Решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2011 г.г.Стрежевой Томской области.

Стрежевской городской суд Томской области в составе

председательствующегоКоскиной И.Ю.,

при секретареФукаловой А.Н.,

с участием помощника прокурора г.Стрежевого Безпаленко В.В., представителя Думы городского округа Стрежевой Дементьевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом дело по заявлению прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Стрежевого в порядке ст. 45, ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, принятого Думой городского округа Стрежевой, обосновав свои требования следующим образом.

Решением Думы городского округа Стрежевой от 11.12.2009г. № 539 утверждено Положение «О порядке передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма работникам бюджетных учреждений, занимающим жилые помещения по договорам найма» (далее-Положение). Указанное Положение регулирует правоотношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилищным фондом, что относится к жилищному законодательству.

В соответствии с пп. «к» п.1 ст. 72 Конституции РФ, ч.1 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указанное Положение принято Думой городского округа Стрежевой за пределами предоставленных полномочий органам местного самоуправления. В нем закреплены нормы, противоречащие действующему законодательству.

Так, в разделе 2 Положения установлены иные основания и условия для передачи жилых помещений по договорам социального найма, по сравнению с перечисленными в ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Положение предусматривает возможность заключения договора социального найма с работниками бюджетных учреждений, занимающих жилые помещения по договорам найма, в зависимости от стажа их работы (не менее 7 лет в бюджетных учреждениях, расположенных на территории городского округа Стрежевой), отсутствия у них и членов их семьи жилых помещений в собственности либо по договору социального найма в городском округе Стрежевой, наличии статуса нуждающегося и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Администрации городского округа Стрежевой, статуса нуждающегося и состоящего на учете до 1.03.2005г. в качестве нуждающегося в жилых помещениях в бюджетных учреждениях городского округа Стрежевой. Между тем, федеральным законодательством, Уставом городского округа Стрежевой полномочий по установлению иных категорий граждан для заключения договоров социального найма Думе городского округа Стрежевой не предоставлено.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку неограниченное число граждан Российской Федерации, в том числе малоимущие жители городского округа Стрежевой, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, лишены возможности в получении жилых помещений для проживания.

Прокурор г. Стрежевого просит суд признать Решение Думы городского округа Стрежевой от 11.12.2009г. № 539 «Об утверждении Положения « О порядке передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма работникам бюджетных учреждений, занимающим жилые помещения по договорам найма» противоречащим законодательству и не действующим полностью со дня его официального опубликования, то есть с 24.12.2009г.

Помощник прокурора г. Стрежевого Безпаленко В.В. в судебном заседании заявление об оспаривании нормативного правового акта поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель Думы городского округа Стрежевой Дементьева Г.А., действующая на основании доверенности № 29 от 26.01.2011г., находит заявление прокурора г.Стрежевого необоснованным и не подлежащим удовлетворению, приведя следующие доводы.

В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с ч.2 ст. 51 Федерального закона от 6.10.2006г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» они праве отчуждать муниципальное имущество в соответствии с федеральными законами. Как собственник муниципального жилого фонда органы местного самоуправления в соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст. 671 ГК РФ.

Прокурор г.Стрежевого, ссылаясь на ст. 49 ЖК РФ, указывает, что по договору социального найма может быть предоставлено жилье только малоимущим гражданам, не учитывая при этом права граждан, которые состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Всего за время действия оспариваемого Положения, в соответствии с ним договоры социального найма были заключены с 65 гражданами, 18 из которых в настоящее время реализовали свое право на приватизацию жилья. Основное условие принятия решения о предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма- нуждаемость в жилом помещении и постановка на учет- в отношении всех указанных лиц было соблюдено.

До принятия Думой городского округа Стрежевой оспариваемого Положения было получено положительное заключение Прокуратуры г.Стрежевого № 1-65в-09 от 9.11.2009г. о соответствии правового акта закону.

Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора г.Стрежевого подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы граждан), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст. 6 п.1 пп.1 Устава городского округа Стрежевой, принятого решением городской Думы от 11.05.2005г. № 327 (с последующими изменениями редакций) Дума городского округа Стрежевой является представительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Стрежевой.

