Решение вступило в законную силу 27.04.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2010г. Стрежевской городской суд Томской области в составе:

Председательствующего судьи - Чижикова Д.А.,

при секретаре - Шкорлухановой А.Г.,

с участием истца - Осипенко В.В.

представителя ответчика - Троицкой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Стрежевой гражданское дело № 2-45/10 по иску Осипенко В.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ г.Стрежевой о включении периодов работы в льготный трудовой стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Стрежевой Томской области с требованием о включении периодов работы в льготный трудовой стаж.

В обосновании иска истец указал, что в соответствии с приказом от 10.05.1982г. был принят на работу в С 06.10.1983г. переведен На основании приказа от 25.03.1987г. истец принят на работу в ООО УТ. Работа машиниста включена в «Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. (далее Список №2). 16 апреля 2009г. истцу исполнилось 50 лет. Он считает, что имеет право на пенсию по возрасту на основании п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Однако учреждением ему было отказано, поскольку ответчик не засчитал в льготный стаж период работы Просит обязать ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Томской области включить в льготный стаж, необходимый для назначения пенсии, период работы с 06.10.1983г. по 25.03.1987г. в ТК СБ

В судебном заседании истец доводы искового заявления поддержал по основаниям, в нем изложенным. Дополнительно пояснил, что ему необоснованно учреждение отказало в назначении пенсии, поскольку структурное подразделение ПО Т в котором работал истец, помимо основной деятельности, связанной с бурением скважин, осуществляла деятельность, направленную на добычу нефти. Истец осуществлял трудовые функции в бригадах освоения нефтяных скважин, которые работали на месторождении после завершения на нем (месторождении) процессов, связанных с бурением скважин. Пробуренная скважина доводилась бригадами освоения до конечного результата, до подачи (притока) нефти. В этот период производится опускание в скважину труб на глубину 2500-3000метров. Машинист производит пропаривание этих труб. Занимались на месторождениях установкой подъемника, . Спуск трубы в скважину, это часть технологического процесса добычи нефти. Работал с бригадами ПРС (подземный ремонт скважин). Данная работа сопряжена с вредными условиями труда. в области добычи нефти и газа, их работа не связана с процессами бурения, поэтому в Списке №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях,

Представитель ответчика Троицкая Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями истца не согласна.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика начальник ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Хмелек Б.А. не согласен с доводами Осипенко В.В., изложенными им в исковом заявлении, по следующим основаниям:

Решением начальника Управления от 10.12.2009г. №540 Осипенко В.В. отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с недостаточностью специального стажа. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ, пенсия по старости назначается мужчинам по достижению ими возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Постановление Минтруда РФ №16, постановление Пенсионного Фонда №19па от 27.02.2002г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее - Перечень) содержит перечень документов, необходимых для назначения трудовой пенсии. В соответствии с п.5 Перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в порядке ст.27 и 28 Закона №173-ФЗ, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 1 Перечня, должны быть приложены и документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Подобные документы могут быть выданы организациями, в которых заявитель работал, либо государственными (муниципальными) архивами, на основании первичных документов (лицевые счета, приказы и т.д.). В качестве документов, подтверждающих занятость на работах с тяжелыми условиями труда, Осипенко В.В. представил справку, выданную ОАО Т, в структурных подразделениях которого эти работы осуществлялись. По представленным документам, период работы с 06.10.1983г. по 25.03.1987г. ТК СБ не может быть включен в льготный стаж Осипенко В.В., так как организация, в которой заявитель работал ( не подтверждает особый характер работ в указанный период. В соответствии с Уставом, основным видом деятельности ТК СБ являлись работы по бурению. Раздел 12 Списка №2 «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» содержит три вида производств, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение: - бурение; - добыча нефти, газа и газового конденсата; - переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца. Должность предусмотрена только в подразделе добыча нефти, газа и газового конденсата. В разделе бурение данная должность отсутствует. Ответчик считает, что стаж работы Осипенко В.В. на работах с тяжелыми условиями труда с учетом применения Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, составляет 7 лет 19 дней, что не соответствует условиям, установленным законодателем, для досрочного назначения пенсии по основаниям, с которыми заявитель обратился. Простит суд отказать Осипенко В.В.. в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ОАО Т Сергеев П.Ю., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения иска, поскольку согласно перечню работ и профессий деятельность машиниста отнесена к деятельности в области добычи нефти и газа.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, изучив письменные документы, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в спорный период с 06.10.1983г. по 25.03.1987г. истец осуществлял трудовую деятельность в г.Стрежевом Томской области, в ТК СБ ПО Т , что подтверждается сведениями о работе в представленной трудовой книжке истца

В судебном заседании установлено, что при обращении Осипенко В.В. 11.11.2009г. за назначением пенсии в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Томской области в возрасте 50 лет при наличии для этого оснований (северный стаж не менее календарных 20 лет, специальный стаж 12,6 лет) истцу отказано в ее назначения досрочно, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

Решением начальника ГУ - Управление пенсионного фонда РФ г.Стрежевой от 10.12.2009г. №540 на основании п.п.2 п.1 ст.27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в назначении пенсии истцу Осипенко В.В. отказано, поскольку специальный стаж работы согласно списку №2 составляет 7 лет 19 дней. Период работы истца с 06.10.1983г. по 25.03.1987г. ТК СБ не подлежит включению в специальный стаж, поскольку ТК СБ выполняло функции бурения, а в подразделе «Бурение» раздела №12 Списка №2

В соответствии со п.2 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно ч.2 ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющим необходимый страховой и специальный стаж, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается на 5 лет.

