Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 г.г.Стрежевой.
Стрежевской городской суд Томской области в составе
председательствующегоКоскиной И.Ю.,
при секретареФукаловой А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора г.Стрежевого Е.П.Башкаевой, представителя ответчика Нестеровой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом гражданское дело по заявлению прокурора г.Стрежевого, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Стрежевой о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Стрежевого обратился в Стрежевской городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации городского округа Стрежевой о понуждении к совершению действий, мотивируя свое требование следующим образом.
В марте 2011г. в ходе проверки прокуратурой г.Стрежевого установлено, что из числа лиц, осужденных к исправительным работам и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции № 17 Федерального бюджетного учреждения Межрайонной инспекции № 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области (далее - УИИ № 17), не отбывают назначенное судом наказание 7 лиц по причине отсутствия мест для отбытия наказания. Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 7.06.2010г. № 418 местом отбытия наказания в виде исправительных работ в городском округе Стрежевой определено ООО «Стрежевой теплоэнергоснабжение» (далее - ООО «СТЭС»). Однако с ноября 2010г. в ООО «СТЭС» по настоящее время вакансии для приема на работу лиц, осужденных к исправительным работам, отсутствуют. В связи с отсутствием вакансий в трудоустройстве отказано ряду осужденных
УИИ № 17 согласовывала с органами местного самоуправления различные организации, куда осужденные трудоустраивались самостоятельно, в качестве места для отбывания исправительных работ, которые ранее таковыми не являлись.
На 3 марта 2011г. не были трудоустроены ФИО19
В ответе на представление прокурора г.Стрежевого от 23 марта 2011г. Мэр городского округа Стрежевой отказался исполнять требование об определении мест для отбывания наказания лицами, осужденными к исправительным работам, по согласованию с УИИ № 17, сославшись на то, что Постановлением № 418 от 7.06.2010г. был утвержден Перечень мест, в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ, а трудоустройство осужденных и организация исполнения исправительных работ не входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Бездействие ответчика противоречит требованиям ст. 50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий. Таким образом, наряду с уголовно-исполнительной инспекцией органы местного самоуправления обязаны приводить в исполнение приговор суда в случае назначения осужденному наказания в виде исправительных работ.
Несоблюдение данных требований закона нарушает права осужденных на отбытие наказания, препятствует осуществлению основных целей и задач уголовно-исполнительного наказания.
Прокурор г.Стрежевого просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городского округа Стрежевой Томской области, выразившееся в неопределении и несогласовании с УИИ № 17 установленных мест для отбывания наказания лиц, осужденных к исправительным работам и обязать ответчика определить и согласовать с УИИ № 17 перечень установленных мест для отбывания наказания осужденных к исправительным работам, установив срок для исполнения решения суда в 1 месяц.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Стрежевого Башкаева Е.П. поддержала заявленные требования, уточнив, что прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Стрежевой в вопросе определения мест отбывания наказания осужденным к исправительным работам в период с 1.11.2010г. по 1.03.2011г. Работа по определению таких мест стала проводиться ответчиком только в марте 2011г. после представления прокурора г.Стрежевого. В настоящее время место отбытия наказания осужденным к исправительным работам определено Постановлением мэра городского округа Стрежевой от 27.04.2011г. Но до настоящего времени не трудоустроен осужденный к исправительным работам еще в 2009г. Б.Л.Г., и с 4 мая 2011г. не трудоустроен осужденный Чернов.
В письменных возражениях на заявление прокурора г. Стрежевого ответчик в лице мэра городского округа Стрежевой находит его не подлежащим удовлетворению, приводя следующие доводы:
1. 19.08.2010г. Стрежевским городским судом было прекращено гражданское дело по аналогичному иску прокурора г.Стрежевого в связи с отказом от поддержания исковых требований, что в соответствии с п.3 ч.1 ст. 134 ГПК РФ является основанием для прекращения производства по настоящему делу.
2. В полномочия органов местного самоуправления входит определение мест отбывания исправительных работ по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ. Иные обязанности в сфере отбывания наказания в виде исправительных работ на органы местного самоуправления не возложены.
На 2011г. перечень мест, в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ, определен в постановлении Администрации городского округа Стрежевой № 271 от 27.04.2011г. Тем самым ответчиком в полном объеме исполнена обязанность по определению места отбывания наказания в виде исправительных работ.
