменённых в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Статьёй 7 вышеназванного Федерального закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трёх дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днём, - не позднее четырёх дней до дня его проведения. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регулируется Законом Московской области от 22.07.2005 года № 197/2005-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Московской области», в соответствии с котором требования к срокам подачи уведомления и его содержанию аналогичны требованиям, указанным в Федеральном законе от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В силу п. 1 ст. 8 указанного Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ст. 5 Закона Московской области от 22.07.2005 года № 197/2005-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Московской области», орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством РФ. В силу ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.11.2011 года организатором публичного мероприятия, кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Ступинскому одномандатному избирательному округу № 22 Чугуевым А.Ю., в администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования на территории г. Ступино Московской области (с указанием конкретных мест проведения данного публичного мероприятия) с участием 2 граждан с использованием палатки-тента с символикой партии «Справедливая Россия» в период с 04.11.2011 года по 02.12.2011 года (включительно), с 08 часов до 18 часов, с целью привлечения внимания граждан к проведению выборов (л. д. 10). Данное уведомление о проведении публичного мероприятия было получено администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области 01.11.2011 года, что подтверждается распиской (л. д. 10). 02.11.2011 года первым заместителем главы администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области Бородиным Ю.Д. организатору публичного мероприятия Чугуеву А.Ю. дан письменный ответ за № 2784/2-14 о том, что уведомление о проведении публичных мероприятий противоречит ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 40 Закона Московской области от 06.06.2011 года № 79-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы», в связи с чем не подлежит согласованию. В указанном письме также дано разъяснение о том, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» без согласования с органом местного самоуправления организатор публичного мероприятия не вправе проводить публичное мероприятие (л. д. 9). 15.11.2011 года первым заместителем главы администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области направлено письменное сообщение за № 2898/2-14 в отдел МВД России по Ступинскому району Московской области о том, что проведение публичного мероприятия в период с 04.11.2011 года по 02.12.2011 года на территории г. Ступино Московской области, организованного председателем совета местного отделения партии «Справедливая Россия» Чугуевым А.Ю., администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области не согласовано, и предложено принять исчерпывающие действенные меры по недопущению проведения несанкционированных публичных мероприятий на территории городского поселения Ступино в целях пресечения нарушений общественного порядка и обеспечения безопасности граждан в местах их массового пребывания. Согласно положениям ст.ст. 254 и 258 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего суд должен проверить, совершено ли оспариваемое действие либо решение в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и не нарушены ли права либо свободы гражданина. Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ и предусматривает процедуру согласования с органами государственной власти и местного самоуправления уведомлений о проведении мероприятий. Организатор публичного мероприятия не получает разрешение у органа местного самоуправления на его проведение, а лишь информирует о своих намерениях. Процедура согласования, предусмотренная вышеупомянутым Федеральным законом, предусматривает возможность органов государственной власти и местного самоуправления обратиться к организатору публичного мероприятия с предложением об изменении места и (или) времени его проведения, а также предложением об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, которое должно быть мотивированным (ч. 5 ст. 5) и обоснованным (п. 2 ч. 1 ст. 12). Недопустимость проведения публичного мероприятия для его организаторов может следовать только в случае недостигнутого консенсуса с органами местного самоуправления относительно места и (или) времени запланированного мероприятия. Поданное Чугуевым А.Ю. уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования соответствовало требованиям ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Доводы представителя администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области о том, что, указанная заявителем в уведомлении цель проведения публичного мероприятия - привлечение внимания граждан к проведению выборов противоречит ст. 48 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и ст. 40 Закона Московской области от 06.06.2011 года № 79-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы», так как предвыборная агитация не является привлечением внимания граждан к проведению выборов, суд находит несостоятельными, как не соответствующими положениям Конституции РФ и законодательству о выборах. Реализация права граждан на мирные собрания не может ставиться в зависимость от участия в тех или иных объединениях, поскольку иное вступало бы в противоречие сор ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство прав и свобод гражданина без какой-либо дискриминации, в том числе по принадлежности к общественным объединениям. Любое общественное объединение, отвечающее установленным требованиям к статусу организатора публичного мероприятия, обладает правом на подачу уведомления о проведении пикетирования с участием двух или более человек в срок не позднее трёх дней до его проведения. Необоснованно отказав в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, не предоставив организатору публичного мероприятия альтернативного варианта времени и (или) места его проведения, администрация городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области создала препятствия для надлежащей реализации заявителем Чугуевым А.Ю. права, установленного ст. 31 Конституции РФ, а также федеральным законодательством РФ, и данное право подлежало защите и восстановлению в судебном порядке в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия администрация городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области противоречат действующему законодательству, в связи с чем судом признаются незаконными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Чугуева Анатолия Юрьевича удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в согласовании проведения публичного мероприятия в г. Ступино Московской области в форме пикетирования с участием 2 граждан с использованием палатки-тента с символикой партии «Справедливая Россия» в период с 04.11.2011 года по 02.12.2011 года (включительно), с 08 часов до 18 часов, с целью привлечения внимания граждан к проведению выборов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья Е.В. Есин