Решением № 539 от 11.12.2009г. Дума городского округа Стрежевой приняла Положение «О порядке передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма работникам бюджетных учреждений, занимающим жилые помещения по договорам найма», которое было опубликовано 24.12.2009г. в официальном печатном издании- средстве массовой информации газете «Северная звезда» № 205.

Указанным Положением установлен порядок передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отдельной категории граждан, а именно работникам бюджетных учреждений города, которые уже пользуются этими жилыми помещениями, но на условиях договора найма жилого помещения, заключенного в соответствии с нормами гражданского законодательства.

При изучении оспариваемого Положения судом установлено, что вопросы, урегулированные в нем, относятся к предмету ведения Российской Федерации, и не входят в круг полномочий, предоставленных органам местного самоуправления.

Предоставление жилых помещений гражданам по договорам социального найма регулируется жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 3-5 ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В ст. 14 ЖК РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, среди которых определение условий и порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма не предусмотрено.

Таким образом, оспариваемое Положение принято Думой городского округа Стрежевой за пределами своих полномочий.

Ссылки представителя Думы городского округа Стрежевой Дементьевой Г.А. на наличие таких полномочий в соответствии со с. 209 ГК РФ, Федеральным законом от 6.10.2006г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» суд находит несостоятельными, поскольку в приводимых в подтверждение этих доводов нормах прямо закреплено, что органным местного самоуправления должны осуществлять свои права в соответствии с федеральными законами. При этом принимаемые решения не должны противоречить законам, иным правовым актам, нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и охраняемые законом интересы граждан городского округа Стрежевой на получение жилых помещений по договорам социального найма, поскольку для определенной категории таких граждан в Положении « О порядке передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма работникам бюджетных учреждений, занимающим жилые помещения по договорам найма» предусмотрены иные, отличные от установленных федеральным законодательством, основания и условия предоставления жилых помещений по договору социального найма.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены в ст. 49-59 раздела 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 2-4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма:

- предоставляются из муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

- предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным в соответствии с законом нуждающимися в жилых помещениях. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями.

В соответствии с частью 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в случаях, перечисленных в части 2 статьи 57 ЖК РФ.

В оспариваемом Положении в разделе 2 в качестве оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрены: работа в бюджетных учреждениях, проживание в жилом помещении по договору найма, наличие стажа работы суммарно не менее 7 лет в бюджетных учреждениях, расположенных на территории городского округа Стрежевой. В качестве условий для передачи жилых помещений по договору социального найма предусмотрены: отсутствие у работника и членов его семьи жилых помещений в собственности либо по договору социального найма в городском округе Стрежевой; статус нуждающегося и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Администрации городского округа Стрежевой либо статус нуждающегося и состоящего на учете до 1.03.2005г. в качестве нуждающегося в жилых помещениях в бюджетных учреждениях городского округа Стрежевой.

Таким образом, с одной стороны оспариваемое Положение предусматривает иные, отличные от установленных федеральным законом условия и основания предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, а с другой стороны позволяет гражданам, соответствующим этим условиям, получить жилые помещения по договору социального найма до наступления их очередности в общем списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного суд признает Решение Думы городского округа Стрежевой от 11.12.2009г. № 539 «Об утверждении Положения « О порядке передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма работникам бюджетных учреждений, занимающим жилые помещения по договорам найма» не действующим полностью, как не соответствующее закону и нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.

Согласно представленным в суд документам на основании оспариваемого нормативного правового акта за весь период его применения 65 жилых помещений были переданы гражданам по договорам социального найма жилого помещения, 18 из которых в настоящее время переданы гражданам в собственность в соответствии с Законом РФ от 4.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд признает его недействующим полностью со дня обращения прокурора г.Стрежевого в суд с заявлением об его оспаривании, то есть со 2.02.2011г.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.

Признать Решение Думы городского округа Стрежевой от 11.12.2009г. № 539 «Об утверждении Положения «О порядке передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма работникам бюджетных учреждений, занимающим жилые помещения по договорам найма» противоречащим федеральному закону и недействующим полностью со дня принятия судом заявления об его оспаривании, то есть со 2.02.2011года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 2 марта 2011г.

Председательствующий:Коскина И.Ю.