Именем Российской Федерации
10 февраля 2012 г. п. Струги-Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области
в составе судьи Карповой М.В.
при секретаре Изместьевой Л.М.
с участием прокурора Стругокрасненского района Федоренкова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волоса А.В., Иванова А.О., Катунина И.В., Стрельникова С.Е., Савельева С.М., Степанова Н.И., Ермолаевой В.Н. к Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением политической партии КПРФ» для участия на выборах депутатов Стругокрасненского района пятого созыва по одномандатным избирательным округам №
УСТАНОВИЛ:
Волос А.В., Иванов А. О., Катунин И. В., Стрельников С. Е., Савельев С. М., Степанов Н. И., Ермолаева В. Н. обратились в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением политической партии КПРФ» для участия на выборах депутатов Стругокрасненского района пятого созыва по одномандатным избирательным округам №
Заявленные требования мотивированы тем, что указанным постановлением Территориальной избирательной комиссии принято решение отказать в регистрации их, как кандидатов, выдвинутых избирательным объединением политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации для участия на выборах депутатов Стругокрасненского района пятого созыва. Это постановление заявители считают незаконным по процедуре принятия и по существу.
Как следует из мотивировочной части обжалуемого постановления ТИК, основаниями к его принятию послужил тот факт, что выдвижение заявителей как кандидатов было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, что, по мнению ТИК, не соответствует Уставу КПРФ и, следовательно, нарушает порядок выдвижения кандидатов.
Считают данный вывод ТИК ошибочным, неверно толкующим избирательное законодательство и Устав политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту - Устав КПРФ).
Так, пункт 6.11 Устава КПРФ закрепляет норму о правомочности структурным подразделением - Бюро Комитета регионального отделения КПРФ - непосредственно выдвигать кандидатов и единые списки кандидатов на дополнительных и повторных выборах в органы местного самоуправления. Тем самым подтверждается факт того, что Устав КПРФ наделяет полномочиями по выдвижению кандидатов коллегиальный орган -Бюро Комитета регионального отделения партии - как субъект выдвижения кандидатов в ходе избирательной кампании.
Далее пункт 6.11 Устава КПРФ определяет, что Бюро Комитета регионального отделения КПРФ решает иные вопросы «...по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов партии».
В соответствии с п. 6.2 Устава КПРФ высшим органом регионального отделения КПРФ является Конференция, в компетенцию (не исключительную) которой входит вопрос выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты органов местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ Конференция Псковского областного отделения КПРФ передала полномочия по выдвижению кандидатов в депутаты органов местного самоуправления пятого созыва Бюро Комитета областного отделения КПРФ.
Данное решение принято в строгом соответствии с постановлением совместного Пленума Центрального Комитета КПРФ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ, который рекомендовал: «...предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты на соответствующих муниципальных выборах и иные выборные должности в органы местного самоуправления».
В соответствии с Уставом КПРФ (пункт 8.3), именно Центральный Комитет КПРФ правомочен толковать Устав КПРФ.
Таким образом, выдвижение предусмотренным Уставом КПРФ коллегиальным органом - Бюро Комитета регионального отделения - их кандидатами в депутаты Стругокрасненского района пятого созыва осуществлено в соответствии с Уставом КПРФ и в соответствии с федеральным законом «О политических партиях».
Считают, что мотивируя отказ в регистрации их кандидатами в депутаты, по основаниям того, что при выдвижении списка кандидатов избирательное объединение «Псковское областное отделение КПРФ» нарушило нормы Устава КПРФ, ТИК вышло за пределы своей компетенции.
Федеральный Закон «О политических партиях», статья 38, устанавливает: «Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренных уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы».
Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», ст. 7, таким органом уполномочено Министерство юстиции Российской Федерации.
Федеральным Законом «О политических партиях» так же урегулирован вопрос о процедуре признания незаконными решений и деятельности политической партии и её структурных подразделений.
До настоящего времени Министерство юстиции РФ не выносило письменного предупреждения в адрес Центрального Комитета КПРФ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии, которые на совместном Пленуме от ДД.ММ.ГГГГ приняли постановление, рекомендующее при проведении региональных Конференций предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты на соответствующих муниципальных выборах.
Отсутствует так же предписание Управления Министерства юстиции по Псковской области в адрес Псковского регионального отделения КПРФ о нарушении законодательства и норм Устава КПРФ при выдвижении кандидатов в депутаты коллегиальным органом областного отделения КПРФ - Бюро Комитета.
Таким образом, вывод ТИК о нарушении областным отделением КПРФ норм Устава партии при выдвижении кандидатов не основан на законе.
Кроме того, само постановление ТИК незаконно и по процедуре его принятия.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписано: «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата... извещает об этом кандидата...».
ТИК не известила их о выявленных недостатках в представленных документах, тем самым не исполнив вышеуказанное требование закона. В связи с этим заявители были лишены права, предусмотренного федеральным законом, вносить уточнения и дополнения в представленные документы (ст. 38, п. 1.1 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ст.36, п. 2. Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области»).