3. Ответчик предпринимает все возможные меры для определения мест, в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ. Но Администрация городского округа Стрежевой не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принудительно устанавливая обязанность хозяйствующих субъектов по предоставлению трудовых мест для отбывания наказания осужденным в виде исправительных работ.
4.В настоящее время осужденные Б.В.В., К.А.В., В.А.Г., Т.В.В., К.Е.А. трудоустроены при содействии Администрации городского округа Стрежевой, и доводы прокурора г. Стрежевой о их нетрудоустройстве не соответствуют фактическим обстоятельствам.
5. Ссылка в иске прокурора г.Стрежевого на положения ст. 392 УПК РФ необоснованна, так как указанная правовая норма не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по исполнению приговора суда.
6.Прокурор возлагает на орган местного самоуправления полномочия органа государственной власти, так как обязанности создавать рабочие места для отбывания наказания в виде исправительных работ, как это указано в исковом заявлении, у ответчика нет. Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009г. № 142, решение вопроса трудоустройства осужденного возложено на уголовно-исполнительную инспекцию.
7. В исковом заявлении не определен предмет иска, так как не указан период бездействия ответчика по рассматриваемому вопросу.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Стрежевой Нестерова Е.С., действующая на основании доверенности № 120 от 29.11.2010г., поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, полагая, что в ноябре и декабре 2010г. Администрация свою обязанность по определению мест отбытия наказания осужденным к исправительным работам исполнила в соответствии с законом, поскольку таким местом Постановлением мэра городского округа Стрежевой № 418 от 7.06.2010г. являлось ООО «СТЭС», при этом ответчик всегда согласовывал места индивидуального трудоустройства осужденных с УИИ № 17 по каждому конкретному обращению. В 2011г. общим местом отбытия наказаний осужденным к исправительным работам Администрация городского округа Стрежевой Постановлением № 217 определило ООО «СТЭС». Несмотря на то, что указанное постановление было вынесено 27.04.2011г., Администрация и до его принятия выполняло свою обязанность по определению мест отбытия наказания осужденным, о чем свидетельствуют соответствующие Постановления № 186 от 28.03.2011г., № 229 от 11.04.2011г., № 184 от 28.03.2011г.; 44 от 26.01.2011г., № 100 от 21.02.2011г., которыми были определены места отбытия наказания в виде исправительных работ в отношении осужденных К.А.В., Б.В.В., В.А.Г., Т.В.В., К.Е.А.
Заслушав стороны, свидетеля, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Доводы ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу суд находит несостоятельными, поскольку предметом исковых требований является бездействие ответчика, совершенное в период, начиная с 1.11.2011г., в то время как Определением Стрежевского городского суда от 19.08.2010г. было прекращено производство по делу по аналогичным исковым требованиям прокурора г. Стрежевого, но имеющим иное основание.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 2 от 10 февраля 2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определяет бездействие как неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (п.1).
В соответствии с ч.1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства осужденного.
В соответствии со ст. 6 Устава городского округа Стрежевой, принятого решением городской Думы от 11.05.2005г. № 327 (в редакции от 15.12.2010г.) Администрация городского округа Стрежевой является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и может наделяться отдельными государственными полномочиями.
Предусмотренные в ст. 39 УИК РФ полномочия по определению мест отбытия наказаний осужденным к исправительным работам в соответствии с Уставом городского округа Стрежевой, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 19 указанного Федерального Закона эти полномочия представляют собой отдельные государственные полномочия, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.5, п.6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:
1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;
2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В настоящее время на законодательном уровне не установлен перечень прав и обязанностей органа местного самоуправления, предоставляемых в связи с передачей отдельных государственных полномочий по определению мест отбытия наказания осужденным к исправительным работам. Не предусмотрены субвенции, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий. Переданные государственные полномочия ограничены возложением на органы местного самоуправления обязанности определять по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией места отбытия наказания для лиц, осужденных к исправительным работам.
Суд полагает, что соответствующую обязанность Администрация городского округа Стрежевой в ноябре и декабре 2010г. исполнила путем принятия мэром городского округа Стрежевой 7.06.2010г. Постановления № 418 «Об утверждении Перечня мест, в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ», которым определено, что местом отбытия наказания в виде исправительных работ является ООО «СТЭС», квота на 2010г. для данного предприятия установлена в 20 человек.