Страховой стаж истца составляет 27 лет 03 месяца и 2 дня, в льготном исчислении стаж Осипенко В.В. составил 35 лет 06 месяцев и 2 дня. Стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 24 года 01 месяц 01 день.

Приведенные обстоятельства отражены в решении №540 от 10.12.2009г., подтверждены трудовой книжкой истца и не оспаривались сторонами в судебном заседании, в связи с чем, суд считает их установленными, поскольку в соответствии ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Рассматривая требование истца о понуждении ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, периодов работы в «ТК СУБР» с 06.10.1983г. по 25.03.1987г. и о назначении пенсии по старости, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.27 Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Должность машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки, в которой работал истец Осипенко В.В., в соответствии подразделом 2 раздела 12 Списка N2 в разделе добыча нефти, газа и газового конденсата отнесена к работам с тяжелыми условиями труда.

Согласно параграфу №8 раздела добыча нефти и газа Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих Выпуск 6 Разделы: "Бурение скважин", "Добыча нефти и газа" (утв. постановлением Минтруда РФ от 14 ноября 2000г. N81) деятельность машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки указана в разделе добычи нефти и газа.

В приведенном параграфе определена характеристика работ, осуществляемая машинистом в области добычи нефти и газа, а именно: подготовка паровой передвижной депарафинизационной установки, агрегата к работе на объекте. Ведение технологического процесса по депарафинизации нефтяных скважин, выкидных линий, нефтесборных установок, прогрев водоводов и других промысловых технологических объектов паром. Обвязка агрегатов со скважинами, промысловыми технологическими установками. Прокладка линий для депарафинизации или прогрева паром или горячей нефтью. Наблюдение за параметрами работы котла или нагревателя нефти, двигателя, контрольно-измерительных приборов и всех вспомогательных механизмов обслуживаемого агрегата, паровой передвижной депарафинизационной установки, монтаж и демонтаж оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов установки, выполнение профилактического и текущего ремонта оборудования, ведение журнала учета работы установки. Управление автомобилем.

Из анализа приведенных выше положений, суд приходит к выводу, что деятельность машиниста связана с добычей нефти и газа и отнесена к работам с особо вредными и тяжелыми условиями труда. В связи с этим, требование истца о включении спорного периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно обоснованно.

Доводы ответчика о том, что истец, работая в ТК СБ, не выполнял работы, связанные с добычей нефти и газа, поскольку основным видом деятельности организации, в которой трудился Осипенко В.В., является бурение, необоснованны и не подтверждены доказательствами.

В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено суду доказательств, бесспорно позволяющих установить вид деятельности ТК СБ «Положение об обособленном структурном подразделении акционерного общества открытого типа ПО Т - Тампонажном управлении от 1994г.», на которое ссылается ответчик, не является доказательством, подтверждающим деятельность истца в ТК СБ в оспариваемом периоде 1983-1987г.г. Суду не представлены сведения о деятельности структурного подразделения ПО Т - ТК СБ отсутствуют они и в архивах ОАО Т Данное обстоятельство следует из представленных суду архивных справок и пояснений представителя третьего лица.

В соответствии с п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.1 ст.27 и подп.7-13 п. ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно представленных суду архивных справок, пояснений представителя третьего лица, ТК СБ входило в структуру ПО Т Министерства нефтяной промышленности. Данное предприятие занималось как бурением скважин, так и добычей нефти и газа.

Как установлено в судебном заседании из пояснений истца, из показаний свидетеля С.А.., машинисты , работающие в ТК СБ непосредственно работали в области добычи нефти и газа, после завершения процессов бурения скважины, а также занимались подземным ремонтом скважин, что непосредственно относится к процессам, связанным с добычей нефти и газа.

Каких-либо оснований полагать, что истец выполнял функции связанные с бурением суду, не представлено.

Доводы ответчика о том, что истец не представил суду письменных доказательств, подтверждающих особый характер работ в области добычи нефти и газа, в связи с чем, в иске истцу надлежит отказать, суд находит не подлежащими удовлетворению.

Истец, по независящим от него причинам, лишен такой возможности, т.е. лишен возможности представить дополнительно письменные доказательства, подтверждающие характер его работы, выполнение тех или иных задач на предприятии, в том числе его работы с тяжелыми условиями труда, данное обстоятельство само по себе не может лишать его права на назначение пенсии. При этом судом установлено, что истец работал на предприятии ПО Т которое, по роду своей деятельности, занималось добычей нефти и газа.

В соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, суд считает, что истец Осипенко В.В. имеет право на пенсию со дня обращения за ней в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ г.Стрежевой, т.е. с 11.11.2009г.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Осипенко В.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ г.Стрежевой Томской области о включении периодов работы в льготный трудовой стаж удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ г.Стрежевой Томской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы Осипенко В.В. в должности машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки с 06.10.1983г. по 25.03.1987года в ПО Т в местности приравненной к районам Крайнего Севера и назначить ему пенсию по старости с 11.11.2009года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Стрежевской городской суд.

Председательствующий подпись Д.А. Чижиков

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2010г.