Заявители просят признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Стругокрасненского района незамедлительно зарегистрировать Иванова А.О., Волос А.В., Катунина И.В., Стрельникова С.Е., Савельева СМ., Степанова Н.И., Ермолаеву В.Н. кандидатами в депутаты Собрания депутатов Стругокрасненского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по одномандатным избирательным округам №
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель избирательного объединения КПРФ Федоров А.Н. поддержал заявленные требования, пояснил, что постановление Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района от ДД.ММ.ГГГГ вынесено по факту нарушения порядка выдвижения кандидатов, а именно потому, что кандидаты в депутаты выдвинуты Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, а не конференцией этого отделения. Однако полномочия по выдвижению кандидатов делегированы Бюро Комитета конференцией Псковского областного отделения КПРФ ДД.ММ.ГГГГ Бюро не вправе не исполнять обязанности, возложенные на него вышестоящим партийным органом.
Кроме того, ст.21 Федерального Закона «О политических партиях» не запрещает другим коллегиальным органам политических партий, кроме Конференции, принимать решения о выдвижении кандидатов или списка кандидатов. Уставы некоторых политических партий прямо предусматривают такую возможность. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004г №1313 единственным органом, который осуществляет контроль за соответствием деятельности политических партий уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, является Министерство юстиции РФ, которое вправе при выявлении нарушений вынести предупреждение. Таких предупреждений от контролирующего органа в адрес КПРФ не поступало. Ранее избирательное объединение КПРФ Псковской области выдвигало кандидатов (списки кандидатов) не на конференции, решения при этом не оспаривались. На конференции Псковского областного отделения КПРФ ДД.ММ.ГГГГ, на котором был решен вопрос о делегировании полномочий по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) Бюро, присутствовали представители Министерства юстиции РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области. Замечаний от них не поступило, что подтверждается протоколом.
Вопрос о делегировании полномочий Конференции Бюро Комитета областного отделения КПРФ является внутренним вопросом партии. Территориальные избирательные комиссии не наделены полномочиями по контролю над этими решениями. Территориальная избирательная комиссия также не наделена правом толкования Устава политической партии, согласно п.8.3 Устава КПРФ такое право имеет только ЦК КПРФ.
Поэтому у территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района не было оснований для отказа в регистрации кандидатов в депутаты.
Заявители Волос А.В., Катунин И.В., Савельев С.М. поддержали заявление, пояснили суду вышеизложенное.
Заявители Иванов А.О., Стрельников С.Е., Степанов Н.И., Ермолаева В.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены должным образом.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района Жемчужина М.Ф. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила следующее. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатов в депутаты, выдвинутого Псковским областным отделением КПРФ, вынесено в условиях нехватки времени, нехватки специалистов, поэтому в названии постановления допущена техническая ошибка в названии избирательного объединения. Вместо «избирательное объединение «Псковское областное отделение КПРФ», указано «избирательное объединение «Коммунистическая партия РФ».
С доводами заявителя о нарушении процедуры принятия решения представитель ТИК не согласился, так как, по его мнению, таких нарушений нет. Документы кандидатов КПРФ были заверены ДД.ММ.ГГГГ При принятии документов и их заверении избирательная комиссия не обнаружила недостатков. Но на заседании комиссии по регистрации кандидатов было обнаружено несоответствие порядка выдвижения кандидатов установленному законодательством. Поэтому о недостатках, поданных на регистрацию документов не было сообщено заявителям.
По существу отказа в регистрации кандидатов пояснила, что постановление вынесено на основании избирательного законодательства, в частности Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Федерального закона «О политических партиях», Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области». Также при вынесении постановления были учтены разъяснения, данные по их просьбе Управлением Министерства Юстиции РФ по Псковской области и Центральной избирательной комиссией.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов Струго-Красненского района четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Собрания депутатов Стругокрасненского района пятого созыва.
ДД.ММ.ГГГГ избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» были представлены в ТИК Стругокрасненского района для заверения документы: список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Стругокрасненского района пятого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам №
ДД.ММ.ГГГГ указанный список кандидатов был заверен территориальной избирательной комиссий Стругокрасненского района.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание территориальной избирательной комиссии, в ходе которого принято постановление об отказе в регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Стругокрасненского района» по одномандатным округам:
Иванова А.О. – по одномандатному округу №, Волоса А.В. – по одномандатному округу №, Катунина И.В.- по одномандатному округу №, Стрельникова С.Е. – по одномандатному округу №, Савельева С.М.- по одномандатному округу №, Степанова Н.И. - по одномандатному округу №, Ермолаевой В. Н. – по одномандатному округу №.
Постановление издано по документам, представленным избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», но постановлено отказать в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации». Судом установлено, что такое неправильное указание избирательного объединения является технической ошибкой и признается, что эта ошибка не влияет на существо дела.
Основанием принятого решения является то, что в нарушение п. 2 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» и п.п. 5.3 и 6.3 Устава КПРФ решение о выдвижении кандидатов в депутаты органа местного самоуправления принято не Конференцией регионального отделения КПРФ, а Бюро Комитета областного отделения КПРФ, в компетенцию которого в силу п.6.11 Устава входит выдвижение кандидатов в депутаты лишь на повторных и дополнительных выборах.