Суду не представлено доказательств того, что указанная квота была недостаточна, и причины отказа со стороны ООО «СТЭС» в ноябре-декабре 2010г. в трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам, заключались в том, что все 20 квотированных мест были заполнены лицами, отбывающими наказание в виде исправительных работ.
Напротив, согласно информации от 14.04.2010г. № 15-1177 ООО «СТЭС» в указанном предприятии работало только 8 человек, отбывающих наказание в виде исправительных работ. Из них приказом от 27.05.2010г. № 317-к осужденный к исправительным работам К.А.А. уволен за прогулы, приказом № 780-к от 16.09.2010г. осужденный к исправительным работам Б.Л.Г. уволен за прогулы.
Законодательно не определен механизм определения мест отбытия наказания осужденным к исправительным работам: должен ли это быть перечень предприятий, куда уголовно-исполнительная инспекция направляет осужденных, или в отношении каждого осужденного вопрос об определении для него места отбытия наказания должен решаться индивидуально.
Постановлением от 27.04.2011г. мэра городского округа Стрежевой «Об утверждении Перечня мест, в которых осужденные отбывают наказание в виде исправительных работ», таким общим местом определено ООО «СТЭС».
Как следует из представленных документов, помимо ООО «СТЭС», в котором осужденные к исправительным работам должны отбывать наказание, Администрация городского округа Стрежевой по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией определяла места отбытия наказания для конкретных лиц.
Так, Постановлением № 44 от 26.01.2011г. определено место индивидуального отбывания наказания осужденному Т.В.В.; Постановлением № 75 от 8.02.2011г.-осужденному П.М.Г.; Постановлением № 100 от 21.02.2011г.-осужденному К.Е.А.; Постановлением № 186 от 28.03.2011г. –осужденному К.А.В.; Постановлением от 28.03.2011г. № 184-осужденному В.А.Г., Постановлением № 229 от 11.04.2011г.- осужденному Б.В.В.
В судебном заседании, в том числе из пояснений свидетеля-начальника УИИ № 17 С.Е.Г., установлено, что Администрация городского округа Стрежевой не уклонялась и не отказывала в согласовании ни по одному случаю обращения уголовно-исполнительной инспекции с указанием конкретного предприятия, на котором возможно трудоустройство лиц, осужденных к исправительным работам.
Ответчиком представлены суду письма, направляемые мэром городского округа Стрежевой в 2010 и в 2011г. в различные предприятия городского округа Стрежевой в целях установления хозяйствующих субъектов, в которых имеются в наличии рабочие места для трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам.
Из пояснений свидетеля С.Е.Г. с ее стороны меры к трудоустройству осужденных не принимались, причины, по которым в ООО «СТЭС», несмотря на установленную на 2010г. квоту, было отказано в приеме на работу ряду осужденных, не выяснялись, из информации ОГУ «Центр занятости населения города Стрежевой» свободных рабочих мест для трудоустройства осужденных к исправительным работам в рассматриваемый судом период не было.
Прокурором города Стрежевого в представленном в суд заявлении не указано, какие меры обязана была предпринять, но не предприняла Администрация городского округа Стрежевой в целях выполнения обязанности по определению мест отбытия наказания лицам, осужденным к исправительным работам. Тем самым, выдвинутые требования о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Стрежевой, не обоснованы и не доказаны.
Как обоснованно указано в возражениях ответчика Администрация городского округа Стрежевой не наделена властными полномочиями обязать хозяйствующие субъекты трудоустраивать лиц, осужденных к исправительным работам, в связи с чем места для отбытия ими наказания определяются с согласия соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Требование прокурора г.Стрежевого об обязании Администрации муниципального образования городской округ Стрежевой определить и согласовать с УИИ № 17 перечень установленных мест для отбывания наказания осужденных к исправительным работам не конкретизировано.
Поскольку Постановлением от 27.04.2011г. такой Перечень ответчиком определен по согласованию с УИИ № 17, вынесение соответствующего судебного решения по данному вопросу не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г.Стрежевого, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Стрежевой о понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.
ПредседательствующийКоскина И.Ю.