Суд считает указанные выводы территориальной избирательной комиссии не соответствующими требованиям закона.
В соответствии с п.2 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
В силу ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
В соответствии с п.2 ст.25 ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политических партий. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо органом, предусмотренным уставом партии.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В соответствии с Уставом КПРФ органами управления регионального отделения КПРФ являются Конференция (высший руководящий орган), которая в силу п.6.3 Устава вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения; Комитет (постоянно действующий руководящий орган), который в силу п.6.6 Устава вправе самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения, не относящиеся к компетенции высших органов КПРФ и конференций региональных отделений, и не урегулированные решениями указанных органов; Бюро Комитета, которое создается для решения политических, организационных и текущих вопросов и за пределами своей компетенции вправе принимать решения по другим вопросам по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов партии (п.6.11 Устава). При этом исключительность полномочий, то есть невозможность принятия решений иным органом, предусмотрена Уставом КПРФ лишь в отношении одного руководящего органа – Съезда КПРФ (п.7.2 Устава).
Пунктом 1.2 Устава КПРФ предусмотрена самостоятельность структурных подразделений партии в решении вопросов своей внутренней деятельности. Вместе с тем положения п.1.5 Устава КПРФ устанавливают, что действия региональных отделений КПРФ определяются решениями руководящих органов КПРФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Уставом. Вопросы официального толкования Устава в силу п.8.3 отнесены к компетенции Центрального Комитета КПРФ. В силу этого суд считает необоснованными ссылки представителя ТИК на письма Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области и Центральной избирательной комиссии в адрес председателя избирательной комиссии Псковской области Цветкова о рассмотрении его обращения по указанному вопросу, которые по сути являются толкованием Устава КПРФ во взаимосвязи с действующим избирательным законодательством.
Постановлением Х совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.8.3 Устава КПРФ в порядке толкования положений Устава партии постановлено рекомендовать региональным отделениям политической партии КПРФ при проведении региональных конференций предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты на соответствующих муниципальных выборах и иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Постановлением 2-го этапа ХХХVI конференции Псковского областного отделения КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ высший руководящий орган регионального отделения политической партии в установленном порядке делегировал полномочия Конференции по решению вопросов, связанных с участием избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления пятого созыва и на иные выборные должности в органы местного самоуправления Бюро Комитета областного отделения КПРФ.
В соответствии с п.11 ст. 8 ФЗ «О политических партиях» и п.1.2 Устава КПРФ деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным Законом.
Таким образом, законодательством для регионального отделения политической партии предусмотрена возможность самостоятельного усмотрения при решении вопросов внутренней деятельности, передача неисключительных полномочий одного органа регионального отделения политической партии другому, и она не может рассматриваться как нарушение требований федерального закона.
Поскольку в соответствии с пп. «б» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пп. «б» п. 8 ст.36 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области», основанием для отказа в регистрации кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», а суд не установил таких нарушений, постановление Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным.
Кроме того, суд считает, что Территориальной избирательной комиссией нарушен п.1.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из содержания которого следует, что избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных избирательным объединением документов, неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Данные требования закона избирательной комиссией выполнены не были, в связи с чем избирательное объединение Псковское областное отделение КПРФ было лишено возможности представить свои возражения при принятии решения об отказе в регистрации.
В соответствии со ст. 261 ГПК РФ, признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
В связи с тем, что установленный законом срок для регистрации кандидатов на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истек, восстановление прав избирательного объединения КПРФ возможно лишь при возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать список кандидатов.
По этой же причине суд считает возможным в соответствии с п.1 ст.212 ГПК РФ удовлетворить просьбу заявителей об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для заявителей, так как до регистрации списка кандидатов избирательное объединение лишено возможности вести предвыборную агитацию, решать другие вопросы, связанные с участием в выборах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 261, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Волоса А.В., Иванова А.О., Катунина И.В., Стрельникова С.Е., Савельева С.М., Степанова Н.И., Ермолаевой В.Н. к Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением политической партии КПРФ» для участия на выборах депутатов Стругокрасненского района пятого созыва по одномандатным избирательным округам № удовлетворить.
Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Стругокрасненского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Стругокрасненского района по одномандатным избирательным округам № в отношении кандидатов Иванова А.О., Волоса А.В., Катунина И.В., Стрельникова С.Е., Савельева С.М., Степанова Н.И., Ермолаевой В.Н..
Обязать Территориальную избирательную комиссию Стругокрасненского района зарегистрировать выдвинутых избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Стругокрасненского района по одномандатным округам кандидатов: Иванова А.О. – по одномандатному округу №, Волоса А.В. – по одномандатному округу №, Катунина И.В.- по одномандатному округу №, Стрельникова С.Е. – по одномандатному округу №, Савельева С.М.- по одномандатному округу №, Степанова Н.И. - по одномандатному округу №, Ермолаеву В. Н. – по одномандатному округу №.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: Карпова М. В. Решение вступило в законную силу 12.03.2012 г.